Новости
09 Апреля 2016, 09:27

Посвящение дедушке Лу: в Казани прошел джазовый фестиваль Лундстрем-Fest-100

В Казани завершился Международный джазовый фестиваль Лундстрем-Fest-100. Трехдневный проект оказался очень насыщенным на события и впечатления. Как говорят знатоки, хорошие музыканты «всегда играют с паузами», однако этот джазовый марафон не останавливался практически ни на минуту. Оно и понятно, ведь подобных фестивалей у нас стало совсем немного, да и те держатся, в основном, на энтузиазме нескольких неравнодушных к джазу людей…

Казанская консерватория взялась за проведение фестиваля к столетию Олега Лундстрема неслучайно — Олег Леонидович привез свой оркестр в Казань во многом именно благодаря наличию консерватории в городе, окончил ее как композитор и факультативно как симфонический дирижер, а после выпуска даже преподавал недолгое время. Позже ему было присвоено звание Почетного профессора консерватории. Казанский бэндлидер Анатолий Василевский, к слову, приехал в наш город тоже благодаря Лундстрему — стремился познакомиться с ним, но тогда не знал, что шанхайцы почти в полном составе уже отбыли в Москву.

Фестиваль, посвященный памяти Лундстрема в Казани открылся 5 апреля. В этот день состоялась пресс-конференция с участием художественного руководителя Оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема Бориса Фрумкина — именно этот коллектив стал хэдлайнером проекта.

Фрумкин рассказал, чем живет оркестр в настоящее время, почему джаз никогда не станет массовой культурой и посетовал на отсутствие средств на культуру в бюджете. Известный историк джаза Владимир Фейертаг в ходе пресс-конференции выразил искреннюю благодарность Казанской консерватории за инициативу проведения такого фестиваля и неравнодушие к поистине исторической личности Лундстрема. С журналистами встретились также ректор консерватории Рубин Абдуллин, певица Анна Бутурлина, казанский подвижник джазового движения Игорь Зисер и проректор консерватории по научно-исследовательской работе Юрий Карпов.

В этот вечер в Государственном Большом концертном зале имени Сайдашева выступал Оркестр имени Олега Лундстрема. Подчеркнуто элегантные, сдержанные (в традиции шанхайцев), в бабочках и костюмах с яркими фиолетовыми рубашками, музыканты охотно делились воспоминаниями о своем легендарном бэндлидере. Барабанщик Владимир Журкин, который играет в оркестре с 1981 года, рассказал, что пришел в коллектив в 18-летнем возрасте, но никаких притеснений со стороны старших коллег не чувствовал. Наоборот, благодаря чуткому руководству Олега Леонидовича обстановка всегда была дружелюбной. Оркестранты практически в глаза называли Лундстрема «дедом», на что матерый джазмен не только не обижался, но и радовался, что его считают практически родственником.

Нестареющая эмблема «О.Л.» на пиджаках, о которой писал еще Василий Аксенов, действовала почти гипнотически. В этот вечер в зале было много людей старшего поколения — пришли те, кто знал Лундстрема лично или застал период его заслуженного триумфа. Казань до сих пор помнит и считает музыкантов практическими своими, ведь шанхайцы заявили о себе именно в Казани. Хочется надеяться, оркестр в этот вечер в полной мере почувствовал тепло зрительских воспоминаний.

Оркестр представил насыщенную программу, продемонстрировав идеальное слаженное звучание, выстроенную динамику групп и мастерство великолепных солистов. Специальным гостем вечера стала московская певица Анна Бутурлина, которая давно сотрудничает с оркестром Лундстрема. Оказалось, что джазовая карьера Бутурлиной тоже началась благодаря Лундстрему — он заметил и поддержал ее, изначально академического музыканта.

На следующий день любители джаза собрались в Органном зале Казанской консерватории на творческой встрече «Разговор о джазе и не только» — счастливую возможность пообщаться с Владимиром Фейертагом получили все желающие. Он рассказал, с чего нужно начинать учиться джазу, вспоминал, как он вел концерты Дэйва Брубека и выдвинул практически революционный тезис: «Джаз — это музыка белых!». Заметив удивление на лицах слушателей Фейертаг пояснил, что джаз мог возникнуть только в смешении рас, ведь, скажем, в самой Африке джаза нет — он появился лишь при столкновении афроамериканцев с европейцами.

Надо сказать, что сам Владимир Борисович, несмотря на свою легендарность и почтенный возраст, оказался очень открытым и энергичным человеком с прекрасной памятью и удивительным чувством юмора. Вечером этого дня Фейертаг проявил искренний интерес к казанским музыкантам и посетил выступление, без преувеличения, лучших джазменов города. В баре Rockstar, который оказался приветливым для любителей не только рок-музыки, но и джаза, выступали Ruden Jazz Band, а также певица и организатор ряда казанских джазовых фестивалей Ольга Скепнер.

Заключительный день фестиваля стал, пожалуй, самым насыщенным. С самого утра в консерватории проходила Всероссийская конференция «Олег Лундстрем и традиции отечественного джаза». За круглым столом «джазовые диалоги» вели и сами музыканты-практики, и историки, и теоретики джаза. Здесь было все: воспоминания о Лундстреме, разговоры о джазовом образовании и продвижении фестивалей, и сугубо теоретические вопросы. Беседа оказалась настолько интересной, что выступающие никак не могли наговориться. Оказалось, что такие встречи жизненно необходимы, и участники выразили надежду на продолжение бесед в подобном формате.

Студенты композиторского отделения консерватории от всеобщего джазового настроения этих дней старались не отставать и представили в Малом зале программу «Фольклор и джаз», естественно, собственного сочинения.

Вечером в Государственном Большом концертном зале имени Сайдашева состоялся заключительный концерт под названием «Леонид Винцкевич приглашает…». К слову, Винцкевичей там было аж трое: пианист Леонид Винцкевич, его сын саксофонист Николай Винцкевич и внук, тоже Леонид, но с приставкой Junior. Самый младший играл на гитаре, губной гармонике и неожиданно хриплым для юного возраста голосом пел блюзы. В концерте выступил и знаменитый российский джазовый гитарист Алексей Кузнецов, певица Этери Бериашвили, перкуссионист Вартан Бабаян и струнный квартет Казанской консерватории. Представлял музыкантов бессменный ведущий фестиваля Владимир Фейертаг.

Первое отделение стало практически камерным — на сцене появился Леонид Винцкевич (не-Junior, как его в шутку объявил Владимир Борисович), сам Junior и Алексей Кузнецов. Эту часть программы составили стандарты — Fly Me to the Moon, Satin Doll, In the Sentimental Mood, Yesterdays и многие другие. Нескрываемая радость музыкантов от самого процесса передавалась и зрителям — глядя на счастливое лицо Леонида Винцкевича, выпускника Казанской консерватории, оставаться равнодушными было невозможно. Он сам периодически подходил к микрофону и говорил, что чувствует себя двадцатилетним, словно вернувшимся в консерваторию студентом.

Второе отделение открылось захватывающими авторскими композициями Николая Винцкевича. Возможно, неподготовленному слушателю воспринимать их было непросто, но любители джаза, коих было значительно больше, воспринимали оригинальные сочинения с удовольствием. Здесь вновь играло трио, но уже другого состава — Леонид и Николай Винцкевичи и Вартан Бабаян.

Долгожданная участница проекта «Голос» Этери Бериашвили появилась на сцене с песней Николая «Dancing in the Dark», а затем к музыкантам присоединился струнный квартет.

Концерт и весь фестиваль завершился бурными овациями, зал стоя благодарил музыкантов за музыку и эмоции. Но на этом джазовая жизнь не закончилась. Музыканты, как и подобает истинным джазменам, отправились на джем-сейшен с казанскими музыкантами, чем привели в восторг завсегдатаев джазовых казанских вечеров и вдохновили местных исполнителей на новые творческие подвиги. Думается, дедушка Лу остался бы доволен.

Александра Нагорнова

Фото: Лилия Агзамова

Новости
26 Апреля 2024, 13:48

ЦБ РФ решил сохранить ключевую ставку на уровне 16% годовых

Согласно прогнозу, при текущей денежно-кредитной политике инфляция снизится до 4,3−4,8% в 2024 году.

На 26 апреля 2024 года Совет директоров Банка России принял решение оставить ключевую ставку на уровне 16% годовых, согласно информации пресс-службы регулятора.

Как отметили в пресс-службе, инфляционное давление постепенно ослабевает, но остается высоким. Согласно прогнозу Банка России, при текущей денежно-кредитной политике инфляция снизится до 4,3−4,8% в 2024 году и вернется к 4% в 2025 году. В марте годовой рост цен с учетом сезонных колебаний уменьшился до 4,5%. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет обсуждаться ключевая ставка, назначено на 7 июня 2024 года.

Ранее ЦБ РФ также оставил ключевую ставку на уровне 16%.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: