На следующей неделе, 19 апреля Госдума РФ будет рассматривать во втором чтении закон о национальной платежной системе.
Накануне профильный думский комитет рекомендовал его к принятию. Поправки вносятся в ФЗ «О национальной платежной системе» и ФЗ «О защите прав потребителей» и направлены на совершенствование требований к организации и функционированию платежных систем. Если проект пройдет второе чтение, то в третьем чтении депутаты его рассмотрят уже 21 апреля.
Ключевое изменение, установленное в законопроекте ко второму чтению, — сроки перехода бюджетополучателей на карты «Мир».
Планируется постепенный переход, начиная с 1 июля 2017 года. Пенсионеры смогут оформлять карты «Мир» до 1 июля 2020 года, остальные бюджетополучатели — до 1 июля 2018 года.
При этом в проекте сохранилась альтернатива — остается возможность получать соответствующие выплаты наличными или на счета, не привязанные к картам. Не требуется открывать карты «Мир» для получения выплат по налоговым вычетам (НДФЛ) и разовых выплат бюджетополучателям — это исключение введено, чтобы не создавать сложностей для граждан.
Поправки ко второму чтению предусматривают также, что пенсионерам должна оформляться как минимум одна карта без платы за выпуск и обслуживание. На практике в большинстве банков обслуживание для пенсионеров и так бесплатное, теперь мы закрепляем эту норму в законе.
Отмечу, что законопроект содержит нормы, стимулирующие дальнейшее расширение сети приема карт «Мир». Торгово-сервисные предприятия с оборотом более 40 млн рублей должны будут с 1 июля 2017 года иметь соответствующие технические средства для приема карт.
Предусмотрено и исключение из этого требования для отдельных торговых объектов с оборотом менее 5 млн рублей, а также для территорий, где нет интернета. Минкомсвязь будет вести реестр доступности интернета по стране, и Банк России будет знать, где применение этого требования невозможно.
В законопроекте закреплено также, что минимальная доля Банка России в уставном капитале НСПК составляет 50% + 1 акция. Максимальная концентрация долей других участников не может превышать 5% — этим достигается невозможность влияния крупных собственников на национальную систему платежных карт.
Обществом законопроект был воспринят неоднозначно, однако я считают, что он очень актуален — как в свете развития национальной платежной системы, так и в свете темы возможного ограничения наличного оборота.
Я — сторонник стимулирования безналичного оборота, но процесс не должен проходить за счет каких-то ограничений, неудобств и излишних препон. Именно на формирование комфортных для россиян условий платежей вообще и платежей в рамках национальной платежной системы в частности и направлен этот закон.
Он позволит более четко определить «правила игры» в этой сфере, не создавать ненужных требований там, где они излишни, но при этом стимулировать развитие национальной платежной системы.
председатель Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку,
президент Ассоциации региональных банков России
Анатолий Аксаков,
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: