Любое мероприятие начинается с концепции
Сначала мечтается… Придумывается какая-то идея, которую хочется реализовать. С ней носишься, ее думаешь дни, иногда годы. Формируются задачи, создается образ. Потом уже под это подтягивается техническая часть. Безусловно, важна материальная составляющая, чтобы все были накормлены и напоены, чтобы было все удобно и приятно.
Идея проведения этнического фестиваля в Казани появилась в далекие времена, когда я занимался музыкой. Довелось поездить по стране. Один из фестивалей особенно поразил своей организацией. Даже не масштабами, а наполнением. И отчасти послужил примером.
Первым толчком к созданию фестиваля была случайная встреча. Мы заехали в гости к друзьям в «Байтик». Кто-то из детей признал во мне музыканта местной казанской группы и попросил спеть. Лариса Бикмуллина, директор лагеря, увидев нас, пригласила на чашку чая. За этой чашкой и оформилась концепция фестиваля. Эта встреча состоялась в январе, а в августе уже прошел первый фестиваль.
Все десять фестивалей провела одна команда. Это руководство лагеря «Байтик» и несколько человек творческой группы. Художественным наполнением фестиваля занимаются одни и те же люди в течение всех девяти лет.
Фестиваль — вещь комплексная
Каждый элемент фестиваля работает на общую атмосферу. Прежде всего, конечно, это музыка и сами музыканты, какую энергетику они несут. Понятно, что если бы это был рок-фестиваль, то здесь была бы другая атмосфера.
Атмосфера состоит из нескольких составляющих: место проведения, предметная среда; созданный бытовой комфорт; духовное, нематериальное наполнение. Это и создает комплекс, которые мы называем атмосферой. Человеку в ней либо хорошо и уютно, и он возвращается сюда снова и снова. Или ему не комфортно, он приходит сюда один раз ненадолго и больше не возвращается.
Многие люди посещают «Крутушку» из года в год. Они говорят, что у фестиваля особая атмосфера. Как в детском садике — хорошо, заботливо и спокойно…
Само место проведения фестиваля обжитое — это небольшая территория детского лагеря. Здесь можно пойти куда хочешь, найти себе занятие по душе и почувствовать себя моложе. Или даже ребенком. Уют здесь сам по себе есть, независимо от мероприятия. Все компактно, все рядом. И среда, которая создавалась для детей, продолжает насыщаться с каждым годом.
Сцена и народная музыка — очень разные, не дружественные друг другу явления. Музыка, звучащая со сцены, это что такое? Это развлечение пассивной публики. А развлекательный аспект народной культуры и музыки в частности — далеко не главный. Ее смысл и задачи совсем в другом.
Наша сцена — определенный компромисс. Мы понимаем, что вовсе без сцены на фестивале не обойтись. Но основное движение происходит «в поле». Как и первый интерес, получение первых навыков у ребенка случается в обыденном общении, так и в народной традиции: главное — непосредственное взаимодействие и личная передача.
Творческие коллективы — наиболее затратная часть
Фестиваль «Крутушка» не коммерческий. Это чисто творческий, идеологический, образовательный проект.
Первые годы он был бесплатным для посещения. То, что сейчас введен частично платный вход — небольшая поддержка, чтобы хоть как-то покрыть довольно большие расходы. Если бы коллективы, которые у нас участвуют, давали сольные концерты в Казани, то билеты на каждого из них стоили бы гораздо дороже, чем здесь один билет на всех сразу. Люди, конечно, это тоже понимают.
Можно ли просчитать фестиваль с точки зрения бизнеса? Примерно можно. Один из самых важных пунктов — спрогнозировать объем публики, количество зрителей-«благополучателей», ради которых и громоздится вся эта конструкция.
Во-первых, для нас есть допустимый максимум гостей — 10 тыс. человек сюда не поместится точно, будет битком как в автобусе. Поэтому есть верхняя планка. Нижняя планка, естественно, ноль. В этом году через фестиваль прошло около четырех с половиной тысяч зрителей.
Творческие коллективы — это наиболее затратная часть. По расходам на концертную программу мы тоже сообща ставим себе верхний предел. Но не так, что если коллективы подешевле, то мы возьмем именно их, и побольше. Предпочтения всегда отдаются коллективам с хорошим содержанием, важны параметры художественного характера. Отбор среди желающих поучаствовать довольно строгий. У нас работали коллективы со всего света, в этом году — из Беларуси, Венгрии, Турции, Австралии, Германии, Индии.
Грант на развитие гражданского общества Фонда президентских грантов
На проведение фестиваля в 2018 году оргкомитет фестиваля выиграл грант на развитие гражданского общества Фонда президентских грантов. Нам даже платят небольшую зарплату.
Мы несколько лет думали о соискании гранта. И в прошлом году решили, что надо попробовать, навели справки, как это сделать, поспрашивали людей.
Для тех, кто хочет получить президентский грант, вся информация представлена на сайте фонда. В последние годы многое делается через сеть. Все очень удобно. На том конце связи хорошие, разумные люди. Надо четко понимать, чего вы хотите, как этого планируете добиться, представлять алгоритм действий. Если ваш замысел действительно социально важен, грант получить реально.
Существует несколько категорий. Мы проходили по двум — «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия» и «Поддержка проектов в области культуры и искусства». Грантодатели, конечно, ставят в приоритет и наличие софинансирования.
Это как некая подстраховка, мне кажется. У нас она тоже имеется — фестиваль включен в госпрограмму «Реализация национальной политики РТ на 2014 — 2020 годы» и частично финансируется из бюджета республики. Один год помогал федеральный бюджет.
Нельзя с детьми рвать взаимоотношенческий канал
Традиции, элементы народной культуры всегда передавались только посредством преемственности поколений. Дети набирались опыта в процессе повседневной жизни через непосредственное общение с родителями, бабушками, дедушками и всей остальной родней.
В целом, это более правильно, когда родители и дети живут одной жизнью. А не так, что у родителей свои взрослые дела, они в офисе с утра до ночи, а у детей их детские дела, и все как бы по отдельности, пересекаясь лишь на короткое время. Но мы живем в современном мире, в большом городе, и от этого никуда не деться.
Я сам многодетный родитель. В современной жизни много излишнего комфорта, соблазнов, не нужной и даже вредной информации и прочего, что понуждает к ослаблению связи между поколениями. Как этого избежать, не знаю. Но маленькая попытка, которую мы предпринимаем в этом направлении — помещаем детей и родителей на несколько дней в некое общее пространство и пробуем занять их одним общим делом.
Наша «Крутушка» — надежда на то, что родители заново на новых оборотах наладят взаимоотношение друг с другом, с детьми. Предки снова станут интересны потомкам, и наоборот. Это как вон тот круг на поляне, в котором танцуют вместе бабушки-дедушки, родители, дети и внуки.
Историю рассказал
худрук этнофестиваля «Крутушка»
Александр Батраков
Специально для TatCenter
Хотите рассказать об успехе или поделиться опытом неудачи?
Пишите на [email protected].
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: