Разобраться Рубрики
29 Октября 2018, 08:00

Как открыть кафе и не прогореть? Идеи и схема старта для будущих рестораторов

CEO проекта «Местная еда» Татьяна Сукманская рассказала, как открыть свое заведение, разработать его концепцию, привлечь посетителей и найти деньги.

Зачем открывать ресторан?

До того, как собственник начнет продумывать бизнес-план и искать финансирование, важно понять, зачем открывать заведение. Начинающий ресторатор должен решить, что он хочет получить от своего дела — деньги, известность, новые знакомства или атмосферу праздника. Общепит не подойдет любителям путешествий — ведь первые два года придется вкладывать все время и деньги в ресторан. В этом случае лучше отказаться от заведения — до того, как взять кредит.

Где взять деньги?

На первый ресторан найти деньги можно тремя способами:

1.

привлечь инвестора;

2.

взять кредит в банке;

3.

накопить самому.

Привлечь инвестиции проще, чем кредит, однако тут есть нюансы. Инвестору интересно заработать на ресторане больше, чем он вложил — поэтому он может потребовать половину от дохода заведения либо вовсе продать его в будущем. В случае с кредитом помним о переплате — собственнику предстоит вернуть банку, как правило, 120% от стоимости ресторана.

Как схему IT-стартапа можно адаптировать для кафе?

Начинающие рестораторы открывают свое первое заведение по такой схеме: разрабатывают бизнес-план, ищут инвестора или кредитора и получают деньги. Эта схема рискована — ведь собственник не проверял, придут ли посетители в такой ресторан, понравится ли им еда и напитки. В худшем случае хозяин заведения может оказаться в долгах перед банком или инвестором.

IT-стартапы перед выходом на рынок проверяют свой продукт- будет ли он пользоваться спросом или нет. Такую же схему можно применить и для нового заведения — в этом помогут ярмарки и маркеты еды. На крупных событиях можно дать попробовать еду и посмотреть, как реагируют посетители: нравятся ли им блюда, удобно ли их есть. После «полевого» теста можно проанализировать наблюдения, исправить ошибки в проекте заведения и открыть его.

Бизнес-модель Остервальдера — в чем суть?

Определив свои желания, ресторатору важно понять, чего не хватает людям вокруг. Например, вы хотите открыть кофейню. Она может помочь разным аудиториям: быстро готовить кофе на вынос для опаздывающих на работу или стать уютным местом для вечерних встреч.

Подробней проработать концепцию заведения поможет схема швейцарского теоретика бизнеса Александра Остервальдера:

Strategyzer.com

Решив проблему — например, нехватку кофе на вынос, вы предлагаете потребителям свое решение. Исходя из этого вырабатывается ценностное предложение (value propositions) — преимущества заведения перед конкурентами. Ваши бариста могут быстрее обслуживать клиентов, либо цены на кофе могут быть ниже средних по городу. После учитывается фора — оборудование, ресурсы, опыт, контакты, которые уже есть у собственника и помогут ему сэкономить на этапе запуска.

Затем нужно исследовать потребительские сегменты (customer segments) — какие клиенты, как и когда будут приходить в кафе. Исходя из этого выстраивается взаимоотношение с клиентами (customer relationships): как они узнают о кафе, что они расскажут о нем и вернутся ли снова. На этом этапе прорабатывается маркетинговая стратегия, выбираются форматы рекламы: листовки, SEO и SMM. Последний этап для общения с потребителями — каналы сбыта (channels). Они определяют, как потребители будут получать еду, будут ли официанты в кафе, где и в каком виде появятся заведения в городе.

Отработав взаимоотношение с клиентами, собственник должен продумать виды деятельности (key activities) — например, будет ли персонал изготавливать еду полностью или пользоваться заготовками. От этого зависит, какие ресурсы (key resources) понадобятся заведению (зерно, тесто, овощи, мясо), и с какими партнерами (key partners) будет сотрудничать ресторан.

Далее учитываются потоки доходов (revenue streams) — от каких блюд, напитков и дополнительных услуг будет получать деньги ресторан. От доходов зависит структура издержек (cost structure) — сколько заработанных денег уйдет на аренду, зарплаты сотрудников и выплату кредитов.

После проработки основной схемы выстраивается поэтапный план по открытию заведения. Формируются гипотезы — как заведение начнет работать и как на него отреагирует рынок. В конце определяются метрики — по каким показателям собственник оценит эффективность ресторана.

Что такое минимальный жизнеспособный продукт?

Когда концепция готова и собственник хочет показать свои блюда на ярмарке, не обязательно предлагать что-то сложное и дорогое в производстве. Экономисты придумали понятие минимальный жизнеспособный продукт — товар, который максимально прост в производстве и который обязательно купят.

Если заведение хочет продавать кофейные коктейли, на тестовом мероприятии лучше предлагать самый популярный кофе: американо, капучино или эспрессо. Так ресторатор поймет, понравился ли напиток публике и как его можно улучшить перед открытием собственного заведения.

Татьяна Сукманская
CEO проекта «Местная еда»

Главное о рынке общепита в Татарстане

В первом полугодии 2018 года в Татарстане на 22% или почти на 1,5 тыс. увеличилось количество точек общепита. Если в прошлом году в республике работало 5129 кафе и ресторанов, то в январе-июне 2018-го — уже 6571.

Однако объем оборота отрасли за год вырос лишь на 3,5% до 20,3 млрд рублей с 19,6 млрд годом ранее.

Записал Александр Токарев
Фото автора

Колонка написана по выступлению на фуд-инкубаторе
в рамках выставки HORECA by Kazan 2018

Как написать колонку для TatCenter?

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1

Инвестиции в родники: зачем нефтяному Лениногорску проект Royal Spa Hotel & Wellness?

Марат Гирфанов, возглавивший Лениногорский район восемь месяцев назад, предложил АИР РТ нестандартный инвестиционный проект — создание спа-комплекса в нефтяном регионе. Подробности — на TatCenter.

Нефтяной фундамент экономики

Лениногорский район, отмечающий в этом году 70-летие, вырос буквально на нефти — его территория сформирована вокруг гигантского Ромашкинского месторождения. Основу экономики района традиционно составляют нефтедобыча и нефтесервис. Ключевыми игроками являются ПАО «Татнефть» и его структурное подразделение — НГДУ «Лениногорскнефть», а также малые нефтяные компании. В 2024 году объем инвестиций в район достиг 37 млрд рублей. Средняя заработная плата составила 76 тыс. рублей, а в нефтедобывающей отрасли она колеблется от 110 до 300 тыс.

«Получается, по инвестициям в 2023 году район был 12-й, а в 2024 занял уже седьмое место. Входит в десятку, это очень хорошая позиция для такого небольшого района», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Но нефть — не единственный двигатель экономики. В районе развиваются промпарки, в частности «Идея-Юго-Восток», промпарки на улицах Промышленной и Нагорной, а также агропромышленный парк «Виктория». Промпарки строят новые цеха, но они моментально заполняются. Общий оборот резидентов этих парков к началу 2025 года достиг.

«Вроде столько промпарков, столько возможностей, земельные участки там есть, а помещений опять нет. Мы говорим, якобы промпарки заполнены, да заполнены, нет там места вообще, земля есть, да. А помещений никаких нет», — задела постоянный вопрос республики Минуллина.

Фото: АИР РТ

Скрытый потенциал сельского хозяйства

Несмотря на промышленное доминирование — 57,4% ВТП, глава района Марат Гирфанов делает ставку на агросектор. Из 120 млрд рублей ВТП на сельское хозяйство приходится лишь 2,3%, но здесь видят потенциал: 73,4 тыс. га пашни, семеноводство, овощеводство и даже коневодство.

«Объем сельскохозяйственной выручки 3 млрд, что сравнимо со многими сельскохозяйственными районами нашей республики. Мы понимаем, что туда нужно идти. Если у нас сегодня на 3 млрд, мы уже видим, что к концу года мы выходим на 5 млрд, при этом задачу мы ставим на 7 млрд. Мы в поиске инвесторов по сельскому хозяйству», — глава Лениногорского района Марат Гирфанов.

Одна из проблем — последствия вспышки птичьего гриппа, уничтожившая Лениногорскую птицефабрику. Однако за два года предприятие по выращиванию индейки восстановлено: 36 корпусов, 1,6 млрд рублей инвестиций. Генеральный директор холдинговой компании «Чистополье» и «Лениногорской птицефабрики» Наиль Залаков поделился планами — выход в топ-6 российских производителей индейки.

аграрии урожай овощи колхоз

Рекордсмен татарстана — 263 родника в районе

Лениногорский район рекордсмен в Татарстане по количеству родников — их здесь 263. Эти водные источники открывают значительные экономические перспективы. Особый интерес представляет форелеводство — благодаря чистоте родниковой воды в районе уже создаются специализированные пруды для выращивания ценных пород рыбы.

Как бы метафорично не звучало, «из родников вытекает» еще одно стратегическое направление развития — санаторно-курортный кластер, который уже сегодня, по словам главы, составляет 9% ВТП района. Известный санаторий «Бакирово» работает с предельной загрузкой — 95%, как и «Лениногорский» санаторий.

Фото: АИР РТ

Спа-комплекс в нефтяном крае: зачем?

Идея спа-отеля в промышленном регионе кажется неожиданной. Однако Лениногорск успешно развивает туристическое направление. По словам Талии Минуллиной, санаторий «Бакирово» принимает около трети всех отдыхающих республиканской санаторно-курортной базы.

Артур Мухаметшин, директор ресторана «Бархат», представил проект двухэтажного спа-отеля Royal Spa Hotel & Wellness. Особенностью комплекса станет медицинское сопровождение: штатный терапевт будет проводить обследования и разрабатывать индивидуальные оздоровительные программы для гостей.

Фото: презентация АИР РТ

Комплекс площадью 1,5 тыс. кв. м предложит посетителям четыре сауны разных типов, массажные кабинеты, бассейн, номера с панорамными видами, ресторан, тренажерный зал и вип-зал. Санаторий можно будет посетить как разово, так и приобрести абонемент. Инвестиции в проект превышают 100 млн рублей. Ранее этот же инвестор реализовал проект ресторана «Бархат» на 150 посадочных мест с объемом вложений 70 млн рублей.

Анастасия Сорокина

Гирфанов Марат Нилевич

Руководитель исполкома Лениногорского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: