Когда в Казани только началось продвижение велокультуры, примерно в 2010 году, это у немалого числа людей вызвало иронию. «В Казани нет такого количества велосипедистов, нет условий для организации велодорожек, неподходящий климат и не тот менталитет», говаривали скептики, находя тысячи причин, чтобы не заниматься вопросом.
Жизнь показала обратное — сегодня в республике уделяется большое внимание построению велосипедной инфраструктуры, формированию и развитию велокультуры.
В Казани на руках у населения находится порядка 130 тыс. единиц велосипедной техники. Ежегодно парк растет на 20 тыс. велосипедов — динамика впечатляющая.
На фоне этого растет инфраструктура — если раньше в Казани был один профильный велосипедный магазин, сейчас их больше десятка. Люди могут кататься не только в теплую погоду, но и зимой, что стирает понятие сезонности велосипедного движения.
Велосипед — это модно, спортивно, удобно, экологично… Велосипедизация помогает сохранить физическую активность населения и решает транспортные проблемы крупного города. Это, определенно, тренд. Тренд, который уловил Татарстан.
Городские власти почувствовали в велосипеде еще и туристический потенциал. Именно поэтому комитетом по туризму Казани была подана заявка на получение гранта от министерства культуры России. Грант был успешно выигран, это 15 млн рублей. Но деньги поступили недавно, и возможность их применения появилась только сейчас.
Так появился открытый сегодня маршрут «Удивительная Казань».
Маршрут — малое велосипедное кольцо Казани — охватывает около 23 исторических достопримечательностей столицы республики.
Уже сейчас идет активная работа над проектом создания большого велосипедного кольца. В целом же, мэр Ильсур Метшин на предвыборном собрании правящей партии заявлял, что в Казани будет 18 веломаршрутов — они должны позволить горожанам воспринимать велосипед как средство ежедневного передвижения из спальных районов в центр столицы. Так что, полагаю, в ближайший избирательный цикл работы мэра и президента РТ обещанные маршруты и велосипедные дорожки будут построены.
Сейчас Казань формирует план процента регулярного использования велосипедов населением. К примеру, в Москве он составляет 2%, в Хельсинки и Великобритании — 10%, а в Голландии и Дании — все 50%. Конечно, у нас в этом плане — катастрофический разрыв. Думаю, понадобится десятилетие, но разрыв будет сокращен.
Сомнений в том, что в крупных городах Татарстана будет происходить дальнейшая велосипедизация, у меня совершенно нет.
Во-первых, количество произведенной велосипедной техники уже значительно превысило автомобильное производство. То есть люди, независимо от того, будет их правительство поддерживать или нет, будут кататься, и от этого отмахиваться нельзя. Если это не учитывать, велосипедисты будут выражать недовольство.
Во-вторых, есть политика города по освобождению Казани от чрезмерного количества авто. Считаю, что автомобилисты просто забыли, или не знают, что города создаются не для автомобилей, а для людей. Для маломобильных участников дорожного движения, для матерей с колясками, для самокатчиков, роллеров, велосипедистов, для пешеходов…
Эра автомобилизации многим закрыла глаза на очевидные вещи: приоритет должен отдаваться не автомобилистам.
Так что велосипедизация Татарстана — неминуема. Город не должен страдать от обилия транспорта, от выхлопных газов. Людей необходимо стимулировать к активной жизнедеятельности, к перемещениям, к физическим нагрузкам. Только такими методами, все страны, корректно и мягко переходят к большему использованию общественного транспорта.
Планомерное движение в этом направлении городских властей уже дает результаты — на дорогах Казани стало свободнее. Так что я не сомневаюсь, что дальнейшим шагом города будет ужесточение пребывания автомобилей на дорогах в пользу велосипедистов и пешеходов.
президент Союза велосипедистов РТ
специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: