Кризис беспокоит руководителей компаний и тех, кто работает на них. Количество вакансий и резюме начало сокращаться, из-за чего конкуренция за рабочие места увеличилась. Изменился спрос и на отдельные специальности — например, количество вакансий в медицинской сфере увеличилось в 1,5 раза. Ольга Мец из HeadHunter рассказала, как соискатели отреагировали на удаленную работу и готовы ли компании сокращать сотрудников.
Татарстан — в топ-20 регионов по сокращению количества вакансий
Рынок труда устроен так, что он не отражает реальной экономической ситуации в стране. Вместо этого он показывает настроения людей. Поэтому HR-сфера одной из первых чувствует приближающийся кризис и то, как соискатели реагируют на него.
С началом 2020 года общее количество вакансий начало постепенно нарастать. К февралю число предложений от работодателей достигло пика, а затем начало снижаться. К концу марта динамика вакансий по России снизилась со 121% до 116%.
В Татарстане количество предложений от соискателей снижалось почти каждую неделю марта, а к 6 апреля достигло -3%. С 13 по 19 апреля количество вакансий в республике по сравнению с началом марта сократилось на 13%. Так Татарстан попал в топ-20 регионов, где больше всего снизилось количество вакансий.
Количество резюме сокращается, однако конкуренция растет
Ситуация с количеством резюме обстоит примерно также, как и с вакансиями. Начиная с 23 марта мы видим замедление роста предложений от соискателей по России. В это время компании начали переводить людей на удаленку, а затем правительство РФ официально утвердило режим самоизоляции и нерабочие дни.
В целом по России с января по апрель 2020 года количество предложений от соискателей выросло на 15%. Однако по сравнению с 2019 годом динамика резюме по всей стране начинает снижаться — с 13% в начале года до 6% в апреле. Похожая ситуация наблюдается в Татарстане. Если в первую неделю марта количество резюме в республике увеличилось на 3%, то к 6 апреля этот показатель снизился до -3%.
Количество вакансий влияет на HH-индекс. Он показывает, сколько человек условно претендуют на одну вакансию. Так, по России HH-индекс в начале апреля сравнялся с результатами в начале года и достиг 7,1 баллов.
В Татарстане с марта по апрель уровень конкуренции держится на уровне 7,4−7,8 баллов. Индекс в республике оказался выше, чем в других регионах Поволжья. Например, к 6 апреля HH-индекс в Нижегородской области составил 5,9 баллов, а в Пензенской области — 4,1 балла. Самую сильную конкуренцию в ПФО зафиксировали в Самарской области — там HH-индекс два месяца держится выше 8 баллов.
Спрос на специальности изменился
Эпидемия коронавируса повлияла на общее количество вакансий, а также изменила спрос на отдельные специальности. В России с марта по апрель на 60% вырос спрос на врачей и фармацевтов. Прирост медицинских вакансий оказалась настолько значительным, что повлиял на предложения всех работодателей в стране. Намного меньше приросли вакансии в добывающей отрасли — на 6% за полтора месяца. Еще меньше увеличилось количество вакансий в услугах бизнесу — 4%.
Больше всего сократилось количество вакансий в сфере культуры и искусства — на 36% с начала марта. Также пострадали сферы, где оказывали услуги населению (-31%) и продавали товары народного потребления (-25%).
Динамика резюме по отраслям несколько отличается от спроса на вакансии. С начала марта до середины апреля во всех отраслях снизилось количество предложений от тех, кто ищет работу. За полтора месяца ни в одной отрасли не увеличилось количество резюме.
Больше всего количество соискателей сократилось в двух сферах: «фитнес» и «начало карьеры». В этих категориях количество резюме уменьшилось на 11%. Меньше всего сократилось предложений в сферах маркетинга, ИТ и консультирования — на 2% меньше. В целом количество резюме в России за полтора месяца сократилось на 6%.
Искать работу стало тяжелее
Кроме исследований рынка вакансий и резюме HeadHunter опросил работодателей и соискателей. На вопросы исследователей в марте-апреле ответили 11 286 соискателей, а среди работодателей — 384 человека.
Большинство людей в поиске работы заявили, что им сложнее работать дома, чем на привычном рабочем месте. Со временем количество недовольных ответов выросло — если 23 марта 8% опрошенных заявили, что им стало «точно сложнее» работать, то к 30 марта их доля увеличилась до 13%. Доля тех, кому «точно легче» работать дома, сократилась к началу апреля с 18% до 15%.
Опрос также показал, что большинство работодателей не компенсирует сотрудникам расходы на удаленке. Причем доля этих ответов увеличилась через три недели с 54% до 62%. Другая часть респондентов заявила, что компании предоставили им компьютеры и телефоны для работы. Количество ответов на этот вопрос, наоборот, уменьшилось за три недели с 39% до 33%.
Соискатели чаще всего заявляли, что им стало тяжелее искать работу в период эпидемии. С 20 марта по 6 апреля доля этих ответов выросла с 55% до 74%. При этом никто из респондентов не заявил, что работу стало искать легче.
Компании негативно оценивают свое положение
После начала кризиса руководители стали пессимистично отзываться о состоянии бизнеса. Треть респондентов негативно оценили положение своих компаний на рынке — в августе 2019 года количество таких ответов составляло 10%. Параллельно сократилось количество «стабильных» (с 49% до 36%) и позитивных (с 37% до 18%) оценок компаний.
При этом заметно, что чем меньше сотрудников в штате компании, тем хуже оценка руководителей. Например, у компаний со штатом меньше 100 сотрудников доля негативных ответов была больше на 19 п.п., чем у компаний со штатом более 3 тыс. человек. Также заметно, что компании из ПФО чаще оценивают свое положение как «крайне позитивное», чем в других округах.
75% руководителей заявили, что из-за кризиса не стали увольнять сотрудников. 20% руководителей пришлось расстаться с работниками, из которых 82% были рядовыми специалистами. Более негативными оказались ответы в перспективе полугода — 25% собственников считает, что через 6 месяцев им придется сократить штат.
С началом кризиса зарплаты сотрудников не изменились — об этом говорят 62% руководителей. 23% опрошенных отметили, что им пришлось урезать гонорары работникам. Через полгода зарплата сотрудников также не изменится, заявили 30% опрошенных. При этом 39% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
Ольга Мец,
Директор HeadHunter по маркетингу и PR
Записано по выступлению на Synergy Online Forum
Записал Александр Токарев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: