Как работает Единая биометрическая система?
Биометрические данные о клиентах — фотография и запись голоса — хранятся на удаленных серверах в закодированном виде. Чтобы распознать эти данные, система считывает голос и фото клиента, сверяет их с базой данных и с учетной записью на сайте госуслуг.
Как зарегистрироваться в ЕБС?
Нужно обратиться в один из банков, который поддерживает такую систему (список обновляется на сайте ЦБ). В отделении банка клиента сфотографируют, запишут голос, сверятся с его аккаунтом на сайте госуслуг (или создадут его) и зарегистрируют в ЕБС. При себе нужно иметь паспорт и СНИЛС. Процедура бесплатная и добровольная.
После первоначальной регистрации в ЕСИА и размещения биометрического шаблона клиент сможет обращаться за услугами в любой банк через интернет — кредитная организация предложит пройти удаленную идентификацию по биометрическим параметрам.
Банки в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных вводят постепенно — по мере готовности их технологической инфраструктуры. По словам директора департамента финансовых технологий ЦБ Алисы Мельниковой, до конца 2018 года такой сервис должны предоставлять не менее 20% структурных подразделений банка в каждом регионе присутствия, к 30 июня 2019 года — 60% и до конца 2019 года — 100%.
Корреспондент TatCenter попытался зарегистрироваться в системе. После 40 минут попыток сделать это так и не удалось. При этом фото другого клиента система приняла сразу.
В «Ак Барс» Банке поясняют, что система строго сверяет фото и голос клиентов. Из-за этого во время регистрации могут возникнуть проблемы — система может не принять фото, если, например, держать голову неровно.
Какие услуги доступны через ЕБС?
Через биометрический паспорт можно получить те же услуги, что и при посещении банка. Однако пока банкиры строже относятся к клиентам, которые используют ЕБС — ведь без личного общения сотрудникам труднее оценить платежеспособность клиента.
По словам руководителя проектного офиса инновационного развития «Ак Барс» Банка Дамира Галиева, когда в ЕБС появится больше данных, она сможет сравнивать их и автоматически решать, способен ли клиент оплачивать кредит или ипотеку.
В чем преимущества и недостатки биометрической системы?
Дистанционные услуги удобны также для маломобильных людей и граждан, которые проживают вдали от офисов своего банка. Биометрическая система интересна и банкам — им не нужно открывать новые офисы, тратиться на аренду и персонал.
Сейчас главный минус системы — нестабильность ее работы, из-за чего возникают проблемы с регистрацией. Кроме того, клиентам раз в год нужно обновлять свои биометрические данные.
Банкиры уверяют, что ввод в эксплуатацию новой системы никак не повлияет и на действующие тарифы. Между тем, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Олег Якушев считает, что участники рынка лукавят. «Установка и обслуживание оборудования для сбора биометрических данных — дополнительная статья расходов. Можно не сомневаться, что эти расходы банки традиционно перенесут на клиентов. Причем, тарифы вырастут для всех — и для тех, кто согласится, и для тех, кто откажется проходить биометрическую процедуру».
При этом Якушев не сомневается, что повсеместное внедрение биометрии перекроит рынок розничных банковских услуг.
Как появилась ЕБС?
В 2016 году правительство России начало обсуждать законопроект о ЕБС. 31 декабря 2017 года вышел федеральный закон, по которому использование биометрических данных приравняли к посещению банка. Оператором ЕБС стал Ростелеком. Компания обеспечивает сбор, обработку и хранение биометрических данных, а также проверку их соответствия первично сданным биометрическим образцам.
Александр Токарев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: