Инвестиции. Личный опыт
05 Октября 2021, 08:00

Финансовая грамотность — не только знания, но и навыки эффективного управления деньгами

Управляющий Отделением Банка России — Национальным Банком по Республике Татарстан Марат Шарифуллин — о признаках финансовых пирамид, безопасности и основах инвестирования.

— Марат Дамирович, какие признаки свидетельствуют о нелегальной деятельности организации на финансовом рынке?

— Это деятельность компаний, не имеющих лицензии Банка России, если для такой деятельности лицензия обязательна, либо не состоящих в государственных реестрах, а также деятельность мошеннических организаций, действующих под видом оказания услуг на финансовом рынке.

Отсутствие лицензии Банка России, отсутствие компании в реестре — самый очевидный признак нелегальной финансовой деятельности.

Проверить, есть ли у компании лицензия или входит ли она в соответствующий государственный реестр, можно на сайте Банка России в разделе «Проверить финансовую организацию».

Кроме того, Банк России публикует на своем сайте список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке. Сейчас в списке представлено более 2,6 тысяч компаний, выявленных начиная с 2020 года. По каждой из них указаны наименование, характер незаконной деятельности, адрес сайта и другие сведения.

Один из видов нелегальной деятельности на финансовом рынке — финансовые пирамиды. Это мошеннические проекты, привлекающие деньги, имитируя выгодные вложения.

Кроме отсутствия данных об организации в реестрах Банка России, существует несколько общих признаков, характеризующих финансовую пирамиду: обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень, гарантирование доходности (что запрещено на рынке ценных бумаг), агрессивная реклама в средствах массовой информации, Интернете, отсутствие какой-либо информации о финансовом положении организации и выплата денежных средств за счет новых привлеченных участников.

Наличие одного из признаков не является достаточным основанием для однозначного отнесения той или иной организации к нелегальным участникам рынка. Для правоохранительных и надзорных органов обозначенные признаки — один из сигналов для проведения проверки в отношении организации.

— К каким уловкам чаще всего прибегают мошенники, какие новые схемы обмана они практикуют?

— Мошенники применяют как хорошо проверенные схемы, так и используют новые.

Распространенным способом остается телефонное мошенничество. Злоумышленники научились подменять номер, с которого звонят, так, чтобы на экране мобильного телефона высвечивался телефон банка. Это делает схему убедительнее: видя привычный номер, люди не сразу распознают обман.

Мошенники предлагают получить некий выигрыш или «компенсацию от государства» либо прикидываются попавшим в беду родственником, представляются сотрудниками правоохранительных органов и т. д.

Есть и случаи мошенничества с использованием имени Банка России. Мошенники под видом сотрудников Банка России звонят или присылают смс-сообщения о «сбое в системе» или блокировке банковской карты, а для устранения проблемы просят совершить какие-то операции, сообщить персональные данные или реквизиты карты. Если вам звонят и от имени Банка России просят сообщить персональные сведения, в том числе данные банковских карт, платежные реквизиты или перевести деньги на «безопасный счет» — это мошенники. Сотрудники Банка России людям сами никогда не звонят и никакие персональные данные не спрашивают.

Кем бы ни представлялись мошенники и какую бы легенду они ни придумали, их цель — получение информации о банковской карте: сроке ее действия, ПИН-коде, трехзначном коде с оборотной стороны, пароле из СМС и push-сообщений от банков, других личных данных.

Мошенники часто используют психологические приемы: говорят быстро и уверенно, употребляют в речи профессиональные термины, включают фоном звуки, имитирующие работу колл-центра. Могут даже пугать, убеждать, торопить, чтобы узнать или получить то, что им нужно.

Поэтому личную информацию и реквизиты карты незнакомцам сообщать нельзя. По сомнительным ссылкам из писем и сообщений переходить опасно: можно заразить гаджет вирусом, который передаст всю необходимую информацию преступникам. А информацию от звонящих и пишущих с просьбой срочно перевести деньги стоит проверять. Как минимум, спросите что-то, о чем известно только вам и человеку, за которого себя выдает ваш собеседник.

Дистанционным услугам доверяют многие, чем воспользовались и финансовые мошенники. Предложения нелегальных финансовых услуг они перевели в онлайн, например, в социальные сети, причем иногда создатели таких схем не только не открывают офис, но обходятся даже без сайта. Если же речь идет об организации, имеющей хоть какое-то зарегистрированное юридическое лицо, то очень часто местом «прописки» выбирается иностранное государство. Это делается, чтобы, с одной стороны, показать свою легальность и успешность, с другой — чтобы правоохранительные органы, Банк России не смогли оперативно принять в отношении них необходимые меры.

Шарифуллин Марат Нацбанк Татарстана
Марат Шарифуллин убежден, что инвестировать можно начинать, если у человека есть свободные деньги, он хочет попробовать извлечь из них еще больше выгоды и при этом осознает риски

— Куда обращаться при обнаружении нелегальных схем и компаний?

— При обнаружении сомнительных или откровенно нелегальных схем необходимо обращаться в правоохранительные органы и сообщать об этом в Банк России. Это можно сделать одним из следующих способов: через Интернет-приемную Банка России или с помощью сервиса Анонимное информирование на сайте регулятора.

— Финансовая безопасность зависит от того, насколько финансово подкованы люди. Но ведь, финансовая грамотность влияет и на качество жизни граждан?

— Верно, финансовая грамотность — это не только знания, но и навыки эффективного управления личными финансами, в том числе планирования семейного бюджета, грамотного выбора и использования финансовых продуктов и услуг, умения защитить свои права, формирования финансовой «подушки безопасности» для поддержания привычного уровня жизни в различных жизненных обстоятельствах. Все эти умения — одно из условий, влияющих на повышение качества жизни граждан.

— Как можно бесплатно повысить личную финансовую грамотность?

— В настоящее время доступна и специализированная литература, и интернет-источники. Начать лучше с основ. Полезную и достоверную информацию о финансах можно найти на просветительском сайте Банка России «Финансовая культура». Сайт предназначен для широкой аудитории и нацелен на формирование финансовой культуры граждан.

Банк России также реализует ряд онлайн-проектов по финансовому просвещению, которые позволяют участнику задать интересующие его вопросы экспертам. Преимущество таких проектов — дистанционный формат, позволяющий получить доступ к знаниям любому человеку прямо из дома независимо от места жительства, даже в труднодоступных населенных пунктах.

В частности, это проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности» для учащихся средних, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций. Все татарстанские школы подключаются к урокам, что говорит об их востребованности.

Для студентов и взрослого населения проводятся вебинары по инвестиционной грамотности «Грамотный инвестор»; для людей старшего поколения — онлайн-уроки «ПенсионФГ», в ходе которых слушатели узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.

— Кто и как защищает права потребителей финансовых услуг?

— Защита прав потребителей финансовых услуг — одно из важных направлений работы Банка России как мегарегулятора финансового рынка страны. Банк России следит за соблюдением финансовыми организациями обязательных условий договора, препятствует навязыванию услуг, сокрытию от клиентов существенной информации, введению их в заблуждение и другим недобросовестным практикам.

Граждане могут обращаться в Банк России с вопросами о деятельности финансовых организаций и жалобами на нарушение их прав такими организациями.

Если компания нарушает законодательство или нормативные акты Банка России, регулятор проведет проверку и при необходимости примет меры надзорного реагирования.

С жалобами на нарушение прав потребителей финансовых услуг можно также обращаться в правоохранительные органы, Роспотребнадзор, при возникновении имущественного спора с финансовой организацией с размером требования не более 500 тыс. рублей (за исключением договоров ОСАГО) — к финансовому уполномоченному.

— Что нужно знать об основах инвестирования, чтобы грамотно распоряжаться своими финансами?

— Если вы решили инвестировать, важно понимать, что при инвестировании доходность не гарантирована в отличие от банковского вклада, а инвестированные средства не застрахованы государством. Стоит придерживаться следующих правил.

Определите цель ваших вложений и выберите в соответствии с ней инструменты для сбережения и инвестиций. У сбережений и инвестиций разные цели. Сбережения — это финансовая «подушка безопасности», деньги, которые вам нужно сохранить. Они должны быть защищены и доступны в любой момент. Этим требованиям отвечает банковский вклад. Инвестиции — это деньги, которые в случае неудачи вы готовы потерять, и для вашего бюджета это некритично.

Инвестиции — это уже предпринимательская деятельность, и ее цель — получить больший доход за счет большего риска.

Быть инвестором стоит, если у человека есть свободные деньги, он хочет попробовать извлечь из них еще больше выгоды и при этом осознает риски. Целесообразно сначала отложить деньги на жизнь и непредвиденные расходы, создать финансовую «подушку безопасности», например, в виде банковского вклада, которая позволит в течение нескольких месяцев поддерживать привычный уровень жизни.

Начать инвестировать можно с любой суммы, даже с 1000 рублей. Но такой объем, например, при торговле на рынке ценных бумаг, не компенсирует ни комиссию брокера, ни время, потраченное на торги. Поэтому стоит начинать инвестировать, если вы готовы рискнуть несколькими десятками тысяч рублей.

Обязательно изучите информацию о финансовых инструментах, определить, какую доходность возможно получить, инвестируя в данные финансовые инструменты, пройдите обучение. Оцените риск, на который готовы пойти. Чем выше потенциальная доходность, тем выше и вероятность потенциальных потерь.

Подумайте, сколько времени вы готовы тратить на изучение ситуации на рынке и ее анализ. В зависимости от этого решите, готовы ли вы действовать самостоятельно через брокера или лучше обратиться к другому посреднику — доверительному управляющему.

— Что бы вы могли порекомендовать почитать тем, кто хочет лучше разбираться в новых финансовых продуктах, лучше управлять своими личными финансами и может даже инвестировать, или зарабатывать на бирже?

— Как я уже говорил, существует специальный информационно-просветительский ресурс Fincult.info, где в простой и доступной форме разобраны ситуации, с которыми может столкнуться каждый — от необходимости взять кредит и выбрать наиболее удачный вариант накопления денег до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии.

Шарифуллин Марат Дамирович

Управляющий отделением - Национальным банком по РТ Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1
Библиотека
04 Мая 2025, 12:04

Создание успешного бренд-медиа: для издателей, маркетологов и главредов

TatCenter и «Питер» публикуют отрывок из книги Родиона Скрябина «Как сделать крутое бренд-медиа». В ней впервые собраны все знания о том, как привлекать читателей и превращать их в клиентов. Книга рассказывает о том, как делать блоги и бренд-медиа, как их развивать и продвигать, а также собирать команду и оптимизировать бюджеты. Издание будет полезно маркетологам, издателям, главредам, бренд-директорам, авторам и всем, кому поручили делать блог или бренд-медиа.

Как сделать бренд-медиа, которое будет кому-то нужно

Готовых решений нет

Когда вы поняли, что вам все-таки нужно бренд-медиа, вы начинаете думать, каким и о чем оно будет — какой будет концепция. Здесь требуется дисклеймер: я понимаю, что вы хотите увидеть пошаговую стратегию, чек-листы, списки, Google-таблицы о создании проекта. Но мой опыт говорит, что разработка каждого бренд-медиа — это путь с нуля.

Чтобы задать нужное направление вашему медиа, до запуска необходимо ответить на вопросы.

Какую пользу будет приносить бренд-медиа?

Как оно привлечет внимание читателя и развлечет его?

Как оно должно окупаться?

Как мы будем получать трафик?

Не слишком ли много надо платить людям?

Контент-маркетинг — это дорого, здесь нет стандартных решений. Приходится много думать, и часто над концепцией работает много настоящих экспертов с немаленьким ценником на свои услуги.

То, что вы прочитаете в этой главе, — база, необходимая, чтобы подступиться к разработке концепции конкретно вашего издания.

Лестница Ханта

Для создания стратегии контент-маркетинга, а значит, и для концепции бренд-медиа, есть хороший инструмент — лестница Ханта. Бен Хант описал ее в книге «Конверсия сайта. Превращаем посетителей в покупателей». Ведь задача бренд-медиа не только в том, чтобы быть интересным и классным медиа, но и чтобы принести своему бренду прибыль.

По Ханту, узнавание бренда клиентом состоит из пяти ступеней.

1.

Проблемы нет. На этом этапе клиент еще не понимает, что он может облегчить себе жизнь с помощью вашего продукта. Например, не знает, что можно работать не на заводе, а программистом.

2.

Проблема появилась. Клиент осознал, что испытывает некоторую трудность. На заводе мало платят и никаких перспектив, а вот программисты получают много.

3.

Поиск решения проблемы. Клиент понимает, что теоретически он может выучиться на программиста.

4.

Выбор решения. Клиент изучает различные виды курсов, читает статьи и отзывы.

5.

Покупка. Клиент покупает курс.

Лестница Ханта помогает бренд-медиа планировать темы так, чтобы работать не только на развлечение и удержание читателя, но и на привлечение денег и клиентов для компании.

Бренд-медиа работает с лестницей Ханта с первой ступени — когда проблемы еще нет. Читатель всегда может наткнуться на наши развлекательные тексты. Уже полюбив наше медиа и читая очередную статью, он увидит баннеры или комментарии экспертов по теме и осознает, что у него есть проблема и что мы можем ее решить.

Вот как выглядит лестница Ханта на примере журнала «Код».

1.

Клиент читает развлекательный материал в журнале. Ему интересно, он подписывается на наши соцсети и начинает регулярно смотреть, что мы пишем.

2.

В какой-то момент, прочитав список статей о программировании и решив несколько легких задачек, он понимает, что начать работать в IT — реально.

3.

Клиент начинает изучать школы программирования. Он уже регулярно натыкался у нас на рекламу «Практикума».

4.

В очередной день он видит в соцсетях «Кода» промокод для подписчиков на обучение в «Практикуме» — выбор очевиден.

5.

Читатель идет на сайт «Практикума» и покупает обучение.

Очевидные и неочевидные концепции

Можно придумать много разных признаков, чтобы оценить концепцию для бренд-медиа, но базовый подход такой: концепции бывают очевидные и неочевидные.

Очевидные концепции, или, как я их еще называю, концепции с первой полки, — это решение в лоб. Делаем еду — пишем про еду; делаем презервативы — пишем про секс; делаем банк — пишем про деньги и финграмотность. Ничего стыдного в очевидных концепциях нет. Но если ниша уже занята чем-то большим и качественным, реализовывать вторую такую концепцию не нужно.

Пример. У вас бренд матрасов Askona. Естественно, разбудите любого креатора ночью — и он предложит компании блог о здоровом сне. Потому что это логично, и сон — очень важная штука. От того, насколько комфортно мы спим, зависит то, насколько хорошо мы работаем.

Либо блог компании «Диван.ру» — о мебели и красоте дома. Подход неоригинальный — он с первой полочки.

Или у нас магазин гаджетов «Ситилинк», и нужно сделать для него медиа. Про что будем писать? Про гаджеты. А чем такой журнал отличается еще от тысячи журналов про гаджеты? Ничем.

Неочевидные концепции — это изящное решение, в котором производная от продукта тема не эксплуатируется в лоб, но клиент все равно органично вписывается.

Хороший пример неочевидной концепции — наш «Кинжал»: продуктовая тема IT, но она не формирует журнал. Идея журнала — развивать софт-скилы, а не «разрабатывать разработку». Месседж: в IT могут работать и технари, и гуманитарии, а их общее место — это как раз мусор в голове. Объединили много разных людей, продали им всякие интересные продукты. Бум!

У неочевидных концепций две проблемы: во-первых, их сложнее придумывать, потому что нужно уметь проводить креативную трансформацию и немножко понимать, как устроены люди; во-вторых, клиенты пока не слишком готовы к таким решениям на рынке — их сложнее продавать.

Пример. Есть «Таймпэд» — это сервис, который зарабатывает на чужих мероприятиях. Кто-то организует концерты, люди покупают билеты, «Таймпэд» получает процент с продаж — у всех профит. Выходит, что «Таймпэду» выгодно продвигать классные события своих партнеров и получать больше комиссионных. Напрашивается логичная идея — создать журнал-афишу, который будет рассказывать об интересных мероприятиях. Это идея прямо с первой полки. Есть один момент: чтобы это работало, журнал должен быть очень массовым.

«Таймпэду» можно сделать журнал для организаторов событий: идеи, деньги и т. д. Организаторов сильно меньше, чем посетителей, они хотят получать больше денег, «Таймпэд» зарабатывает больше от их «скиловости» — и снова профит для всех. Научить десять человек делать хорошие мероприятия и зарабатывать больше денег проще, чем рассказать тысяче человек о вариантах досуга.

Почему бренд-медиа должно быть нишевым изданием

Есть несколько причин, по которым я советую создавать именно нишевое бренд-медиа, а не издание для широкого читателя.

Лояльная аудитория. Датский технический университет (DTU) провел исследование, которое показало, что внимание аудитории ограниченно. Ученые замерили, как долго и насколько активно аудитория обсуждает в «Твиттере» события, и выяснили, что в 2013 году активность вокруг конкретной темы была значительно выше, чем в 2016-м. Во все годы на пике интерес к теме был одинаковым, но чем сильнее развивались медиа, чем больше выходило материалов, тем быстрее интерес читателей к инфоповодам спадал.

Объем коллективного внимания — неизменный и ограниченный ресурс. И чем больше становится источников информации, тем больше размывается внимание, тем меньше его уделяется конкретному новостному поводу. Проблема включенного внимания — один из основных вызовов для медиа сегодня.

Почти всегда, когда мы придумываем концепт для медиа, хочется сделать что-то широкое, «для всех людей на свете», чтобы его читали десятки миллионов. Кажется, что чем шире тема, тем больше трафика и больше возможностей. Но все широкие ниши давно заняты изданиями, которые научились вытаскивать дешевый трафик. Поэтому широкая ниша привлекательная, но дорогая и беспонтовая.

Пример. Сегодня «Комсомольская правда» — самое крупное диджитал-медиа на русском языке. Надо просто это принять и смириться с этим. Там есть материалы буквально обо всем. Они научились вытаскивать трафик из сериалов, которые еще не вышли, — массово делают заглушки с анонсом и описанием. Их не перепрыгнуть. Но если мы хотим получить узкую информацию, мы пойдем не в «Комсомолку», а в нишевое медиа. Например, если мы хотим узнать что-то из доказательной медицины, то пойдем в «Купрум». А если про воспитание ребенка — в «Нет, это нормально». Скорее всего, в каждом случае выберем нишевое медиа.

И аудитория обращает все больше внимания на нишевые медиа, которые обладают глубокой экспертностью в своей теме.

Несколько лет назад экспертностью заинтересовались и поисковики. Сначала в 2019 году Google обновил поисковые алгоритмы Medic Update. В 2020 году «Яндекс» добавил алгоритмы YATI, которые анализировали текст более глубоко, искали в нем смыслы и экспертов. В результате контент от авторов, которые разбираются в теме, стал чаще появляться высоко в поисковой выдаче. Тенденция сохраняется. По этому же пути идет Google — например, его фильтры пессимизируют шаблонные тексты на широкие темы.

Пример. В журнале «Код» мы принципиально решили, что не будем делать дорогие в производстве статьи. Все материалы пишутся легко и быстро, потому что автор — эксперт. Между обычным редактором и редактором, знающим основы машинного обучения, мы выберем второго.

Глубокая экспертность — вот чем нишевое медиа завоевывает любовь читателя. Узкая ниша — больше экспертности, выше ретеншен, есть куда развиваться.

Бренды любят нишевые медиа.

Добывать деньги в медиа мучительно. У крупных медиапроектов есть преимущество с точки зрения рекламодателя: большое количество трафика, больше опыта работы, например, с нативной рекламой. Но есть и недостаток — размытая целевая аудитория. Большое медиа читает слишком много людей, которым интересны разные темы.

Пример. Когда я работал в «Лайфхакере», у нас была проблема с рекламой женских брендов. Аудитория «Лайфхакера» на тот момент составляла 30 млн человек, из них половина — женщины. И в целом мы могли сказать рекламодателю, что, покупая рекламу в «Лайфхакере», вы покупаете аудиторию в 15 млн женщин. Но такие бренды любят работать с нишевыми СМИ — и они шли не к нам, а в женские журналы. Чтобы решить эту проблему, «Лайфхакер» запустил издание «Горящая изба».

Бренды любят работать с нишевой аудиторией, потому что она максимально вовлечена и лояльна к изданию, которое читает.

В какой-то момент любому медиа становится сложно искать новых читателей. И крупные, и нишевые издания рано или поздно упрутся в плато прироста аудитории. И как поступают в этом случае крупные издания? Они прирастают нишевыми проектами, делают ставку на них.

Яркий пример — холдинг Vox media, который скупил кучу нишевых медиа: The Verge — про технику, Polygon — про компьютерные игры, Curbed — про недвижимость и городской дизайн и др.

Как придумать рабочую идею

Есть два глобальных способа придумать идею.

Первый — сесть и придумать. Он действует, если вы делаете медиа инхаус: вы уже работаете в бренде, понимаете, какая у него аудитория, и придумываете для нее ламповую концепцию. А еще — вам не надо защищать концепцию перед внешним заказчиком.

Второй способ подойдет, если вы создаете концепцию для клиента. Тогда к ее созданию можно подойти более структурированно, с помощью инструментов, о которых я расскажу ниже.

Мета, суперсила и контент

В «Палиндроме» мы выделяем три уровня идей.

Мета — большая идея, которая возникает в первую очередь, когда вы садитесь придумывать медиа.

Пример. Мы продаем автомобили, и однажды у нас возникает идея: давайте сделаем классное издание про автомобили. Такая формулировка обычно используется начинающими креаторами или людьми, которые никогда не делали медиа. На самом деле она нам ничего не говорит. Поэтому мы переходим на следующий уровень. Пытаемся из определения «классное» вычленить суперсилу бренда.

Прикладной — суперсила вашего бренда, то есть то, чем контент издания может быть полезен читателю.

Пример. У нас будет издание для людей, которые хотят купить автомобиль до 700 тысяч рублей или у которых уже есть такой автомобиль. Так мы формируем нишу. Суперсила в том, что наше издание помогает людям, у которых недорогие машины.

Содержательный — контент, который вы будете делать в медиа.

Пример. Этот уровень — проверка, можем ли мы накидать контент-план, придумать ресурсный подход для нашего издания. (О ресурсном подходе в этой книге будет отдельная глава.) То есть нам надо понять, что мы можем нагенерировать достаточно идей для статей про недорогие машины для их владельцев.

Перечисленные уровни позволяют нам ответить на два вопроса:

почему люди возвращаются в наше издание — ретеншен;

что конкретно читают люди — содержание. Здесь мы измеряем глубину прочтений, количество страниц за сеанс и другие показатели.

Для нишевых изданий самый важный параметр — ретеншен, то есть насколько часто люди возвращаются в ваше медиа.

Пример журнала «Код»

1.

Большая идея: это журнал «Яндекс Практикума» о технологиях и программировании. Очень общая концепция.

2.

Суперсила: мы помогаем преодолеть барьер на входе в информационные технологии.

3.

Прикладная часть: от Hello World до профессии в IT и все, что между ними, — как устроены алгоритмы, как работают компьютеры, математика и логика, решение задач, нейросети, профориентация, лулзы и кеки, Кодзима, отладка, собеседования и т. д.

Непростой пример — журнал «Калашников Media». Описание концепции у них находится в разделе «О проекте». Там говорится так: «„Калашников Медиа“ — это медиаплатформа, которая вбирает в себя все то разнообразие продуктов, которые выпускаются группой компаний „Калашников“. Мы создаем контент всех видов на собственной платформе, а также нацелены на партнерские отношения с другими компаниями и медиапартнерами».

С моей точки зрения, из этого описания непонятно, о чем это медиа, для кого оно и какая у него прикладная цель.

При разработке идеи важно провести анализ конкурентов — посмотреть, какие похожие продукты есть на рынке, какой контент конкуренты делают, как вы можете от них отстроиться, кто еще и как решает проблему вашего клиента.

Экспертность, боль, польза, проблема

Есть еще одна схема, которую мы используем, когда придумываем концепцию издания. Для этого нужно вернуться к лестнице Ханта.

Экспертность, или ресурсный подход, — когда вы знаете, из чего делаете контент, у вас есть источники, ресурсы, фантазия. Вы должны понять, какая экспертность есть у вашей компании и вашей команды. Вы точно в чем-то разбираетесь.

Боль — что тревожит клиента, какую задачу ему нужно решить.

Польза — вы рассказываете, как можете решить боль клиента.

Проблема — как вы ее решаете с помощью контента.

Пример. Продолжаем делать журнал для автомобилистов, у которых машины дешевле 700 тысяч рублей:

1.

экспертность. Вы разбираетесь в недорогих машинах и продаете их;

2.

боль. У вашего клиента низкий уровень зарплаты;

3.

польза. Вы рассказываете клиентам, какие надежные машины можно купить за эти деньги и что с ними можно сделать;

4.

проблема. Ваш клиент выберет и купит машину. Желательно у вас.

Развитие идеи

Есть несколько подходов. Опишу пару из них.

«Призма Ильяхова». Чтобы написать хороший материал, у вас должны быть задействованы три оси призмы:

социальное — уважение, признание, гордость, общность;

прагматика — деньги, время, ресурсы;

эмоция — любопытство, интерес, гнев, радость.

Пример. Возвращаемся к журналу для автомобилистов.

Социальное. Рассказываем, что «Лада» выпустила новый автомобиль для россиян, — играем на общности.

Эмоция. Рассказываем, что «Тойота» выпустила суперкар, — играем на интересе.

Прагматика. Рассказываем, что делать с дешевыми машинами.

Головоломка медиаменеджера. Считается, что в интернете нет никаких медиа, а только сервисы. При этом подходе мы учитываем боль клиента, пользу, которую мы ему приносим, и решение проблемы. Эта часть разработки идеи без определения экспертности и есть сервис. Ваша задача — проверить, есть в вашей идее сервисная часть или нет.

Примеры:

«Код» облегчает читателю вход в программирование, помогает подготовиться к собеседованию в IT-компанию.

«Купрум» помогает читателю не ошибиться в выборе лечения, сэкономить деньги и не покупать «пустышки», не навредить себе и своим детям.

Емкость

Грустная правда о емкости в том, что чем же ниша, в которой мы работаем, тем сложнее написать много материала. Поэтому обычно в бренд-медиа есть основная тема и несколько базовых, которые соприкасаются с основной нишей.

Важно, чтобы в издании были не только полезные материалы, но и развлекательные. В медиа существует туалетный тест — проверка материала на читательский интерес. Читая в туалете, мы хотим получать быстрый дофамин, то есть ищем простой, развлекательный контент, а не статью про биржевые прогнозы или ответ на главный вопрос во вселенной. Если статью приятно читать в туалете — тест пройдет, материал отличный.

Пример:

основная тема нашего журнала — машины до 700 тысяч рублей. Им посвящены примерно 70% контента;

сторонней темой могут быть автомобили за 800 тысяч рублей.

Упражнение. Чтобы проверить емкость вашего издания, набросайте большой контент-план. Если у вас возникли трудности с придумыванием идей материала для третьего месяца, то, скорее всего, ваша тема достаточно узкая и будет тяжеловато.

Как появились концепции некоторых бренд-медиа

Компании приходят к решению создать бренд-медиа по-разному. Кто-то сразу идет в агентство за концепцией, а кто-то сначала пробует сам и обращается к специалистам, когда становится понятно, что издание не работает. Приведу несколько примеров разработки концепций бренд-медиа под разные задачи.

«Купрум»

Заказчик медицинского издания — компания «Севергрупп Медицина». Среди прочего у них есть сеть клиник «Скандинавия». Компания в тестовом режиме запустила блог «Качество жизни». Фишкой издания решили сделать доказательную медицину — все материалы должны базироваться на исследованиях. Ведь некоторые россияне не доверяют частным клиникам и ходят только в государственные больницы, а еще есть те, кто вообще не ходит в больницы и занимается самолечением. Аудиторию набирали с помощью SEO, соцсети вели по остаточному принципу.

Затем заказчик пришел к нам в «Палиндром», чтобы превратить гипотезу в рабочий проект. Задача — через издание привлечь потенциальных клиентов, то есть пациентов, которые доверяют доказательной медицине. У заказчика уже были классные специалисты с научной базой, а мы взяли на себя медийную часть: сначала докручивали идею, затем вели проект, развивали соцсети, переупаковывали материалы так, чтобы они были понятны простому читателю.

«ВыИскали» для ВСК

У заказчика — страховой компании ВСК — уже было бренд-медиа, но компания захотела его перезапустить, потому что ее не устраивал предыдущий подрядчик: клиент не увидел желаемого роста издания. Задачами было повысить узнаваемость бренда и сформировать комьюнити. А еще — сегментировать аудиторию вокруг продуктов компании и привлечь потенциальных клиентов.

ВСК обратилась в «Палиндром». Первым шагом изменили существующую концепцию. Раньше издание рассказывало о хобби и путешествиях, сейчас стало выпускать материалы о простых решениях сложных проблем. Мы создали рубрики, которые пересекаются с основными страховыми продуктами компании. Добавили в статьи продуктовые баннеры — нативную рекламу бренда. Полностью изменили визуальный язык и перенесли сайт на новую платформу.

Журнал «Как есть» для проекта «Кухня на районе»

Журнал для проекта «Кухня на районе» делала Наталия Грибуля. Она рассказывает, что в 2020 году, в разгар пандемии, у «Кухни» были планы выходить в регионы. Нужно было придумать, как разговаривать с аудиторией, и подготовить ее к новому продукту. Бренд-медиа оказалось хорошей идеей — оно помогало читателю решать бытовые вопросы с едой каждый день и постепенно приводило его к мысли воспользоваться сервисом «Кухни».

РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ

Нет готового решения, как придумать концепцию. Есть направления и инструменты, которыми можно воспользоваться для создания стратегии. Чтобы делать не просто медиа, а бренд-медиа, которое не только развлекает читателя, но и зарабатывает деньги, воспользуйтесь лестницей Ханта. Делайте узкие нишевые издания, потому что в них самая лояльная аудитория. Продумайте медиа на мета-, прикладном и содержательном уровне. Решите, какая у вас экспертность, боль клиента, какую пользу вы ему приносите.

Книга Родиона Скрябина «Как сделать крутое бренд-медиа»
Издательство «Питер»

Отрывок из книги предоставлен издательством «Питер»
Книга в продаже на piter.com
Больше книг — в Библиотеке TatCenter

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: