Новости
21 Сентября 2006, 15:37

В поисках ДМЭ

По прогнозам аналитиков, в ближайшие 5−10 лет увеличение спроса на дизельное топливо, в первую очередь малосернистое, может составить 20−30%. Выпуск экологически чистого дизеля возможен как за счет модернизации установок прямой перегонки нефти, так и за счет создания новых технологий и процессов. Одной из таких разработок считается применение диметилового эфира.

Природный газ как топливо

В середине XX века в мире началась ускоренная добыча, переработка (сжижение) и потребление природного газа. К началу XXI века объемы потребления природного газа составили порядка 1 000 млрд куб. м в год. Повышение цен на нефть и бензин, а также забота о чистоте среды обитания все больше и больше привлекают внимание науки, производства и бизнеса к использованию природного газа не только в качестве газового топлива в традиционных способах его сжигания, но и в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания. Однако непосредственное использование природного газа для этих целей имеет ряд недостатков. Масса баллона, вмещающего 1 кг сжиженного природного газа (СПГ) под высоким давлением, должна составлять порядка 8 кг. При умножении на нужное количество топлива получается солидный вес, занимающий до трети веса всей машины. В этом случае ездить можно, однако такая ноша является слишком обременительной, а в условиях бездорожья, тряски и аварий транспортных средств использование на них СПГ становится взрывоопасным. Кроме того, в процессах производства, транспортировки, распределения и потребления СПГ теряется порядка 10 \% от его массы, которая, испаряясь и попадая в атмосферу, способствует развитию парникового эффекта точно так же, как это происходит с выбросами в атмосферу диоксида углерода. При этом для хранения СПГ требуются дополнительные затраты энергии на охлаждение. Есть у СПГ и другие принципиальные недостатки, которые ограничивают его возможности в качестве альтернативного топлива на транспорте.

ДМЭ в автомобилях

В последнем десятилетии XX века австрийские, датские и американские исследователи предложили использовать в качестве альтернативного дизельного топлива диметиловый эфир. ДМЭ известен достаточно давно, но раньше он применялся лишь в парфюмерии для создания давления в баллонах с лаками и дезодорантами. Там он заменил вредные газы — фреоны, бутан и пропан. Использовался ДМЭ также как хладагент и растворитель. В последнее время на диметиловый эфир стали смотреть как на новое, универсальное, эффективное и экологически чистое топливо. Моторные топлива, получаемые из природного газа, не содержат ароматических углеводородов, серы и характеризуются полнотой сгорания, а ДМЭ помимо преимуществ топлива, синтезированного из природного газа, характеризуется высоким цетановым числом (55−60 против 40−55 для нефтяного дизельного топлива) и отсутствием сажи и оксидов азота в выхлопных газах, что особенно важно для крупных мегаполисов. Таким образом, существует два ДМЭ: высший сорт — содержание диметилового эфира не менее 99,5 \%, используется в парфюмерии, для дизельного топлива применяется низший сорт — содержание диметилового эфира на уровне 95 \%.

История ДМЭ в России

Долгое время ДМЭ в РФ получали только как побочный продукт синтеза метанола. В 1991 году из-за резкого снижения спроса на метанол было принято решение организовать производство ДМЭ из метанола-сырца, ввиду того, что из всех полезных составляющих только диметиловый эфир содержится в количестве, достаточном для выделения. В апреле 2001 года на «Новомосковском Азоте» в цехе «Синтез», где производился аммиак и метанол, была смонтирована ректификационная колонна для получения диметилового эфира из метанола-сырца. Сегодня эта установка выпускает 50 тонн ДМЭ в месяц. Мощности небольшие, но и спрос невелик. Весь объем небольшими партиями покупают несколько компаний, в их числе «Альтек-строй», «НХС», «Аверс», «Интрейд» и «Диметил-Эко». Последняя была создана в 2002 году совместно с правительством Москвы и МХК «Еврохим» для внедрения целевой программы «Диметиловый эфир экологически безопасное дизельное топливо для города Москва». Сейчас «Диметил-Эко» покупает лишь 10−12 тыс. тонн ДМЭ в месяц. С 1966 года аналогичная новомосковской установка по производству диметилового эфира работала на «Щекиноазоте», но в 1986 она была остановлена все по той же причине — отсутствие сбыта.

В 2004 году вышло распоряжение правительства Москвы «Об организации работ по внедрению диметилового эфира на транспорте в качестве экологически безопасного альтернативного топлива». После этого у «Щекиноазот» появился заказчик — столица России. И пока в Москве институтом двигателей разрабатывалась топливная аппаратура на ДМЭ, на «Щекиноазот» началась реконструкция установки по производству диметилового эфира, повторный запуск которой запланирован на III квартал 2007 года. Проектная мощность установки составляет 3 тыс. тонн в год. Перевести на ДМЭ пока планируют только большегрузные автомобили и общественный транспорт, но в перспективе такого объема будет мало, поэтому правительство Москвы ищет возможности расширения производства. Не исключено, что принять участие в обеспечении Москвы альтернативным топливом сможет «Томскнефтехим», и такая возможность стала темой переговоров между администрациями двух городов во время проведения дней Москвы в г. Томске.

Из метанола или синтез-газа?

Существует несколько способов получения диметилового эфира. Первый — при давлении 1−3 МПа и температуре 800−900 °С из синтез-газа получают диметиловый эфир, метанол и метилформиат. Второй способ — получение диметилового эфира из метанола. Именно так поступают в Германии и Японии. В Японии и США построены пилотные установки — мощностью 5 и 4 тонны в сутки. Из синтез-газа ДМЭ получают NKK (Япония) и Haldor Topsoe (Дания). На «Новомосковском Азоте» и ОАО «Щекиноазот» диметиловый эфир производят из метанола, но такой метод с технико-экономической точки зрения не совсем целесообразен, так как цены на природный газ будут неизбежно повышаться. Технология получения диметилового эфира непосредственно из синтез-газа на сегодня является наиболее передовой и многообещающей. Поэтому НИО «Сибур-Томскнефтехим» остановилось на совместной разработке Института нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева и Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН — получение диметилового эфира из синтез-газа. Взаимодействие протекает по реакции: 2СО + 4Н2 = СН3ОСН3 + Н2О. Однако в условиях процесса H2O вступает во взаимодействие с CO, в результате паровой конверсии оксида углерода образуются водород и диоксид углерода: CO + H2O =CO2 + H2. Поэтому фактически для получения диметилового эфира требуется смесь с соотношением CO: H2 = 1:1.Суммарное уравнение реакции выглядит следующим образом: 3СО + 3Н2 = СН3ОСН3 + СО2. В данном процессе значительно меньше расходные коэффициенты по сырью и больше выход продукта. Катализатором реакции может служить комбинация из катализаторов дегидратации и синтеза метанола.

К сожалению, пока нет промышленных технологий российского происхождения, которые можно было применять на заводе «Метанол» в Томске. Поэтому НИО «Сибур-Томскнефтехим» планирует создать в особой экономической зоне Томска пилотную установку, на которой можно было бы провести мониторинг всех предлагаемых российских катализаторов и импортных аналогов, наработать исходные данные. Затем на основании этих исследований подготовить ТЭО для создания такого производства. По соглашению делегаций Москвы и Томска, правительство столицы будет участвовать в финансировании научных исследований, и в 2006 году, вероятно, подготовит план взаимодействия в рамках проекта. Рабочая комиссия двух городов в плановом порядке начнет прорабатывать все вопросы подготовки к строительству установки, она же займется маркетингом рынка ДМЭ.

Мировой опыт

Технология производства ДМЭ разработана рядом зарубежных технологических фирм: Haldor Topsoe (Дания), Air Products and Chemicals (США), NKK Corp. (Япония), BP (Великобритания). Производство постоянно расширяется. Такие крупные компании, как Mitsui, Japan Oil и Mitsubis Gaz Chemistri, вскоре доведут выпуск диметилового эфира до 10 тыс. тонн в сутки. Рядом японских компаний совместно с Total Fina Elf SA образована компания DME Development Co. Ltd., которая разработала производственную установку с проектной мощностью 825 тыс. тонн в год. Выпуск ДМЭ в мире за последние несколько лет резко возрос и в настоящее время составляет десятки миллионов тонн. В таких странах, как Швеция и Дания, общественный транспорт полностью переведен на ДМЭ. Согласно прогнозам аналитиков, через 15−20 лет весь тяжелый и средний транспорт в мире полностью перейдет на ДМЭ.

Экономическая целесообразность

Итак, диметиловый эфир может стать реальным конкурентом дизельному топливу. Применение ДМЭ для двигателей транспортных средств является в настоящее время особенно актуальным из-за острой необходимости защиты окружающей среды. По сравнению с дизельным топливом при использовании ДМЭ на порядок меньше выбросов в атмосферу оксидов углерода и азота. Перспективно использование диметилового эфира в качестве источника водорода в топливных элементах химических источников электроэнергии и применении их в электромобилях — КПД до 75 \%. Это обстоятельство позволит совершить качественный скачок в энергетике транспорта и перевести в ближайшее время весь средний и тяжелый транспорт на электрическую тягу с собственным автономным химическим источником питания, безвредным для окружающей среды. Средний грузовой электромобиль, заправленный 46 кг СНЗОСНЗ и 54 кг Н2О (всего 100 кг) с расходом Н2 35 г/ кВт•ч может вырабатывать в общей энергии и при мощности электродвигателей порядка 60 кВт и возможностью для рекуперации электроэнергии способен находиться в пути 10−12 часов и, без дозаправки, делать пробег до 1 000 км, при этом стоимость затрат составит всего 10 долларов. Для сравнения, средний грузовой автомобиль с мощностью двигателя порядка 100 кВт сможет без дозаправки находиться такое же время в пути и сделать.

Российские проекты

Россия не может остаться в стороне, ее также ждут перемены. При мэре Москвы действует координационный совет по проблемам организации производства ДМЭ и продуктов его переработки, подготовлена целевая программа. Однако существенных результатов по данной программе пока не получено. До визита москвичей в Томске также не велось масштабных работ в заданном направлении. В частности, за два года разработки программы ни «Сибур-ТНХК», ни представители Москвы не посетили с дружеским визитом страны Евросоюза, в которых городской транспорт полностью переведен на новое топливо. По свидетельству членов правительства Москвы, не велись также переговоры о покупке готовой западной технологии: Москва и «Сибур» сохраняют надежду найти перспективную разработку в России. Однако головной для «Сибура» «Газпром» пошел параллельным курсом и подписал рамочное соглашение о сотрудничестве с Агентством природных ресурсов и энергетики Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. Соглашение касается строительства производств диметилового эфира на востоке России. ТНК-ВР ведет переговоры с японской компанией JFE по поводу приобретения технологии производства ДМЭ и строительства завода на базе этой технологии.

В качестве одной из потенциальных площадок для строительства называлась промплощадка ОАО «Саянскхимпласт». Во всех случаях масштабное производство ДМЭ лишено особого смысла, если у компании нет стопроцентной уверенности в долгосрочном сбыте полученной продукции. Очевидно, что главным стимулом для начала производства диметилового эфира в России может стать адресный гарантийный заказ — государственный или со стороны региональных администраций. Разрозненные попытки компаний вступить на рынок альтернативного топлива свидетельствуют о позитивной реакции российского бизнеса на мировые тенденции, а несогласованность попыток и их бессистемность заставляют предположить, что от положительных результатов в массовом применении ДМЭ как альтернативного топлива Россию отделяют годы.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: