Новости
21 Сентября 2016, 09:10

Аномальный олимпийский бюджет: коррупция или инвестиции в будущее?

В ожидании решения ФРС по ставке, заседание которой назначено на 21 сентября, одной из важных тем, занимавших внимание общественности в последний месяц, была ситуация вокруг олимпийских игр и многочисленные скандалы, с ними связанные. Неблагоприятный фон вокруг деятельности Олимпийского комитета привлек внимание общественности к вопросу финансирования олимпийских игр и вызвал необходимость оценить масштаб финансовой неэффективности при подготовке к играм. Давайте считать.

В прошлом месяце появилась масштабная публикация (The Oxford Olympics Study 2016: Cost and Cost Overrun at the Games), призванная показать на исторических примерах, что избыточные олимпийские бюджеты были скорее исключением, а не правилом.

В частности, согласно этому исследованию средняя стоимость олимпийских игр за последние 30 лет остается низкой, порядка 3 млрд долларов в ценах 2015 года — летние олимпийские игры обходились странам в 5,2 млрд долларов в ценах 2015 года, а зимние в среднем стоили на 40% дешевле, то есть 3,1 млрд доллара. Только олимпийские игры последних лет значительно выбиваются из этих бюджетов.

Стоимость зимних и летних олимпиад, $ млрд (по 2015 г.)

Первой в этом ряду стоит олимпиада в Пекине-2008: по расчетам авторов, ее стоимость превышает среднюю стоимость летних олимпийских игр на 31%. Но если избыточное финансирование этой олимпиады можно было бы списать на непрозрачность финансового сектора КНР, то этот аргумент трудно отнести к олимпийским играм в Лондоне, стоимость которых почти в три раза превысила стоимость пекинской олимпиады и составила 15 млрд долларов.

На этом фоне олимпиада в Сочи с бюджетом в 22 млрд доллара в ценах 2015 года (50 млрд в ценах 2012 года) выглядит аномально высокой, особенно в свете того, что зимние олимпиады традиционно дешевле. Тем не менее, заключают авторы, олимпийские игры в Рио соответствуют средним значениям и свидетельствуют об окончании периода аномально высоких олимпийский бюджетов.

Важно отметить, что на фоне ряда олимпийских строек, олимпиада в Сочи также выглядит относительно благополучно с точки зрения фактической рентабельности проекта. Если в ряде случаев (Сараево, Афины) страны не могли воспользоваться олимпийской инфраструктурой из-за войны или ухудшения экономической обстановки, то Сочи/Краснодарский край на данный момент, напротив, демонстрируют позитивную динамику туристического потока.

Число туристов, приезжающих в Краснодарский край, выросло с 11,2−11,9 млн человек в 2011—2012 гг. до нынешних 14,1 млн, что составляет 19% от рынка внутреннего туризма в России. Кроме того, наблюдается значительное увеличение пассажиропотока аэропорта Сочи, который с 2011 года увеличился в два раза с 2,1 млн человек до 4,1 млн.

Динамика пассажиропотока аэропорта Сочи и прочих аэропортов Краснодарского края, млн чел.

Хотя часто после олимпийских игр инфраструктуру стараются использовать для повышения туристического потенциала страны, показательно, что в России основная поддержка рентабельности олимпийских проектов приходит от внутреннего туризма.

Сравнение структуры рынка российского туризма говорит о том, что именно сегмент внутреннего туризма был растущим с 2013 года, этот рынок вырос с 33 до 44 млн человек. Более половины этого роста пришлось, по всей видимости, на переориентацию туристических потоков с зарубежных на внутренние: во всяком случае, число путешествующих за рубеж сократилось с 18 млн человек в 2013 году до 12 млн в 2015 году.

Рынок иностранных туристов, как это не парадоксально, вообще не демонстрирует изменений с 2013 года, по всей видимости, отражая негативный эффект санкций.

Слабая вовлеченность России в международные туристические потоки, возможно, отражает отсутствие четкой стратегии на привлечение иностранных туристов. Несмотря на вхождение России в топ-10 наиболее популярных стран для въездного туризма, Россию посещает только 2,6% от общей численности международных туристов. На 1 тыс. жителей России приходится 21 иностранный турист, в то время как в США на 1 тыс. человек населения приходится 240 въезжающих туристов. При этом доля отрасли в структуре российского ВВП не превышает 1,5%, тогда как в США туристические услуги составляют порядка 8% ВВП, а в Великобритании 11,2%.

Число туристов на 1 тыс. жителей и доходы стран от 1 въезжающего туриста, $/чел.

Остаются низкими и траты иностранных туристов в России: расходы из расчета трат одного приезжего составляют 272 долл. США, в то время как в Китае расходы одного туриста превышают 2,0 тыс. долл. США, а в США — 2,6 тыс. долл. США.

Динамика и доля выезжающих рос. граждан за границу, тыс. поездок и %

Иными
словами, при огромном потенциале наращивания рынка внешнего туризма, Россия не определилась со своей нишей: либо стране следует привлекать большее количество людей, делая ставку на транспортную инфраструктуру, как в случае Франции, либо следует сделать ставку на максимизацию бюджета туристических трат, что потребует организации процедуры возмещения НДС и, возможно, существенного повышения уровня обслуживания в туристическом бизнесе.

Увеличение числа туристов из Китая в 2015 г.- начале 2016 г. (прирост более чем на 100% по сравнению с 2012—2013 гг.) говорит о том, что ставка скорее сделана на первый тип стратегии — увеличения числа туристов.

главный экономист ОАО «Альфа Банк»

Наталия Орлова

Новости
26 Апреля 2024, 07:43

«Флот РТ» приобрел у «Татфлота» 28 судов

Все они держатся на плаву.

Компания «Флот РТ» приобрела у прежнего организатора речных перевозок «Татфлота» 28 судов. Все суда находятся в рабочем состоянии.

Информацию в интервью «Татар информ» сообщил гендиректор «Флота РТ» Роман Лизаллин. Компания также получила 18 плавучих несамоходных судов и выкупила три здания. По доверительному управлению на баланс организации перешли три причальные стенки в Казани, Болгаре и Свияжске.

Лизаллин сообщил, что на социальных маршрутах планируют задействовать 10 единиц флота. В этом году также стартует программа по межрегиональным социальным направлениям. Речь идет о двух маршрутах, связывающих Казань с Ульяновском и Чебоксарами. Такие перевозки будут выполняться на «Метеорах».

В этом году компания собирается задействовать и пять коммерческих судов. Их используют для экскурсионных маршрутов, банкетных перевозок внутри региона. В 2024 году «Флот РТ» планирует перевезти около 350 тысяч пассажиров.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: