«Вопрос остается открытым»
Татарстан без политической воли со стороны Российской Федерации не может добиться согласительных процедур, предусмотренных статьей 85 Конституции РФ, в отношении наименования высшего должностного лица республики и добровольного изучения национальных и госязыков, заявил депутат Госсовета РТ Шакир Ягудин.
Наименование высшего должностного лица Татарстана — элемент статуса республики, подчеркнул депутат, выступая на профильной конференции, посвященной 100-летию образования ТАССР.
По его словам, согласительные процедуры — «истинно демократический, правовой путь и инструмент для разрешения разногласий» между органами госвласти РФ и ее субъектов.
Статья 85 Конституции РФ
1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президентство, договор и языковой вопрос
В июле прошлого года парламентарии Госсовета Татарстана единогласно поддержали обращение к президенту России Владимиру Путину, ключевая цель которого — сохранение существующего наименования высшего должностного лица республики,
Договор о разграничении полномочий с РФ тогда продлить не удалось. Спустя 2 недели после обращения в Татарстане вспыхнул языковой вопрос и последние «вести с полей» в нем — в апреле в Госдуму внесли законопроект, согласно которому изучение национальных и госязыков республик России должно осуществляться по желанию школьников и их родителей, однако не в ущерб освоению государственного языка РФ.
Напомним, 23 декабря 2015 года Госсовет Татарстана не стал изменять Конституцию республики, в которой высшее должностное лицо региона называется президентом. Годом ранее Татарстану продлили до 1 января 2016 года срок приведения законодательства республики в соответствие с федеральным, которое запрещает использовать «слова и словосочетания, составляющие наименование должности главы государства — президента РФ».
До этого вопрос переименования поднимался на пресс-конференции президента РФ. Тогда Владимир Путин назвал решение «делом самого Татарстана». Рустам Минниханов так комментировал заявление Владимира Путина:
«Я избранный президент, федеральный законодатель такую возможность дал республике. Как дальше? Как сказал президент. Больше чем президент страны, я сказать не могу».
Не такой как все: «У Татарстана двойное предназначение»
Шакир Ягудин считает, что Татарстан — один из 85 субъектов, одна из 22 республик РФ — «выражает волю не только всего многонационального народа республики, но и татарского народа».
«У республик РФ, в отличие от других субъектов, двойное предназначение, что, несомненно, необходимо учитывать в практике и определении перспектив федеративного строительства», — убежден он.
Динара Сафина
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: