Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) провело опрос среди 60 тыс. ученых, работников вузов, работодателей, студентов и выпускников. На основе ответов респондентов агентство опубликовало репутационный рейтинг российских вузов. В списки попали пять вузов из Татарстана: КФУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ, КГЭУ, КГМУ. Казанские университеты в основном находятся в середине турнирных таблиц.
Технические и естественные науки
Среди 50 вузов с техническим уклоном казанские заведения заняли вторую половину списка:
19-е место - КФУ;
30-е место - КНИТУ-КАИ;
35-е место - КНИТУ;
44 место - КГЭУ.
По мнению экспертов RAEX, половину этого списка можно разбить на четыре кластера: московский, петербуржский, новосибирский и томский. Причем первые четыре позиции занимают вузы Москвы: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э Баумана, МФТИ и НИЯУ МИФИ.
75% процентов респондентов положительно оценили качество фундаментального образования этих вузов, а еще 70% — подготовку по прикладным направлениям. Среди отрицательных моментов — нехватка технического обеспечения (52% опрошенных) и международной интеграции (54%).
Загрузка инфографики может занимать время.
Экономика и управление
В этом списке КФУ занял 13-е место из 50. Первые три места этого рейтинга занимают МГУ, НИУ ВШЭ и СПбГУ. Эксперты отмечают различия в оценках между первыми десятью и остальными сорока вузами. 65% респондентов из первой десятки вузов хорошо отзываются о качестве образования. В остальных сорока вузах довольны образованием уже 49% опрошенных, а 51% — хотели бы учиться в других университетах и институтах при возможности.
Еще больший разрыв зафиксирован в карьерном успехе выпускников: топ-менеджерами из вузов первой десятки экономического рейтинга стал 71 человек, а из остальных сорока вузов — только 10 человек.
Стоимость обучение в первых десяти вузах экономического рейтинга на 64% дороже, чем в топ-10 технического рейтинга.
Математика и медицина
В рейтингах по математическому и медицинскому направлениям казанские вузы показали себя лучше всего. Седьмые места среди топ-10 математического и медицинского направлений занял КФУ и КГМУ соответственно. Как и в других списках, оба рейтинга возглавляют московские и петербуржские вузы. Математические вузы славятся научными показателями — 67% статей с высокой цитируемостью публикуют именно эти заведения. В то же время, 75% студентов заявили о нехватке связи вуза с работодателями.
Напротив, медицинские вузы показывают лучшие результаты по количеству — 26,6% студентов против среднего показателя в 8,2%. Также в этих вузах платное образование дешевле — год обучения в топ-3 медицинского рейтинга стоит в среднем 126,3 тыс. рублей, а в топ-3 экономического списка — 332,5 тыс. рублей.
Гуманитарии и инженеры
Татарстанские вузы не попали в рейтинги по гуманитарным и инженерным направлениям. Более того, гуманитарный рейтинг получился самым «москвоцентричным» — семь вузов из десяти находятся в столице России. Главное преимущество вузов в гуманитарном направлении — взаимодействие с зарубежными университетами (70%). Основной недостаток — низкий уровень цитируемости публикаций, который, по мнению авторов рейтинга, не означает низкую научную активность.
Инженерные вузы ценятся студентами за их прикладной характер — об этом заявили 82% респондентов. В этом кроется и их слабость — 75% респондентов видят недостатки в преподавании непрофильных дисциплин. Топ-10 вузов в инженерном направлении лучше всего проявляют себя в НИОКР. По сравнению с топ-100 лучших вузов RAEX в этой десятке финансирование научных разработок в 1,5 раза больше, а количество вовлеченных в НИОКР студентов выше в 3,6 раза.
Как проводили опрос
Исследователи RAEX опрашивали студентов, выпускников, работадателей и ученых, которые связаны с конкретными вузами. Если респондент заявлял, что он работает или учился в экономическом вузе, то его ответы влияли только на рейтинг экономического направления. Преподавателей, ученых и работодателей приглашали к опросу индивидуально по электронной почте. Студенты могли участвовать в открытом онлайн-опросе вне зависимости от того, сколько им лет и где они находятся.
Как составляли рейтинг
Респонденты положительно или отрицательно оценивали параметры из трех блоков: «качество образования», «востребованность выпускников» и «научные» исследования. Положительные ответы формировали рейнговый функционал. За положительный ответ в блоке «качество образования» вуз получал 0,5 балла, за блок «востребованность выпускников» — 0,3 балла, за «научную исследования» — 0,2 балла. Чем больше сумма баллов, тем выше вуз поднимался в рейтинге.
Александр Токарев
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: