Новости
13 Октября 2005, 15:45

Кто выпрямит искореженный медиарынок?

В пору моего детства родители выписывали газеты «Правду», «Труд», «Известия» и «Вечернюю Казань». Это кроме «толстых» («Новый мир», «Современник») и популярных («Работница», «Здоровье», «Изобретатель и рационализатор») журналов. Приходили еще и детские издания: «Мурзилка», «Пионер», «Пионерская правда», «Ровесник». У нас была среднестатистическая семья с обычным, «советским» достатком, но…

… родители никогда не отказывались от какого-либо издания из-за соображения экономии. Сегодня ни они, ни моя собственная семья, ни семьи наших друзей не выписывают ничего.

Об этом я вспомнила, в самом начале I Научно-практической конференции «Журналистика и медиарынок Поволжья», проходившей в начале октября в Тольятти. Конечно, вопрос давно упавших показателей подписки был не главным на ней: в конце концов, это всего лишь следствие сегодняшнего состояния российской журналистики. Но все болячки прессы были названы выступающими в докладах и горячо подтверждены участниками конференции: журналистика потеряла доверие общества, стала дилетантской, превратилась в «трубу для передачи информации», сократилась, сжалась, уступив место пиару, политтехнологиям, рекламе и компромату. «Да и осталась ли у нас журналистика?» — вопрошали пессимисты. «Для нас это бизнес!» — отвечали прагматики. Собственно, состыковка рынка и журналистики (а в подтексте — денег и нравственности) и была главной темой конференции.

Первая научно-практическая конференция «Журналистика и медиа-рынок Поволжья», проходившая с 3 по 4 октября в Тольятти при поддержке Союза журналистов России и Факультета журналистики Московского государственного университета, состоялась. Генеральным спонсором конференции выступило ОАО «АвтоВАЗ».

Само название конференции — «Журналистика и медиарынок Поволжья — разделило эти понятия по разные стороны. Точки соприкосновения искали всем Поволжьем. Для начала задались вопросом: а существует ли вообще региональный медийный рынок или редкие удачно существующие коммерческие СМИ скорее, исключение на общем фоне? Рынок есть, вывели участники, но очень вялый, он сильно зависит от емкости рынка рекламного (а на долю последнего в регионах приходится лишь 20\%, 80\% «забирает» Москва) и совершенно не способен выжить без дотаций со стороны местных властей. Тенденции обозначил председатель Союза журналистов Всеволод Богданов, объявив, что «медиарынок искорежен», и назвав тому три главные причины: сохранившуюся партийность, коррупцию и широко развернувшиеся политтехнологи. Участники согласились с Богдановым, отпустили его с трибуны восвояси и задались практическими вопросами, общими для любого бизнеса: где взять деньги и как найти профессионалов?

Печально констатировав, что на сегодняшний день медиасреда мало интересна для бизнеса, а потому вынуждена выживать за счет грязного пиара, побочного бизнеса и вливаний политических игроков, специалисты занялись самым интересным — стали делиться опытом. Некоторые истории успешных коммерческих СМИ казались сказкой для хозяев едва существующих медиа-проектов: сайт, вышедший на полную окупаемость и ставший прибыльным за полгода (Самара); группа газет, выросшая из одной специализированной (Нижний Новогород); издательский дом, выпускающий в Поволжье шесть популярных газет; независимая телерадиокомпания, ставшая успешной настолько, что ловкачи «украли» у нее брэнд (Самара).

Признаться, несколько не хватало здесь голоса из Татарстана, например, Андрея Григорьева, который бы мог рассказать об удачном создании целого прибыльного медиахолдинга в республике. Увы, организаторы конференции подошли к подбору потенциальных участников поверхностно, не проделав примитивного аудита СМИ, существующих в каждом регионе Поволжья.

Нас, единственных на конференции представителей татарстанских СМИ, порадовал тот факт, что развитие нашего ресурса — Делового центра РТ — интернет-портала TatCenter.ru — идет по тому же пути, что прошел РосБизнесКонсалтинг, а, значит, «столичная история» РБК, рассказанная руководителем одного из его информационных отделов Леонидом Эдлиным, может успешно повториться и на провинциальной почве.

И все же, прозвучавшие славные примеры успешного воплощения бизнес-планов газет или телекомпаний общую картину не меняют. По данным Gallup Media, озвученным на конференции президентом фонда социальных исследований (Самара) Владимиром Звоновским, 90\% всех изданий России финансируется либо государством, либо частными предпринимателями. Более того, проведя глобальное исследование, Gallup Media сделало печальный вывод: в России нет предпосылок для развития газетного дела. Как при таком положении дел в стране как в столицах, так и в регионах, существуют газеты, называющие себя независимыми — остается загадкой.

Впрочем, это секрет полишинеля — власть по-прежнему помогает прессе, особенно это касается муниципальных газет. Кроме прямых дотаций, практика которых уйдет вследствие принятия закона о муниципальных образованиях, используются и другие способы помощи газетам. Забавный пример, вызвавший овацию зала: власти Саратовской области не регистрируют частных предпринимателей, пока те не оформят подписку на местную газету.

«А как выживаете вы?» — этот вопрос звучал чаще всего в кулуарах конференции, в перерывах между пленарными заседаниями и круглыми столами. Владельцы, директора и редакторы СМИ свободно, «не для протокола» рассказывали о перипетиях своего бизнеса на медиарынке.

Самым большим и важным для многих СМИ региона оказался, конечно же, «кадровый вопрос». Профессионалов не хватает, с факультетов журналистики выпускают неграмотных «неумех», специалистов, пишущих по узким специальностям днем с огнем не сыщешь, делились участники. Булат Столяров, директор института региональной политики относительно журналистики в целом выразился жестко: «В России существует культ профессионального дилетантства». Спорить с этим было трудно, да никто и не собирался, важнее было решить, что делать. Строить новую систему обучения журналистов, отвечали преподаватели с факультетов журналистики МГУ, ТГУ, СГУ. Брать пример с запада, где преподавание опирается на тренировку профессиональных практических навыков журналиста в реальных условиях, говорил директор франко-российского центра журналистики Илья Кирия. Наконец, учиться у нас, призывали руководитель проекта «Интерньюс» Ирина Емшанова и директор российского центра подготовки работников региональных телевизионных компаний «Практика» Нина Зверева.

Слушая участников конференции, я вновь подумала о том, что лично меня заставит подписаться на республиканскую газету или включить телевизор, когда там транслируются местные новости с местной же телекомпании. Я не выписываю газеты, потому что все, что мне интересно, я могу читать в Интернете, в том числе и онлайновые выпуски газет. Я не смотрю региональные новости, потому что мне не нравится кривляние ведущих и слишком затянутые сюжеты корреспондентов. Конечно, мне приходится это делать по работе, но платить за то, что я читаю и вижу, я не хочу. И все же, за возможность вовремя почитать статьи, например Марины Юдкевич, я готова подписаться на «Вечернюю Казань», за объективные и оперативные новости с местной республиканской тематикой я готова поддержать (имеется в виду рублем), создание общественного телевидения в Татарстане. Я, как и миллионы жителей провинциальной России, очень нуждаюсь в качественной журналистике, которая, с одной стороны, давала бы мне непредвзятую и полную информацию о том, что происходит в моем городе и в моем регионе, а с другой — профессионально говорила бы со мной на важные темы. Об этом, кстати, говорил и председатель Союза журналистов: «Хорошая газета — это нация, которая разговаривает сама с собой». Как нам получить такую «газету», тоже, вроде бы ясно: надо просто хорошо делать свое дело, равняться на лучших, а «журналистика все равно выздоровеет». Это тоже сказал Всеволод Богданов, добавив, что и истоки своего оптимизма он находит в журналистике региональной. И я ему верю.

Новости
23 Мая 2022, 20:00

Новости, дни рождения и назначения в Татарстане — в Телеграм 18+

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе важных новостей в республике, России и мире.

Ежедневно TatCenter выпускает короткие дайджесты значимых новостей — мы рассказываем, что произошло в Татарстане, России и мире и просим экспертов прокомментировать актуальные новости. Обзоры получают подписчики нашего телеграм-канала.

В рассылку мы добавляем полезную информацию об именинниках и кадровых перестановках в республике. По пятницам в канале выходит обзор именинников на следующую неделю.

Канал TatCenter в Телеграм: tlgg.ru/tatcenter_ru
Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: