3 марта ЦБ РФ отозвал лицензию у Татфондбанка. Центробанк подал в Арбитражный суд Татарстана иск о банкротстве кредитной организации. 11 апреля Татфондбанк признали банкротом, а размер дыры в банке составил 120 млрд рублей. Временная администрация оценила общую стоимость имущества и активов ТФБ в 71,4 млрд рублей, при том, что его обязательства составляют 189,7 млрд рублей. Получается, что обязательства превышают активы более чем в 2,5 раза.
В рамках расследования дела о мошенничестве в особо крупном размере, по версии следствия, Татфондбанк заключил с Центробанком РФ договор о предоставлении кредита на 3,1 млрд рублей. При этом в Банк России были представлены заведомо ложные сведения о наличии высоколиквидного актива — кредитов, предоставленных ПАО «Нижнекамскнефтехим» 18 июля 2016 года. Однако в тот же день были заключены договоры о переуступке прав требований по этим кредитам и уплате процентов с ООО «Новая нефтехимия» на 1,8 млрд рублей и ООО «Сувар девелопмент» на 2,2 мрлд рублей.
6 апреля на Роберта Мусина завели новое дело по новой статье — за злоупотребление полномочиями. Первый эпизод, о ктором сообщило следствие заключался в том, что Мусин и сотрудники банка, зная о его неплатежеспособности и грядущем отзыве лицензии, незаконно вывели залоговое имущество ООО «Урман» по четырем кредитным договорам на сумму более 847 млн рублей. Провернуть это им удалось, используя вексельную схему. Было подписано соглашение о расторжении договора о залоге и акта приема-передачи имущества к договору о залоге с ООО «ИнтерСтар» в виде векселя номинальной стоимостью более 207 млн рублей.
В результате часть кредитных обязательств перед банком осталась без обеспечения, а перспектива их возврата временной администрацией за счет реализации залогового обеспечения по кредитным договорам с ООО «Урман» снизилась. Это привело к невозможности Татфондбанка исполнить свои обязательства перед кредиторами, в том числе, ЦБ на сумму более 207 млн рублей.
Вексельная схема использовалась и во втором эпизоде дела по признакам злоупотребления полномочиями. Как сообщил СКР по РТ 24 апреля, в декабре прошлого года Роберт Мусин и неустановленные сотрудники Татфондбанка незаконно вывели часть залогового имущества еще одной компании — ООО «ТДК-АКТИВ» по семи кредитным договорам на сумму более 1,14 млрд рублей. Деньги были выведены в виде векселя банка, стоимость которого превысила 310,9 млн рублей. Это привело к невозможности Татфондбанка исполнить свои обязательства перед кредиторами, в том числе, ЦБ на сумму более 1 млрд рублей.
Согласно данным отчетности, по величине активов Татфондбанк на 1 февраля 2017 года занимал 42 место в банковской системе РФ. 11 апреля Приволжский районный суд Казани продлил срок содержания под стражей Роберту Мусину до 16 июля.
На начало 2017 года схема взаимосвязей Татфондбанка и лиц, под контролем которых он находился, выглядела, мягко говоря, витиевато.
Доля правительства Татарстана в Татфондбанке на 20 февраля составляла 8,65%. В отчете экс-главы кабмина РТ Ильдара Халикова (возглавлял Совет директоров банка) говорится, что так как доли миноритарные, представители государства, выдвинутые республикой, в органах контроля лопнувшего банка отсутствовали.
Ксения Долгова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: