Новости
02 Декабря 2014, 11:08

Хрустальный шар российских финансов

Прогнозы, прогнозы… Уже более месяца финансовые прогнозы, тесно переплетенные с общеэкономическими и обильно приправленные размышлизмами на тему политики, — в центре внимания СМИ, экономистов, депутатов, соцсетей и бабушек на дворовых детских площадках.

Главная ошибка российских прогнозов: интерес к ним, равно как и появление их, идут по принципу «Когда ехать, тогда и запрягать». Или, если еще точнее: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Гром грянул в начале ноября в виде решения Центробанка отпустить курс рубля и последовавшим за этим девальвационным скачком курса рубля. Началось время прогнозов.

Проблема в том, что большинство из них делается исключительно из желания «пусть будет так, как мне хочется», либо из необходимости: «так надо сказать».

Как следствие:

Центробанк по-прежнему с серьезным лицом говорит о коррекции прогноза по инфляции на процент-другой. Мол, не 7% будет, а все 8%. Или даже 8,5%.

Гиперактивный депутат, подобно Катону повторяющий: «Карфаген должен быть разрушен» (сиречь Центробанк должен быть наказан), — кричит о 50 рублях за доллар и выше.

Обыватель согласно кивает, ибо отечественные кинофильмы ужасов снимать толком не научилось, западные «ужастики» уже все пересмотрены, а поужасаться хочется. Поэтому — согласен с депутатом с уточнением: «Говорят, что следующим летом будет курс в 200 рублей за доллар».

Представитель Сбербанка не советует населению покупать доллары — положено так говорить.

«Правильный» политик и чиновник говорит, что «рубль, мол, недооценен» и, наоборот, будет все «опять хорошо».

Банкир… Банкир молчит. Потому что ни в финансах, ни в экономике, как правило, не разбирается, а последние семь лет стал докой исключительно в ИТ-системах, отладке скоринга, маркетинге и организации сети продаж. У него, правда, есть казначей, но он занят.

Рецепт создания российской карты прогнозов прост: все это хорошенько перемешать, добавить мысли о вселенском заговоре по снижению цен на нефть и выдать «на-гора».

К сожалению, формат журнальной колонки слишком мал, чтобы проанализировать все факторы подробно. Посему ограничусь лишь собственными самоуверенными утверждениями.

Относительно курса доллара. Коль скоро автор этих строк уже озвучивал свой прогноз на ТВ, на страницах СМИ и Фейсбука, то было бы глупо задним числом что-то менять, стараясь выглядеть более безупречным аналитиком. Курс рубля к концу года, полагаю, окажется в районе 42−43 рублей за доллар, 50−52 рублей за евро. Центробанк умудрился отпустить рубль в «свободное плавание» в разгар мощнейшего ралли доллара по отношению к большинству мировых валют, золоту и нефти. В итоге естественное ослабление самого рубля умножилось рывком доллара. Следствие: многим стало казаться, что рубль катится в пропасть.

Однако мне трудно согласиться с мыслью, что «рубль недооценен». Наоборот, эффективность труда в стране, зарплаты переоценены. И, скорее всего, после планки 42−43 рублей за доллар рубль плавно продолжит мягкую девальвацию. Вызывая ворчание обывателей и олимпийский гнев думцев. Облегчая проблемы бюджета и перспективы российской экономики. И слава богу — твердый рубль сдерживал всякое развитие (кроме государства как сырьевого рантье) почище тугого корсета, изводящего юную дебютантку на первом бале.

Относительно инфляции. При всем уважении к ЦБ и прочим ответственным лицам, прогнозы по инфляции с поправкой «на полпроцентных пункта» выглядят как-то… смешно, что ли. Ощущение, будто гомеопат попал в операционную и говорит хирургу, взявшемуся за нож: «Коллега, а может, капельками обойдемся?». Возьмем как минимум 20-процентную девальвацию рубля, умножим ее на гигантскую импортозависимость России. Добавим контрсанкции, которые-де помогут «подняться отечественному производителю» (читай — поднять цены на сыр из Ипохондрска).

Вы считаете, что производитель кинется не повышать цены, а расширять производство? Вам так положено считать, или вы сами? При ЭТИХ ставках, этой ситуации и ЭТИХ беспрестанных обсуждениях «а не повысить ли нам налоги»? Как говорил Станиславский… ну, вы знаете.

Добавим к этому страхи торговцев, рост цен на бензин (вам же объяснили: растут, потому что нефть дешевеет), письмо главы РЖД в правительство с пояснениями, почему надо повысить железнодорожные тарифы не на 7%, а на 10%. И еще — греча, гречу не забудьте! Вы по-прежнему верите, что инфляция составит не 8%, а 8,5%?

Полагаю, что 15−20% — это тот уровень, на который в 2015 году может ориент
ироваться оптимист.

А банкир? Банкиру остается понять, как работать в этих условиях. Выжить между Сциллой инфляции и Харибдой предельных кредитных ставок. Лишиться рублевого рынка ликвидности, изоляционироваться от мирового рынка, потом чудом найти источник валютных ресурсов и умудриться преобразовать его в недорогие (иначе закричат о непомерной жадности банков!) рублевые ссуды. Обслуживать своих клиентов и при этом следить, как бы они, поганцы, не выводили свои деньги в оффшор, не обналичивали их и вообще были паиньками; причем — все поголовно…

А в общем — прогноз позитивный. Потому что все, что нас не убивает, делает нас смешливее. Или в первоисточнике было «сильнее»?

Ян Арт

Вице-президент Ассоциации региональных банков России.

Материал подготовлен для журнала «Банки и деловой мир» и портала Bankir.Ru

Новости
26 Апреля 2024, 07:43

«Флот РТ» приобрел у «Татфлота» 28 судов

Все они держатся на плаву.

Компания «Флот РТ» приобрела у прежнего организатора речных перевозок «Татфлота» 28 судов. Все суда находятся в рабочем состоянии.

Информацию в интервью «Татар информ» сообщил гендиректор «Флота РТ» Роман Лизаллин. Компания также получила 18 плавучих несамоходных судов и выкупила три здания. По доверительному управлению на баланс организации перешли три причальные стенки в Казани, Болгаре и Свияжске.

Лизаллин сообщил, что на социальных маршрутах планируют задействовать 10 единиц флота. В этом году также стартует программа по межрегиональным социальным направлениям. Речь идет о двух маршрутах, связывающих Казань с Ульяновском и Чебоксарами. Такие перевозки будут выполняться на «Метеорах».

В этом году компания собирается задействовать и пять коммерческих судов. Их используют для экскурсионных маршрутов, банкетных перевозок внутри региона. В 2024 году «Флот РТ» планирует перевезти около 350 тысяч пассажиров.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: