Безопаснее всего летать «Уральскими авиалиниями», свидетельствует рейтинг безопасности российских авиакомпаний, опубликованный на сайте Росавиации. Второе место заняла «Сибирь», третье — «Аэрофлот», «Татарстан» — 11-я. Всего в списке 35 авиакомпаний. В Росавиации не скрывают: рейтинг составлялся не специалистами ведомства. Оценка безопасности проводилась на основе критериев Европейского агентства по авиационной безопасности — EASA.
Рейтинг авиакомпаний по данным EASA (за период
Позиция | Наименование авиакомпании | Количество проверок | RATIO |
1 | ЗАО «Авиационная компания «ЯК-СЕРВИС» | 8 | 6,08 |
2 | ООО «Авиакомпания «АЭРОСТАРЗ» | 3 | 5,00 |
3 | ОАО «Джет Эйр Групп» | 1 | 5,00 |
4 | ООО Авиакомпания «Волга-Авиаэкспресс» | 2 | 4,38 |
5 | ОАО «Псковавиа» | 5 | 4,00 |
6 | ЗАО Авиакомпания «С-ЭЙР» | 5 | 2,69 |
7 | ЗАО «Производственное объединение Космос» | 5 | 2,31 |
8 | ОАО «Авиалинии Дагестана» | 2 | 2,13 |
9 | ООО «Авиакомпания «Башкортостан» | 4 | 2,04 |
10 | ОАО «Владивосток Авиа» | 9 | 1,97 |
Проверка или так называемый «перронный контроль» (инспекторы проверяют самолеты на земле) проводился с октября 2008 года по октябрь 2009 года. Составляется такой рейтинг под определенное событие, когда собирается Комитет по безопасности полетов в Брюсселе, рассказывает пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский. Проверку проходят не только российские перевозчики, но и все летающие в Европу. Худшие авиакомпании попадают под наблюдение, и в дальнейшем им могут запретить полеты в Европу. В российском списке рискующих авиакомпаний оказалось десять.
Как правило, при такой проверке проверяются документы экипажа, фактическое состояние воздушного судна, наличие и состояние обязательного оборудования кабины, судовая и полетная документация. При этом проверки проводятся независимо от того, как часто авиакомпания летает в Европу. То есть авиакомпания, выполняющая преимущественно полеты на внутренних линиях по России, но лишь раз совершившая чартерный полет в Европу, попадает под проверку. «Инспектора не смотрят, что ей экономически невыгодно под единичные рейсы докупать необходимое оборудование, переводить документы на английский язык. И в результате внеплановой проверки у нее формируется негативный рейтинг», — поясняет Пантелеев.
«Рейтинг этот никакого отношения к качеству безопасности полета не имеет», — категоричен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Наши авиакомпании в Европе оцениваются по смешным с точки зрения безопасности критериям. «Например, рейтинг ухудшается, если просрочена медицинская справка у экипажа или эта справка написана только на русском языке, — приводит пример Рыбак. — У российских самолетов в принципе конструкция аварийных выходов, пассажиробезопасности другая. Даже ремни у экипажа пристегиваются по-другому. И это было поводом для постоянных замечаний».
Вот и получается: в России перевозчик отвечает всем требованиям российских авиационных властей, а в Европе после соответствующих проверок он считается опасным. В качестве примера можно привести несколько забракованных европейцами компаний. «Владивосток Авиа», находящаяся в «красном списке», зарекомендовала себя в России как надежный перевозчик, кстати, имеющий сертификат соответствия требованиям по безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (программа IOSA). И у российских инспекторов, и у аудиторов IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) авиакомпания на хорошем счету, говорят эксперты. Другой пример — компания «Псковавиа», которая д оставляет из Европы птенцов-однодневок по заказам российских птицеферм. «У перевозчика блестящая репутация, есть все необходимые лицензии и разрешения. Но некорректно смотреть на нее так же, как на авиакомпанию, которая специализируется на пассажирских перевозках», — отмечает Пантелеев.
Тем не менее на основе данных проверок EASA Росавиация, взяв под козырек, только в позапрошлом году запретила летать в Европу самолетам 9 авиакомпаний, сетуют эксперты. Непонятно, почему ведомство ориентирует потребителей на чужие данные, говорят они, и не советуют пассажирам использовать представленные списки при выборе авиакомпании.
«В той же Европе вы этот рейтинг просто так не найдете, — добавляет Рыбак. — Ведь по сути это внутренний документ EASA, и обычный пассажир, неспециалист, не сможет правильно его интерпретировать». «Без должных комментариев, которые бы позволили объективно оценить ситуацию, у обывателя сложится впечатление, что перевозчики, которые находятся в „красной зоне“, пренебрегают безопасностью», — соглашается Пантелеев.
Стоит учесть и то, что при всей тщательности проверки на земле, европейские оценщики не берут в расчет статистику авиапроисшествий. Составлять свой рейтинг с учетом всех критериев Росавиация не спешит. Эксперты объясняют: это серьезная работа, и осуществлять ее непросто — необходимо задействовать высококлассных специалистов. Проще воспользоваться результатами проверки европейцев.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: