Для того, чтобы «приготовить» оперу «Севильский цирюльник», Вам понадобятся:
- Режиссер-постановщик
- Солисты и ансамбль артистов мужского хора
- Оркестр и дирижер
- Декорации и художник-постановщик
- Свет
- Костюмы и художник по костюмам
- Гримеры, парикмахеры
- Зрители
Собственно, с «ингредиентами» будущей оперы определились, теперь попробуем разобраться, как это все станет готовым блюдом — и самым ожидаемым спектаклем фестиваля 2014 года.
Способ приготовления
Режиссер постановки — Юрий Александров (Санкт-Петербург). Это его второй спектакль в Казани — в прошлом году он руководил постановкой «Аиды» Джузеппе Верди. Александров честно признается, что не сразу согласился ставить «Севильского цирюльника»:
«Россини написал „Цирюльника“ в жанре комической оперы, но я ни разу не видел смешной постановки».
Таким образом, главная цель спектакля — сделать акцент на ситуационный юмор, при котором актеры играют свои роли с серьезным лицом, а сама ситуация — комична, и зрители воспринимают весь юмор.
Солисты в спектакле — преимущественно мужчины, во всей опере всего две женские роли — это Розина (в которую влюблен граф Альмавива) и Берта, домоправительница. Розина в версии Юрия Александрова — немного стерва, что отличается от привычного восприятия героини, обычно спокойной, скромной и тихой. На роль Розины назначены Ольга Пудова (Мариинский театр) и Виктория Яровая (Московский театр Новая Опера).
Заглавный герой — это, конечно, Фигаро — цирюльник, ловкий пройдоха, затем — помощник графа Альмавивы. Партии Фигаро будут петь Виктор Коротич (Академия молодых певцов Мариинского театра) и Владимир Мороз (Мариинский театр). Беспокойный и влюбленный граф Альмавива предстанет в исполнении Алексея Татаринцева и Дмитрия Трунова (оба из Московского театра Новая Опера). Еще один интересный герой — слуга Бартоло — единственная безмолвная роль в опере, которую исполняет артист балета казанского театра Станислав Сырадоев.
Всего в спектакле восемь главных исполнителей, но есть еще ансамбль артистов мужского хора — их двенадцать человек. По замыслу режиссера, они представляют собой что-то вроде внутреннего мира Фигаро, они даже одеваются в похожие костюмы. Хормейстер спектакля — Любовь Дразнина (Казань). Во время репетиции «прогоняют» отдельные части пьесы, и некоторые исполнители сидят в зале, наблюдая за работой коллег. Так как в Казани будет два премьерных дня (2 и 3 февраля), есть два состава солистов, и кто будет выступать в первый день, кто — во второй, пока неизвестно.
Несомненно, без оркестра сделать премьеру запоминающейся будет невозможно. Дирижер и музыкальный руководитель постановки — Марко Боэми (Италия), он уже дирижировал эту оперу в 2012 году у нас в Казани. Репетиции пока проходят только с концертмейстером и под игру на пианино, оркестр повторяет свои партии в отдельном зале. Уже на следующей неделе начнутся генеральные репетиции, в которых будут и музыканты, и исполнители.
Коробка в коробке
Декорации для этого спектакля создавались специально, они уникальные. Художник-постановщик Виктор Герасименко рассказал нам, в чем идея главной декорации — большого красного куба, в котором много-много деталей из самых разных эпох.
— Почему внутри коробки все детали — белого цвета?
— Смотрите, это ведь Испания (действие происходит в испанском городе Севилье — ред.), а эта страна прежде всего ассоциируется с белым, черным и красным цветом. Белый — это большое количество зарешеченных окон и белые ставни в испанских домах, красный — цвет любви.
— Что символизирует главная декорация сцены?
— Эта декорация — как ящик Пандоры, в котором собраны декорации разных стилей, разных эпох, потому что «Севильский цирюльник» и любовь существовали во все века и будут существовать всегда. У нас и костюмы в разных стилях. Этот спектакль — не классический, а фестивальный, поэтому всё здесь необычное. Вроде бы большая декорация, но всё дышит, чувствуется пространство. Мы эту коробку сделали специально так, чтобы ее легко можно было перевезти и установить в любом зале (после фестиваля опера поедет в Европу на гастроли, казанские зрители увидят ее снова уже весной — прим.авт.).
Декорации, которые прячутся в ящике, — своеобразные символы любви в разные века. Здесь есть классические скульптуры, рояль, ажурный балкон. Любопытно, что в начале спектакля этот огромный ящик будет закрыт, и с помощью специальных лебедок две стенки будут открываться. Из ящика как ожившие герои прежних эпох будут выходить персонажи, оттуда же будут появляться все элементы декорации. В конце спектакля коробка с артистами закроется.
Позади этого ящика — две большие стены, которые составляют угол — у зрителя может сложиться впечатление, что он тоже находится в какой-то огромной коробке. Получается игра с геометрией — коробка в коробке. Смотрится это необычно.
Свет в спектакле будет играть чуть ли не главную роль в создании атмосферы. Декорации на сцене белого цвета, а потому художники по свету (ими руководит Ирина Вторникова, Ростов-на-Дону) могут играть светом: белые предметы — очень хороший, чистый фон для этого. Днем они будут светиться, ночью все станет синим.
Еще одна важная составляющая оперы «Севильский цирюльник» — это костюмы, их для премьеры шьют специально, прямо в театре. Здесь опять проглядываются испанские мотивы, основные цвета — красный, белый, черный. В течение всей пьесы Фигаро будет менять костюмы четыре раза, среди них есть даже женский образ (!) У Розины тоже четыре образа, два из них очень необычные и эротичные. А мужской хор (те самые «внутренние» Фигаро) сменит свои костюмы трижды. Безусловно, подготовить костюмы всем исполнителям — непростая работа, их до сих пор шьют, так как артисты приезжают постепенно, и для каждого шьется индивидуальный набор одежды.
Гримеры и парикмахеры начнут свою работу на генеральных репетициях и на премьере, поэтому во время сегодняшней репетиции мы их не встретили. Их задача — закончить тот образ персонажей, который задуман художниками. Костюм, грим и характер героя, выточенный исполнителями, — вот составляющие тех образов, которые мы увидим на сцене.
И, конечно, особое место в нашем рецепте приготовления оперы шаляпинского фестиваля занимают зрители — ведь всё это приготовление делается для них. Кстати говоря, билеты практически на все спектакли фестиваля были проданы за один день — по словам администраторов, люди приходили до открытия кассы и весь день стояла очередь во весь холл. Стоимость билетов варьировалась от 500 до 2000 рублей.
Все ингредиенты главного «блюда» готовы, их нужно собрать воедино, приправить щепоткой классического настроения, добавить капельку удачи и волшебства и… — готова трехчасовая премьера. Узнать, что в итоге получилось, зрители смогут уже в конце следующей недели.
В этом году фестиваль оперы им. Ф. Шаляпина посвящен 140-летию казанской оперы. Он пройдет в Казани с 2 по 18 февраля 2014 года, премьера оперы «Севильский цирюльник» состоится 2 и 3 февраля, а гала-концерт и закрытие фестиваля — 17 и 18 февраля.
Портал TatCenter.ru является ведущим интернет-партнером фестиваля.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: