Новости
30 Января 2014, 20:00

Пять причин для весеннего роста цен на бензин

Вместо былых осенних обострений с дефицитом моторного топлива в нынешнем году нас ждет весенний бензиновый кризис. Для повышения цен есть пять причин, считают аналитики.

За последний месяц биржевые цены на бензин АИ-92, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), выросли примерно на 1812 рублей за 1 т (+5,8\%), на АИ95 — на 1475 рублей за 1 т (+4,5\%). И продолжают расти… Нас ждет весенняя бензиновая цинга.

Для краткого описания процессов на бензиновом рынке можно перефразировать известную песню Игоря Николаева «5 причин» следующим образом:

«Первая причина — это ремонт,

А вторая — выросший экспОрт;

Третья — это курсы подросли,

И неинтересно за рубли…

Четвертая причина — это село,

У них ведь посевная всем назло,

А пятая причина — балаган,

Оттого, что умер Госплан…"

Если повествовать о причинах развернуто, то вот они.

РЕМОНТ

Сразу два крупных нефтеперерабатывающих завода России, Рязанский и Ярославский НПЗ, которые обеспечивают бензином Москву и близлежащие населенные пункты, в начале марта остановят часть своих технических мощностей для длительного ремонта.

Ярославский НПЗ (через «Славнефть» на паритетной основе принадлежит «Газпром нефти» и «Роснефти») c 1 марта по 8 июля текущего года закроет на реконструкцию комплекс каталитического крекинга по производству компонентов высокооктанового бензина.

На Рязанском НПЗ (владелец — «Роснефть») 2 и 11 марта поэтапно закроются на ремонт четыре установки: каталитического реформинга, первичной переработки нефти и др. Ремонт сооружений по гидроочистке дизеля продлится 42 дня, другого оборудования — от 70 до 91 дня.

Итак, оба завода, мощность которых составляет порядка 70\% от суммарной переработки Центрального федерального округа, закрываются на весну. Центр России столкнется с дефицитом топлива по чисто техническим причинам.

Всё обеспечение Центрального федерального округа автобензинами возьмут на себя Московский НПЗ («Газпром нефть») и «Нижегороднефтеоргсинтез» («Лукойл»).

Когда заводы останавливаются на ремонт, для части оптовых и мелкооптовых покупателей бензина, неаффилированных с крупными нефтяными компаниями, это становится сюрпризом, и они начинают лихорадочно скупать топливо, а продавцы поднимают цену.

С учетом высокой привлекательности экспорта, это может привести к тому, что на внутреннем рынке накануне полевых работ может образоваться дефицит нефтепродуктов.

ЭКСПОРТ

В последние недели произошел рост привлекательности экспорта бензина из-за снижения ставок экспортной пошлины с 1 февраля 2014 года. Пошлина на бензин снизится до 347,6 долл./т (360,9 долл./т в предыдущем месяце), т. е. снижение составит почти 4\%.

Ставка экспортной пошлины на дизельное топливо составит 251 долл./т, на другие виды нефтепродуктов, кроме бензинов и дизтоплива, 254,9 долл./т. В январе 2014 г. действует единая ставка экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты, кроме бензинов, установленная на уровне 264,6 долл./т.

Снижение экспортных пошлин должно привести к увеличению рентабельности от таких операций. И к этому снижению производители начали готовиться заранее.

Так, по итогам первых двух недель января, крупные нефтяные компании сократили поставки топлива на внутренний рынок, а объем товарных запасов топлива на НПЗ и нефтебазах снизился с рекомендованного ранее Минэнерго в 1,7 млн до 1,4 млн т. Согласно данным ЦДУ ТЭК по итогам первой половины января, НПЗ уже отправили на экспорт свыше 206 тыс. т бензина.

Ослабление курса рубля еще выше поднимает привлекательность экспорта в ущерб внутренним поставкам.

СЛАБЫЙ РУБЛЬ

Официальный курс доллара США, установленный Банком России на 31 января и выходные, вырос на 68 копеек и составил 35,2448 рубля за доллар. Это самый высокий показатель с марта 2009 года. В настоящее время доллар торгуется на ММВБ на уровне 35,30 рубля, за евро предлагают 48 рублей. Этого уровня курс европейской валюты достиг впервые в истории.

Получается, что только с начала этого года ослабление рубля по отношению к доллару составило 8\%, а по отношению к евро — 6,5\%. Все это резко увеличивает (наряду со снижением пошлин) привлекательность экспорта. И, разумеется, нефтепереработчики постараются произвести переориентацию своих поставок с внутреннего рынка на внешний.

Трейдеры с учетом перечисленных факторов уже сегодня активно закупают топливо впрок.

ПОСЕВНАЯ

Весенняя сельскохозяйственная посевная кампания традиционно повлечет за собой увеличение спроса на моторное топливо. Это накладывается на перечисленные выше причины, ведущие к возникновению дефицита.

ГОСПЛАН И ЕГО ОТСУТСТВИЕ

Такая рассинхронизация планов по ремонту на крупных НПЗ означает одно — правительство России слабо следит за ритмичностью ремонтных работ в целом по стране. Нет системы государственного резерва по моторному топливу для резких колебаний рынка. Конечно, есть мобилизационные резервы, но это — святое, и распечатывать их стоит в самую последнюю очередь.

В отсутствии четких директивных плановых заданий со стороны государства по созданию резервов у крупных участников рынка приходится полагаться только на сознательность самих компаний. Так, «Роснефть» в январе начала программу накопления высокооктановых бензинов на нефтебазах предприятий нефтепродуктообеспечения. Компания инициировала перенос сроков ремонта на некоторых других НПЗ с целью исключить совпадение с графиками ремонтов остальных НПЗ компании.

У государства нет механизмов оперативного контрцикличного поднятия экспортных пошлин в ответ на ослабление рубля. А ведь сделать это относительно несложно. Как тут не вспомнить Госплан СССР, при котором рассинхронизация хотя бы ремонтных работ была попросту невозможна!

В таких условиях все играет против стабильных цен на бензин, а государство отстраненно смотрит на рост или занимается популистской риторикой с призывами «не допустить» и обвинениями бизнеса в «искусственном завышении цен».

Альберт Бикбов

Руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
25 Апреля 2024, 19:42

По улице Кави Наджми в Казани ограничили движение До 13 мая

Это связано со строительством и реконструкцией линий электропередачи.

В Казани ограничили движение на участке улицы Кави Наджми. Это связано с проведением строительных и ремонтных работ на линиях электропередач. Информация опубликована в сборнике документов и правовых актов мэрии города.

На указанный период времени частично закрыт проезд в районе дома № 11/8 на улице Кави Наджми. Ограничения будут действовать до 13 мая.

Напомним, в Казани почти на два месяца ограничили движение автомобилей по улице Право-Булачная.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: