Новости
19 Июня 2014, 16:50

Взгляд на Татнефть сквозь валютные очки

Отчётность по МСФО за 1 квартал 2014 года продемонстрировала, что взятый компанией курс на увеличение доли нефтепереработки помог не только преодолеть последствия падения шинного комплекса, но и значительно улучшить конечные экономические показатели.

Согласно отчету за первый квартал по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), группа компаний «Татнефть» увеличила выручку по сравнению с таким же периодом 2013 года на 9,6%, до 116,74 млрд рублей. Тем временем прибыль нефтяной группы выросла еще внушительнее — на 42% и составила 24,4 млрд руб.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ

Два основных внешних параметра, от которых зависит работа татарстанской нефтяной компании, сыграли ей на руку.

1) Экспортная цена на нефть. Как видим, последние 4 года цены на нефть устойчиво находятся на очень высоком уровне, превышающим сложившиеся цены до мирового финансового кризиса. Небольшое снижение (-4%) средней нефтяной цены в 1 квартале 2014 года по сравнению с прошлогодним периодом не оказало негативного эффекта, так как было компенсировано небольшой девальвацией.

2) Курс базовой валюты. Благодаря проведенной девальвации средний курс доллара в 1 квартале 2014 года был выше на 15%, чем в том же периоде прошлого года. Это с лихвой компенсировало небольшое снижение нефтяных цен и дало существенную прибавку к прибыльности экспортной деятельности.

ОАО «Татнефть» — это, в первую очередь, экспорториентированная компания, у которой доля поступлений из-за рубежа в выручке по данным 2013 года находилась на уровне 75%. Исходя из этого, правильнее было бы оценивать финансы компании, исходя из долларовых показателей. Это позволяет устранить «эффект девальвации» и оценивать компанию как глобального экономического игрока.

В новейшей истории Татнефти как вертикально интегрированной компании, можно выделить 3 важных этапа:

1) Жизнь до начала наличия собственной масштабной нефтепереработки. В этом режиме часть нефти перерабатывалась на НПЗ сторонних компаний. Собственно говоря, называть компанию вертикально-интегрированной было тогда нельзя.

2) Появление собственной первичной нефтепереработки — начало работы в декабре 2011 года установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-7 производительностью 7 млн тонн в год. Завод начал выпускать: котельное топливо, топливо печное бытовое, прямогонный бензин, вакуумный газойль, топливо технологическое экспортное, нафту висбрекинга, ШФЛУ, керосин технический, топливо маловязкое судовое, серу.

3) Ввод гидрокрекинга в эксплуатацию, что теоретически позволит ТАНЕКО выпускать 1,16 млн тонн дизельного топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5», 380 тыс. тонн авиационного керосина марки Jet, 600 тыс. тонн прямогонного бензина и гидроочищенного газойля. Но это при наличии 2,9 млн тонн вакуумного газойля, который относится к темным нефтепродуктам.

Пока установка работает примерно на одну треть от заявленных мощностей (перерабатывает около 1 млн вакуумного газойля в год — такова мощность существующей установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-7). Так что постройка второй ЭЛОУ-АВТ-7 не за горами.

Вторая очередь комплекса гидрокрекинга предполагает создание завода масел — на их производство будет направляться часть гидроочищенного газойля, производимого на установке гидрокрекинга. Производство планируется ввести в эксплуатацию к концу года.

Дополнительные положительные результаты от работы установки гидрокрекинга в полную мощь покажутся только во 2 квартале текущего года. АК «Транснефть» в конце марта начала прием от НПЗ «Танеко» в систему магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) дизельного топлива «Евро».

Именно поэтому показатели выручки 1 квартала 2014 года находятся почти на прошлогоднем уровне. И нет сомнений, что показатели по 2 кварталу 2014 года будут гораздо лучше.

ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» в 2014 году планирует принимать от «Танеко» до 20 тыс. тонн нефтепродукта в месяц для сдачи на внутренний рынок РФ: преимущественно на нефтебазы на территории Татарстана, а также на ЛПДС «Володарская» (Московская область), «Красный Бор» (Ленинградская область), Бавлинская НБ (Башкирия). В 2015 году планируемые объемы транспортировки на внутренний рынок в тех же направлениях возрастут до 30 тыс. тонн в месяц. В 2017 году «Танеко» планирует начать поставлять дизтопливо на экспорт — от этого НПЗ в систему МНПП в направлении порта Приморск ожидается прием топлива в объеме 120 тыс. тонн в месяц.

Чистая квартальная прибыль в долларах оказалась гораздо выше прошлогодней — на 25%.

Это объясняется не только заработавшим гидрокрекингом, но и тем, что удельные затраты на добываемую нефть формируются в рублях, а, значит, в результате девальвации они значительно снизились (на 7,6%).

Кроме того, из-за увеличения производства высокомаржинальных нефтепродуктов собственного производства внутренняя структура реализации значительно улучшилась при стабильной выручке.

Из таблицы наглядно видно, что при стабильном текущем уровне добычи именно прибавка по производству и реализации нефтепродуктов позволила не только преодолеть спад выручки на 1 млрд руб. от производства и продажи шин (из-за тяжелой ситуации на авторынке), но и улучшить конечный финансовый результат.

Альберт Бикбов

руководитель аналитического портала TatCenter.ru

Мензелинский район: три «М» для инвестиций молоко, минеральные источники и магистраль

Здесь можно заправить машину, выпить бутылку лечебной воды и тут же закупиться молочкой — все это скоро станет реальностью на трассах М-7 и М-12. Глава АИР РТ Талия Минуллина и глава Мензелинского района Айдар Салахов обсудили необходимый бизнес в районе.

Мензелинский район Татарстана активно развивается: инвесторы вкладывают средства в создание придорожного сервиса, фермеры расширяют поголовье коров, а местные власти ищут инвестора для строительства санатория на основе целебной воды.

Район имеет выгодное расположение — через него проходят федеральные трассы М-7 и М-12. Богатые черноземы, леса и водоемы, в которых обитает 34 вида рыб, делают его привлекательным для развития сельского хозяйства и туризма. И уже сегодня местные предприятия демонстрируют высокие результаты своей деятельности.

Фото: АИР РТ

Развитие придорожного сервиса на М-7 и М-12

По словам Романа Фатыхова, финансового директора ООО «ТранзитСити» (IRBIS), по трассам ежедневно через район проезжают около 100 тыс. автомобилей. Среди успешных проектов в сфере придорожного сервиса можно отметить автозаправочные станции «Ирбис» и «Наиком».

В прошлом году была открыта дорога из Казани в Москву, а в этом году планируется запуск трассы Казань — Екатеринбург. С вводом этой дороги поток транспорта увеличится еще больше.

Фатыхов представил свой проект, который многие ошибочно называют заправкой, но на самом деле это многофункциональный зеркальный комплекс. На 1082-м километре трассы М-12 будет открыт новый объект — два зеркально расположенных автозаправочных комплекса «Ирбис». В их состав войдут отель, точки быстрого питания, зоны отдыха и даже кемпинговая остановка. Инвесторы уже вложили 750 млн рублей из запланированных 1,5 млрд.

Роман Фатыхов отметил профессионализм федеральных властей: газопровод перенесли заблаговременно. Обычно подобные меры значительно замедляют реализацию проектов, но в данном случае все было тщательно спланировано.

Представьте, что в течение дня будет делать человек, который едет из Москвы в Екатеринбург. Роман Фатыхов подробно рассказал о маршруте клиентов, даже по километрам. Основные потоки, конечно, идут из Москвы — 110 тыс. автомобилей в сутки. Через 400 км человек начинает искать место для обеда. Через 800 км, когда он уже находится в Татарстане, ему нужно найти возможность полноценно поужинать и переночевать. Также ему нужно сходить в душ, постираться и купить товары в дорогу. Это самое подходящее место для получения всего спектра услуг.

В Набережных Челнах днем запрещен проезд фур, поэтому все фуры объезжают город. Соответственно, вся эта инфраструктура будет востребована.

«Я считаю, нужно продвигать именно автотуризм. На сегодняшний день по деньгам выйдет одинаково, что человек полетит на самолете один или семья из пятерых человек поедет на машине в Сочи. Когда кризисные явления, все любят экономить, и среднестатистическая семья выбирает поехать на машине. Они едут именно туда, здесь есть придорожный сервис», — заключил Фатыхов.

Молочные реки Мензелинска

Пока одни строят заправки, другие увеличивают производство молока. Глава Мензелинского района Айдар Салахов гордится цифрами — 317 тонн в сутки!

В 2024 году ВТП района достиг 15,3 млрд рублей. Из них 45% приходится на сельское и лесное хозяйство. Среднемесячная заработная плата в агропромышленном комплексе — 68 тыс. рублей.

Основными игроками на рынке являются агрохолдинги «Камский Бекон», объем инвестиций — 15,3 млрд рублей, и ООО «Август Мензелинск» с объемом инвестиций в 1,7 млрд рублей. В районе множество молочных ферм, но как обстоят дела с переработкой?

Камский бекон — это крупный комплекс, в котором содержится 7 тыс. коров, производящий 230−240 тонн молока в сутки. В этом году планируется увеличить поголовье на 3 тыс. коров. В планах — глубокая переработка молока до аминокислот, производство кондитерских изделий и сметаны. Пока проект находится на стадии обсуждения, поскольку сначала необходимо достичь необходимого объема производства.

Сейчас район производит 317 тонн молока в сутки. Для запуска переработки требуется 500 тонн, и это лишь планы, которые могут осуществиться в кооперации. Уже сегодня существует спрос на такие продукты, а литр молока можно приобрести по цене 50−55 рублей.

Лечебная вода «Мензелинка» и перспективы курортного строительства

В 1997 году Александр Леванов, директор ООО ТПФ «Изыскатель», основал в Мензелинске предприятие по производству лечебной воды. С тех пор он успешно занимается разливом воды под маркой «Мензелинка» и реализует ее по всей территории ПФО. Продукция компании, особенно лечебно-столовая минеральная вода, неоднократно завоевывала призовые места на различных конкурсах, включая «100 лучших товаров России».

«Что вы пьете, коллеги? Мы каждый день пьем воду. Вода — это то, что каждый человек должен в день выпивать 2−2,5 л. Вот вы все задайте вопрос: какого качества воду мы каждый день с вами пьем? Вот вы только посмотрите: сульфатная, магниевая, кальциевая, натриевая вода. Это же просто таблица Менделеева, все здесь есть. Вода прекрасная, попробуйте и порекомендуйте своим коллегам», — глава АИР РТ Талия Минуллина.

Фото: АИР РТ

Уникальные свойства мензелинской воды, подтвержденные бальнеологическим заключением, а также благоприятные природные условия Мензелинского района делают его идеальным местом для строительства курортно-оздоровительного комплекса. Уже подобран участок площадью 15,7 га, который идеально подходит для санатория: он находится рядом с лесом и водоемом. Теперь остается только найти инвестора, готового реализовать этот проект.

Минуллина поддержала идею санатория: «Сейчас в России внутренний туризм растет и в России, и в Татарстане. Нам что нужно, чтобы санаторий построить? Уже самое главное есть — уникальное конкурентное преимущество на фоне других и земельный участок. Нам нужен инвестор, который придет туда с проектом санатория».

Уже в ближайшем будущем в Мензелинске будут останавливаться не только для того, чтобы заправиться, но и чтобы отдохнуть.

Анастасия Сорокина

Минуллина Талия Ильгизовна

Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ

Салахов Айдар Фаслахович

Глава Мензелинского района РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: