Мнения Новости
02 Марта 2020, 17:50

«Работаю в 3 раза больше, налог вырос в 7 раз»: бизнес Татарстана о маркировке и отмене ЕНВД

Маркировка продукции и последствия ее введения в РФ стали ключевыми темами заседания Совета по предпринимательству при президенте РТ. Рустам Минниханов обещал направить в федеральный центр несколько предложений. В их числе — снижение ставки УСН, обеление «молочки» только в системе «Меркурий» и снятие запрета на продажу маркированных товаров самозанятыми.

Что случилось

С 1 марта 2020 года в России начали действовать новые правила маркировки - к списку обязательных товаров с 1 марта добавилась обувь. Реализацию немаркированных лекарств, табачной и молочной продукции запретят с 1 июля, духов и туалетных вод – с 1 октября, фотокамер и фотовспышек – с 1 декабря.

Предпринимателям необходимо изменить систему налогообложения и отказаться от единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Самозанятым запрещено продавать товары, подлежащие обязательной маркировке.

Фото пресс-службы президента РТ

Бизнес из-за отмены ЕНВД ждет роста налоговой нагрузки

В 2018 году 55 870 предпринимателей Татарстана применяли ЕНВД. В бюджет республики налогоплательщики уплатили 1,8 млрд рублей. По старой схеме компании или индивидуальные предприниматели (ИП) платили налог не с фактического дохода, а с предполагаемого для каждой сферы. С 1 января 2020 года ЕНВД фактически отменили — рост налоговой нагрузки на бизнес эксперты оценивают в 6−10 раз.

Также с 1 марта 2020 года компании, которые продают подлежащие обязательной маркировке товары, должны перейти с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения (УСН). В прошлом году маркировке подлежало 10 товарных групп, а к 2024 году реформа должна охватить все: от сигарет и лекарств до одежды и детского питания. По словам предпринимательницы Эльмиры Сулеймановой, раньше ее магазин обуви ежеквартально платил налог в размере 30 тыс. рублей, теперь сумма выросла до 200 тыс. Помимо этого компании — малому импортеру приходится платить 20% НДС, таможенные платежи и обслуживать кредиты.

«Сейчас я работаю в три раза больше, и в это же время плачу налог в семь раз больше. Если ничего не предпринимать, то рано или поздно на рынке останутся только федеральные сети», — уверена Сулейманова.

Фото пресс-службы президента РТ

Кроме УСН предприниматели могут уйти на патентную систему. Однако в Татарстане этот вид налогообложения стоит дорого. Например, в Казани патент на год для розничной точки площадью 10 кв. метров обойдется в 207 тыс. рублей. К тому же на патент могут перейти только те компании, которые не продают товары с обязательной маркировкой или подакцизные товары: алкоголь и табак.

Снизить ставки или сохранить доходы казны?

Надежда Холостова из компании «Налоговая консультация» говорит, что после реформы 40% предпринимателей придется ликвидировать дело, либо уйти на «серый» рынок. Одним из решений может быть сокращение нагрузки. Холостова считает, что ставку УСН при объекте налогообложения «доходы» можно снизить с 6% до 4% на 2021 год — для розничной торговли и общественного питания. Также она предлагает уменьшить потенциальный годовой доход для этих двух сфер и грузоперевозок — это позволит снизить стоимость патента для бизнеса в Татарстане.

Фото пресс-службы президента РТ

На запрос Холостова получила ответы чиновников. Так, руководитель УФНС по РТ Марат Сафиуллин заявил, что с 2020 года в республике ставка по УСН при объекте налогообложения «доходы минус расходы» и так составляет 10% против 15% в РФ. А первый замминистра финансов РТ Марат Файзрахманов предупредил о выпадающих доходах казны — по оценкам, сокращение ставки УСН «доходы» Татарстан за год может недополучить 300 млн рублей.

«Молочку» приходится маркировать дважды

С 1 июня 2020 года предприятия обяжут маркировать молочную продукцию для защиты от подделок. Предпринимателям придется потратить 25 млрд рублей на покупку нового оборудования. Еще 20 млрд рублей компании будут тратить ежегодно на закупку кодов Data Matrix. При этом в 2018 году чистая прибыль всех молочных производств в России составила 35 млрд рублей. В результате молочная продукция в литровых упаковках может подорожать на 2,4%, а в пол-литровых — на 4%.

«Молоко в пакете — самый социальный вид упаковки. Это молоко реализуется нами по 30 рублей. Если внести маркировку, то молоко подорожает до 37 рублей. Почему? Потому что на эту упаковку невозможно нанести маркировку — лазер прожигает пакет, а стикеры не клеятся», — поясняет председатель сельхозкооператива «Большая Елга» Минзифар Исмагилов.

Фото пресс-службы президента РТ

Мария Жаркова из Danone добавляет, что производителям молочной продукции придется сокращать ассортимент и перестраивать логистические цепочки.

По мнению эксперта, в системе «Меркурий» уже содержится необходимая информация о товарах, благодаря которой государство может бороться с фальсификатом. При этом система маркировки нужна для того, чтобы найти подделки торговых марок — а таких случаев среди молочной продукции не больше 0,01%.

Самозанятым запретили продавать маркированные товары

Еще одна проблема с маркировкой коснулась самозанятых. По закону предприниматели на специальных налоговых режимах не могут маркировать одежду и обувь, им запрещено продавать маркированную продукцию. Сейчас самозанятые производят товары небольшими партиями и под заказ — поэтому вероятность подделки здесь минимальна, считают эксперты.

Фото пресс-службы президента РТ

Если условия реформы маркировки не изменят, предпринимателям придется свернуть бизнес или перейти из статуса самозанятого в ИП на УСН. Налоговая нагрузка по самым большим оборотам вырастет с 86 тыс. до 182 тыс. рублей. В год предпринимателям придется отдавать 15 тыс. рублей за обслуживание маркировки.

Александр Токарев

После публикации материала в редакцию TatCenter обратился оператор системы маркировки товаров Честный ЗНАК. В комментарии Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) говорится, что ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, «она не привела к росту цен для конечных потребителей, к сокращению ассортимента или поставок». Приводим комментарий без изменений:

«Государственная система маркировки и прослеживания товаров в РФ создается с 2017 года в форме ГЧП, без привлечения бюджетных средств. В настоящее время цифровая маркировка полностью внедрена для табачной продукции и лекарственных препаратов. В 2020 году вводится маркировка обуви, одежды и изделий легкой промышленности, парфюмерии, автомобильных шин, и молочной продукции.

Ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, она не привела к росту цен для конечных потребителей, к сокращению ассортимента или поставок. Хотя во многих отраслях перед внедрением маркировки ряд экспертов и самих компаний давали такие прогнозы. Они не оправдались.

Не подтверждаются и опасения о закрытии бизнесов после введения маркировки. Более того, маркировка товаров усиливает конкурентную позицию добросовестных предпринимателей, которые расширяют долю рынка и увеличивают продажи за счет сокращения нелегального оборота.

Система маркировки также является частью уникального механизма общественного контроля, когда потребители с помощью мобильного приложения Честный ЗНАК сами могут проверять качество и легальность происхождения товаров и подавать жалобы на контрафактную продукцию.

Эффект от внедрения маркировки уже очевиден во многих отраслях.

После внедрения маркировки в фармацевтической отрасли, производители даже снизили цены на некоторые препараты из списка ЖНВЛП, чтобы они соответствовали критериям бесплатной маркировки — менее 20 рублей.

За время эксперимента по маркировке лекарств также были выявлен нарушения на сумму более 500 млн рублей, оборот недоброкачественной продукции в этой отрасли снизился в 2,5 раза, а нелегальный рынок дорогостоящих онкологических препаратов сократился в 10 раз.

Анализ рынка табака в 2019 году показал, что сигареты дорожают в среднем на 3% каждые 6 месяцев, и после введения маркировки темпы роста цен никак не изменились.

В обувной отрасли также наблюдается обеление и многократный рост рынка. Если в 2019 году рынок обуви оценивался в 330 млн пар, но на данный момент обувные компании заказали в ЦРПТ более 1,3 миллиардов кодов, что говорит о том, что отрасль легализовалась и вросла почти на 400%.

Аналогично, официальные продажи шуб после введения маркировки выросли в 9 раз — с 8,5 млрд руб. в 2015 году до 76,2 млрд руб. в 2018 году".

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1

Инвестиции в родники: зачем нефтяному Лениногорску проект Royal Spa Hotel & Wellness?

Марат Гирфанов, возглавивший Лениногорский район восемь месяцев назад, предложил АИР РТ нестандартный инвестиционный проект — создание спа-комплекса в нефтяном регионе. Подробности — на TatCenter.

Нефтяной фундамент экономики

Лениногорский район, отмечающий в этом году 70-летие, вырос буквально на нефти — его территория сформирована вокруг гигантского Ромашкинского месторождения. Основу экономики района традиционно составляют нефтедобыча и нефтесервис. Ключевыми игроками являются ПАО «Татнефть» и его структурное подразделение — НГДУ «Лениногорскнефть», а также малые нефтяные компании. В 2024 году объем инвестиций в район достиг 37 млрд рублей. Средняя заработная плата составила 76 тыс. рублей, а в нефтедобывающей отрасли она колеблется от 110 до 300 тыс.

«Получается, по инвестициям в 2023 году район был 12-й, а в 2024 занял уже седьмое место. Входит в десятку, это очень хорошая позиция для такого небольшого района», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Но нефть — не единственный двигатель экономики. В районе развиваются промпарки, в частности «Идея-Юго-Восток», промпарки на улицах Промышленной и Нагорной, а также агропромышленный парк «Виктория». Промпарки строят новые цеха, но они моментально заполняются. Общий оборот резидентов этих парков к началу 2025 года достиг.

«Вроде столько промпарков, столько возможностей, земельные участки там есть, а помещений опять нет. Мы говорим, якобы промпарки заполнены, да заполнены, нет там места вообще, земля есть, да. А помещений никаких нет», — задела постоянный вопрос республики Минуллина.

Фото: АИР РТ

Скрытый потенциал сельского хозяйства

Несмотря на промышленное доминирование — 57,4% ВТП, глава района Марат Гирфанов делает ставку на агросектор. Из 120 млрд рублей ВТП на сельское хозяйство приходится лишь 2,3%, но здесь видят потенциал: 73,4 тыс. га пашни, семеноводство, овощеводство и даже коневодство.

«Объем сельскохозяйственной выручки 3 млрд, что сравнимо со многими сельскохозяйственными районами нашей республики. Мы понимаем, что туда нужно идти. Если у нас сегодня на 3 млрд, мы уже видим, что к концу года мы выходим на 5 млрд, при этом задачу мы ставим на 7 млрд. Мы в поиске инвесторов по сельскому хозяйству», — глава Лениногорского района Марат Гирфанов.

Одна из проблем — последствия вспышки птичьего гриппа, уничтожившая Лениногорскую птицефабрику. Однако за два года предприятие по выращиванию индейки восстановлено: 36 корпусов, 1,6 млрд рублей инвестиций. Генеральный директор холдинговой компании «Чистополье» и «Лениногорской птицефабрики» Наиль Залаков поделился планами — выход в топ-6 российских производителей индейки.

аграрии урожай овощи колхоз

Рекордсмен татарстана — 263 родника в районе

Лениногорский район рекордсмен в Татарстане по количеству родников — их здесь 263. Эти водные источники открывают значительные экономические перспективы. Особый интерес представляет форелеводство — благодаря чистоте родниковой воды в районе уже создаются специализированные пруды для выращивания ценных пород рыбы.

Как бы метафорично не звучало, «из родников вытекает» еще одно стратегическое направление развития — санаторно-курортный кластер, который уже сегодня, по словам главы, составляет 9% ВТП района. Известный санаторий «Бакирово» работает с предельной загрузкой — 95%, как и «Лениногорский» санаторий.

Фото: АИР РТ

Спа-комплекс в нефтяном крае: зачем?

Идея спа-отеля в промышленном регионе кажется неожиданной. Однако Лениногорск успешно развивает туристическое направление. По словам Талии Минуллиной, санаторий «Бакирово» принимает около трети всех отдыхающих республиканской санаторно-курортной базы.

Артур Мухаметшин, директор ресторана «Бархат», представил проект двухэтажного спа-отеля Royal Spa Hotel & Wellness. Особенностью комплекса станет медицинское сопровождение: штатный терапевт будет проводить обследования и разрабатывать индивидуальные оздоровительные программы для гостей.

Фото: презентация АИР РТ

Комплекс площадью 1,5 тыс. кв. м предложит посетителям четыре сауны разных типов, массажные кабинеты, бассейн, номера с панорамными видами, ресторан, тренажерный зал и вип-зал. Санаторий можно будет посетить как разово, так и приобрести абонемент. Инвестиции в проект превышают 100 млн рублей. Ранее этот же инвестор реализовал проект ресторана «Бархат» на 150 посадочных мест с объемом вложений 70 млн рублей.

Анастасия Сорокина

Гирфанов Марат Нилевич

Руководитель исполкома Лениногорского района РТ

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: