Цифровизация — это четвертая промышленная революция. Она дает мощный толчок к повышению уровня эффективности и позволяет решать все наиболее частые проблемы, возникающие на предприятиях. Будь то нехватка оборотных средств, срывы сроков выполнения заказов, низкая производительность труда или высокая себестоимость продукции.
Эффективное управление состоит из трех этапов:
качественное и динамически перестраиваемое планирование;
качественный съем фактической информации о том, выполняется план или нет;
сопоставление плана и факта, а затем работа с отклонениями.
Если хотя бы один пункт страдает, то компания уже управляется неэффективно.
И очень важно, что цифровизация опускается на уровень выполнения действий конкретными людьми,
Цифровизация — это эффективный инструмент в конкурентной борьбе, но она требует инвестиционных затрат, а потому при неправильном использовании может оказаться дополнительной нагрузкой для компании.
Под ошибкой в цифровизации мы понимаем действия, которые не приводят к желаемым результатам. Мы выделяем четыре ключевые ошибки.
Отсутствие пооперационного плана
В компаниях часто нет оперативных пооперационных планов. Есть годовые, квартальные, месячные, недельные, посуточные, но нет планов операций конкретных людей и конкретного оборудования. Но только когда появляется операционный план, мы получаем предмет контроля. Если же такого плана нет, то цифровизация бесполезна.
Простой пример: на транспорте устанавливают GPS-датчики как эффективный инструмент цифровизации. Но если у руководителя компании нет плана по каждой машине: где она должна находиться в конкретный момент времени, фактическая информация GPS-датчика не будет иметь никакого веса. Предположим, руководитель видит, благодаря датчику, что одна из его машин стоит, но он не знает, должна ли она сейчас стоять или по плану ей следует работать, в этом ли месте она должна находиться.
Часто вводит в заблуждение иллюзия того, что, видя картинку, мы управляем. На самом деле это не так. Картинку надо не только видеть, но сопоставлять с планом. Наличие плановой информации — ключевой фактор эффективности цифровизации.
И план в каждом случае должен быть свой. Почему, например, суточный план может быть неэффективен?
Возьмем два участка производства. У рабочего план — сделать восемь деталей за смену, и он его выполнил. Казалось бы, зачем план поминутный или почасовой? Рабочий мог до обеда сделать две детали, а во второй половине дня — шесть. Следующий участок производства получает нагрузку неравномерно: после обеда он должен бы обработать четыре детали, а получает шесть, очевидно, что он не справится с задачей.
При посуточном плане руководитель видит, что работник первого участка свою норму восемь деталей выполнил, он молодец, получает премию. Но ведь именно он перегрузил следующий участок и спровоцировал отклонение. Истинную причину сбоя в работе покажет только пооперационный почасовой план.
Отсутствие операционного факта
Это вторая ошибка. Бывает, что в компании присутствуют планы, но нет инструмента пооперационного снятия факта. В первом случае цифровизация оказывалась напрасной тратой денег, т.к. при отсутствии плана руководитель не знает, как интерпретировать факт. Во втором, факт часто подгоняется под план. А значит, руководитель тоже не управляет ситуацией, он дает возможность персоналу интерпретировать факт, как им удобно.
Итак, должен быть оперативный пооперационный факт.
Отсутствие интеграции плана и факта
Новое оборудование само по себе собирает информацию,
Именно поэтому цифровизация является прорывным моментом.
Раньше мы на уровне операций теряли и время, и деньги. И не могли это увидеть, невозможно было понять, где именно и почему теряются ресурсы. Сейчас такая возможность появилась, и это прорыв с точки зрения управления промпредприятиями.
Еще один важный нюанс: цифровизация позволяет менять сознание персонала.
Пример: если съем факта на предприятии происходит через неделю или месяц, и мы фиксируем перерасходы сырья, ГСМ
Как только ты в срок не выпустил деталь или слил бензин, тут же придет начальник смены и спросит, что случилось.
При таком контроле работник найдет возможность, но сделает вовремя. Он начинает хотеть это сделать, потому что понимает, что с него спросят здесь и сейчас.
Неверный выбор участка цифровизации
Даже наличие плана, факта и их интеграция не всегда дают положительный эффект. Цифровизация минимизирует влияние человеческого фактора на операционном уровне, но выдвигает намного более серьезные требования к менеджменту, который должен понимать, где и как ее внедрять.
Сравним с автоматизацией: ее можно было накладывать на все процессы в компании, и руководитель мог быть уверен, что не ошибется. С цифровизацией так не получается, т.к. цифровизировать всю деятельность компании дорого и неэффективно.
Соответственно, очень важно понимать, где именно вы теряете качество, производительность, клиентов, деньги
Андрей Максимов,
основатель компании КРАМ
колонка написана по выступлению на бизнес-форуме ТПП РТ и ИТ-парка
записала Нина Максимова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: