Шаляпинский фестиваль — крупнейшее событие музыкальной и театральной жизни России и поистине эксклюзивное явление в истории современной оперы (ведь в мире нет больше ни одного фестиваля, который был бы посвящен памяти певца). И среди исполнителей считается престижным быть приглашенным и принимать участие в фестивале, поэтому участие в этом казанском празднике звезды российской и мировой оперной сцены планируют за год-два.
Почти три десятилетия существует Шаляпинский фестиваль. В его спектаклях выступали Ирина Архипова, Тамара Синявская, Артур Эйзен, Александр Ведерников, Ирина Богачева, Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков, Николай Путилин и множество других звезд современной оперной сцены.
Сформировались и некоторые традиции фестиваля. Это и то, что его публика имеет возможность в прекрасном исполнении посмотреть не только спектакли классического репертуара (в классической постановке и с классическими декорациями), но и самые модерновые. Это и то, что состав исполнителей крайне разнообразен, и наряду с мегазвездами оперной сцены в спектаклях участвуют начинающие талантливые певцы. Это и то, что традиционно фестиваль открывается премьерой, а день рождения Федора Шаляпина (13 февраля) отмечается постановкой «Бориса Годунова» М. Мусоргского, в которой блистал великий певец. Наконец и то, что завершается этот праздник грандиозными гала-концертами.
XXVIII Международный оперный фестиваль откроет опера Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй» (8 февраля) — очередная премьера театра. Ее режиссером-постановщиком является лауреат Государственной премии РТ им. Тукая режиссер Большого театра России Михаил Панджавидзе, ставивший в нашем театре «Любовь поэта» Р. Ахияровой и «Риголетто» Дж. Верди. Сценографию спектакля доверили замечательному театральному художнику из Новосибирска Игорю Гриневичу и художнику по костюмам Ольге Резниченко (Москва).
Партию Чио-Чио-сан исполнит Сишенг И — молодая китаянка, ведущая успешную карьеру в Европе. Сишенг И — победительница нескольких международных конкурсов, а в 2003 году она прошла национальный отборочный тур и выступила в творческом конкурсе телерадиокомпании ВВС от Китая.
9 февраля состоится концертное исполнение оперы П. Чайковского «Пиковая дама», 10 февраля будет показана «Богема» Дж. Пуччини, 12 февраля — «Риголетто» Дж. Верди (премьера прошлогоднего Шаляпинского фестиваля), 13 февраля — «Борис Годунов» М. Мусоргского, а 14 февраля, в День Святого Валентина можно посмотреть «Аиду» Дж. Верди — спектакль о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и эфиопской рабыни Аиды. 15 февраля — еще одна из прошлых фестивальных премьер: сценическая фантазия В. Моцарта «Волшебная флейта». 16 февраля в программе «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, 17 февраля — «Травиата», а 19 февраля — «Трубадур» Дж. Верди. 21 и 22 февраля Шаляпинский фестиваль завершится гала-концертами с участием солистов из США, Германии, Италии, Австрии, Украины, Казахстана и лучших российских оперных театров. Программа концертов пока держится в секрете, поскольку еще продолжается процесс согласования участия исполнителей. Но организаторы фестиваля уверяют, что зрителей ожидает множество сюрпризов и невероятное удовольствие.
Одной из самых ярких звезд нынешнего фестиваля станет уже известная казанцам певица, пианистка и органистка, лауреат самых престижных российских и зарубежных оперных конкурсов сопрано Хибла Герзмава. Эта яркая и независимая примадонна Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко не раз выступала на оперных сценах США, Швеции, Голландии, Австрии, Бельгии, Франции, Италии, Испании, Болгарии, Греции, Турции Японии, Южной Кореи. Дебют певицы состоялся в спектакле Александра Тителя «Богема», где она исполняла партию Мими. Зрители Шаляпинского фестиваля увидят Хиблу Герзмава именно в этой роли.
Редкая удача ожидает казанцев и гостей города: они увидят и услышат известного и невероятно востребованного исполнителя Бориса Стаценко (Deutschen Oper am Rhein, Германия). Сейчас он — солист Оперного театра в Дюссельдорфе, выступающий на сценах Гамбурга, Дрездена, Берлина, Амстердама, Брюсселя и других культурных столиц мира. В его репертуаре более 50 опер. Этот певец постоянный участник фестиваля в Лукке (Италия), а в последние годы и Людвигсбургского фестиваля. На ближайшие четыре года Борис Стаценко уже имеет ангажементы в театрах Вероны,
Триеста, Палермо, Пармы, Рима, Тулузы, Лиона, Льежа, Тель-Авива. Мы увидим его в роли Риголетто и Томского в «Пиковой даме».
Давно не бывала в Казани солистка Мариинского театра (Санкт-Петербург) Млада Худолей. На фестивале она исполнит партию Аиды из одноименной оперы Дж. Верди. Талант, широкий и разнообразный репертуар певицы давно вывел ее в ряды ведущих исполнителей театра, с труппой которого она много гастролировала в Германии. Кроме этого, Млада Худолей выступала на лучших театральных площадках Европы и США (в Вашингтонской опере и Опера Лос-Анджелеса, в театре Массимо, в Гульбенкян-центре в Лиссабоне, в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне, в Новой Израильской опере в Тель-Авиве, в театре Сент-Галлена в Швейцарии, в Национальной опере Греции и других). Млада Худолей сотрудничает с выдающимися музыкантами современности — Валерием Гергиевым, Пласидо Доминго, Мати Салминеном, Берндтом Вайклем, Антонелло Аллеманди, Павлом Коганом, Стивеном Гульдом, Мишелем де Янг, Джанандреа Нозедой, Александром Рудиным и Сейджи Озавой.
Безусловно, интересной для любителей оперы станет и встреча с пуэрториканкой Мельбой Рамос (Volksoper Wien, Австрия). Она пела в театрах Германии, Италии, Испании, Бразилии, Франции, Голландии и США. Осенью 2001 года именно ей доверили заменить Чечилию Бартоли (мегазвезду оперы) в «Орфее и Эвридике» Гайдна, шедшем на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден», где она исполняла партию Гения. Репертуар певицы поражает не только специалистов. Голос Мельбы Рамос умеет наполнять неожиданными, глубокими смыслами даже сентиментальные партии. Это и «кровавая» — для драматического сопрано — Тоска, и «кукольная» — для колоратурного сопрано — Виолетта Валери. В разные годы Мельба Рамос работала и выступала на престижнейших сценах Германии, Австрии, Голландии, Испании, США в сотрудничестве с известными дирижерами. В «Травиате» темнокожая певица исполнит в партию Виолетты.
В «Борисе Годунове» (Варлаам) и в «Волшебной флейте» (Зарастро) казанцы услышат Михиала Светлова-Крутикова — экс-солиста Большого театра, приглашенную звезду (New York City Opera, США). А Михаил Агафонов — известный тенор National theater Mannheim выступит в «Пиковой даме» (Герман) и «Борисе Годунове» (Самозванец).
В этом сезоне казанцы крайне редко видели загруженную работой в Houston Grand Opera (США) Альбину Шагимуратову. На фестивале она исполнит одну из своих коронных партий — партию Царицы Ночи («Волшебная флейта»), которую певица успешно исполняет в Гранд-Опера с великим итальянским дирижером Риккардо Мутти. Кроме этого, она порадует зрителя и ролью Джильды в «Риголетто».
Широко задействованы в фестивальных спектаклях многочисленные любимцы казанской публики: Георгий Ониани (Германия), Марио Миура (Австрия), Сергей Ковнир (Национальная Опера Украины им. Т.Шевченко, Киев), Юрий Нечаев, Ирина Макарова, Михаил Казаков (Большой театр России, Москва), Ахмед Агади и Эдуард Цанга (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Андрей Бреус и Елена Поповская (Московский театр Новая Опера им. Е.Колобова), Алексей Долгов (Московский академический Музыкальный театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко), Татьяна Богачева (Москва) и Екатерина Егорова (Михайловский театр, Санкт-Петербург).
Вне всякого сомнения, на фестивале произведут большое впечатление его дебютанты. Необыкновенно красивые и талантливые Виктория Динас (Greek National Opera — Olympia Theatre, Греция), Карина Чепурнова (Мюзета в «Богеме) и Светлана Трифонова (Марфа в «Царской невесте») из Маринки; Михаил Агафонов и тенор из Германии Алексей Вавилов (Лыков в «Царской невесте»); бас Виталий Ефанов (Малюта, «Царская невеста»). «Руководить» казанским оперным праздником будут аж четверо прекрасных дирижеров: наш Ренат Салаватов, литовский дирижер Гинтарас Ринкявичус, полюбившаяся с прошлого фестиваля Алла Москаленко (Украина) и Мика Айшенхольц (Швеция).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: