По заявлению консалтинговой компании A.T.Kearney, наша страна является самым привлекательным рынком для развития торговых сетей. Рассчитываемый этой компанией индекс Global Retail Development Index (GRDI) учитывает социально-экономические показатели 30 развивающихся стран, которые представляют наибольший интерес для западных ритейлеров (крупных компаний розничной торговли). При расчете упомянутого индекса GRDI принимаются во внимание такие факторы, как экономические и политические риски, уровень насыщенности рынка и скорость заполнения рынка современными торговыми комплексами, а также количество уже присутствующих иностранных компаний.
В рейтинге последних лет по индексу GRDI Россия занимает первое место. Во-первых, данный факт эксперты объясняют размерами рынка, который является крупнейшим в Европе и оценивается приблизительно в $ 58 млрд.
Во-вторых, численность населения нашей страны, согласно результатам переписи населения 2002 года, составляет 145,2 млн. человек. При этом на продукты питания и другие потребительские товары, по различным оценкам, россияне тратят до 80\% доходов.
В-третьих, в России на сегодняшний день — 13 городов с числом жителей свыше 1 млн. А в таких крупных центрах, как правило, сосредоточен основной потребительский денежный спрос. Безусловно, в подобных мегаполисах качество и уровень жизни, а также потребительские запросы значительно выше, чем в обычных, «провинциальных» российских городах.
Значимой частью системы ритейла являются супермаркеты. Как известно, супермаркет — объект розничной торговли товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными), функционирующий по принципу самообслуживания, одна из современных форм концентрации товарных потоков.
На текущий момент Казань — динамично развивающийся центр розничного бизнеса международных корпораций.
В настоящее время в Казани проживает не менее 1 106,9 тыс. человек. В 2003 году зарегистрированный оборот розничной торговли Казани составил не менее 47,5 млрд. рублей (50,0\% всего розничного оборота республики в 2003 году). В первом полугодии 2004 года оборот розничной торговли Татарстана по официальным оценкам составил 52,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 7\% больше, чем в соответствующем периоде 2003 г. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 53\%, непродовольственных — 47\%.
Каким образом можно оценить уровень и качество процесса совершения покупки в магазинах самообслуживания Казани?
Наверное, будет верным предположить, что при выборе того или иного супермаркета покупатель руководствуется двумя основными факторами: ценовой политикой и комфортностью совершения покупки (удобством). Согласно результатам исследования, проведенного компанией BusinessVision (www.retailer.ru), критерии выбора торговой сети (центра) в крупных российских городах распределяются так: 48\% — уровень цен и 52\% — удобство (в том числе, месторасположение — 22\%, ассортимент товаров — 21\%, прочие — 9\%).
Рейтинговое агентство Поволжского антикризисного института провело комплексное исследование супермаркетов Казани (при этом объекты оптовой и мелкооптовой торговли не вошли в перечень исследуемых объектов). В результате проведенной рейтинговой оценки решена одна из поставленных задач — супермаркеты нашего города упорядочены по фактору удобства совершения покупки.
Предметом исследования РА ПАИ выступил именно фактор комфортности совершения покупок, а не уровень цен данных покупок. Дело в том, что все супермаркеты нашего города находятся примерно в одной и той же ценовой категории. Общеизвестно, что приобрести тот или иной продукт питания при определенном желании можно и на рынке. Однако рыночная розничная торговля не дает покупателю тех преимуществ, которыми обладают супермаркеты. Сегодня покупатели с доходами среднего и выше среднего уровня готовы платить за комфортность совершения покупки. Таким образом, удобство супермаркета — это качественный фактор его конкурентоспособности.
Методика рейтинговой оценки РА ПАИ «Самые удобные супермаркеты Казани» ТОП-20 включает в себя 42 критерия балльной оценки, они объединены в 6 групп критериев:
- Общие условия удобства
- Вход и безопасность
- Микроклимат и оформление
- Персонал и расчет
- Товарный мир
- Сопутствующие товары и возможности
В течение июня-июля 2004 года было изучено свыше трех десятков супермаркетов Казани.
Первое место рейтинга по состоянию на 1 августа 2004 года занял РАМСТОР. Он обладает наивысшими оценками по группам «общие условия удобства», «вход и безопасность», «товарный мир». Тем не менее у РАМСТОРА имеются и «слабые звенья» — «аптека» и «процесс пакетирования». При расчете у кассовых терминалов упаковка купленных товаров зачастую производится самим покупателем, что не всегда удобно.
Вторую строку рейтинга разделили известные супермаркеты БАХЕТЛЕ (ул. Р. Зорге, 77) и ПАТЭРСОН. БАХЕТЛЕ обладает отличными показателями по многим критериальным группам. Очень удобный и безопасный вход, вежливый и отзывчивый персонал, широкий ассортимент сопутствующих товаров — несомненные «плюсы», притягивающие покупателя. Проблемные точки супермаркета БАХЕТЛЕ связаны с парковкой значительного количества автомобилей и отсутствием в продаже карточек оплаты мобильной связи всех операторов, действующих в Татарстане.
Универсам ПАТЭРСОН (ул. Сибирский тракт, 34) лидирует по следующим критериальным группам: «Вход и безопасность», «Микроклимат и оформление», «Персонал и расчет». Кроме того, очень высокую оценку получили группы «Общие условия удобства» и «Товарный мир» (вес этих двух групп составил 43\% итогового результата).
На четвертой позиции рейтинга «Самые удобные супермаркеты Казани» ТОП-20 — супермаркет GROSSMART (Аквапарк) на ул. М. Гафури, 46. Среди факторов, которые не позволили GROSSMART войти в тройку лидеров, выделим не совсем удачное месторасположение супермаркета, оформление ценников, отсутствие возможности приобрести лекарства и медикаменты первой необходимости, а также — карточки оплаты мобильной связи.
Пятая строка рейтинга РА ПАИ занята супермаркетом ЭДЕЛЬВЕЙС (ул. Ямашева, 54). Это второй местный супермаркет (после БАХЕТЛЕ на ул. Р. Зорге, 77), вошедший в пятерку лучших супермаркетов Казани. В каком направлении можно совершенствовать работу супермаркета ЭДЕЛЬВЕЙС (ул. Ямашева, 54)? Думаем, что следует улучшить микроклимат и оформление торгового зала, изменить приоритеты в подготовке и поведении персонала супермаркета, установить продуктовый ассортимент на более высоком уровне.
Что показало исследование, проведенное РА ПАИ для составления Рейтинга «Самые удобные супермаркеты Казани»?
- В миллионном городе — всего 2 супермаркета, функционирующих круглосуточно: ПАТЭРСОН (ул. Сибирский тракт, 34) и ПОКУПАЙ ДЕШЕВЛЕ (ул. Ямашева, 92а).
- Рейтинг большинства супермаркетов Казани значительно снижается из-за таких позиций, как: «удобная парковка», «удобство входа» (в том числе для инвалидов), «вентиляция и кондиционирование», «ценники» (соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55), «униформа персонала», «вежливость и отзывчивость персонала», «пакет и пакетирование» (идеальный вариант — покупки упаковываются персоналом супермаркета в бесплатный фирменный пакет независимо от суммы покупки), «количество кассовых терминалов», «аптека», «карточки оплаты мобильной связи», «банкомат» и «оплата по электронным картам». Исследование показало, что часть супермаркетов, вошедших в ТОП-20, изыскивают собственные пути к сердцу покупателя. Например, в супермаркете ПРОВИЗИЯ (ул. Восстания, 56) приятно удивила возможность при покупке товаров получить скидку по дисконтной карте «Александр ЛТД». Кроме скидки по собственной дисконтной карте ПРОВИЗИЯ представляет скидку пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям при предъявлении соответствующих удостоверений.
- Значительно снижен уровень конкурентоспособности таких известных супермаркетов «первой волны», как SUBCONTINENT, УНИВЕРСАМ (супермаркет ЦУМа), ЕВРОПА, МАРСЕЛЬ и КАЗАНКА. Выгодное территориальное расположение — единственное незыблемое преимущество перечисленных супермаркетов. Однако для качественного роста и улучшения своей позиции в рейтинге необходима целенаправленная и очень тщательная работа менеджмента супермаркета.
- Количество супермаркетов Казани продолжает увеличиваться, эта тенденция, думаем, сохранится. Причем численность супермаркетов будет расти скорее за счет расширения уже действующих торговых сетей (РАМСТОР, БАХЕТЛЕ, ЭДЕЛЬВЕЙС, РАЙДЭН и др.). Тем не менее даже в рамках одной торговой сети замечены отличия в удобстве, стиле работы и даже ассортиментном разнообразии.
Приход в Казань лидеров мировой розничной торговли рано или поздно заставит местные супермаркеты либо покинуть рынок навсегда, либо конкурировать за покупателя, не упуская из виду ни одной мелочи, так или иначе влияющей на комфортность совершения покупки.
САМЫЕ УДОБНЫЕ СУПЕРМАРКЕТЫ КАЗАНИ — ТОП-20
по состоянию на 1 августа 2004 года
1. РАМСТОР (ул. Мавлютова, 45) — 286 баллов
2−3. БАХЕТЛЕ (ул. Р. Зорге, 77) — 278
2−3. ПАТЭРСОН (ул. Сибирский тракт, 34) — 278
4. GROSSMART (ул. Гафури, 46) — 264
5. ЭДЕЛЬВЕЙС (ул. Ямашева, 54) — 244
6. ПРОВИЗИЯ (ул. Восстания, 56) — 220
7. БАХЕТЛЕ (ул. Сибирский тракт, 4) — 216
8. РАЗДОЛЬЕ (ул. Ямашева, 82) — 214
9. МЕРИДИАН (ул. Николая Ершова, 8) — 212
10. АК БАРС (ул. Декабристов, 85) — 210
11−12. РАССВЕТ (ул. Декабристов, 108) — 188
11−12. ЭДЕЛЬВЕЙС (ул. Адоратского, 12) — 188
13. ЭДЕЛЬВЕЙС (пр. Ибрагимова, 59) — 176
14−15. ВАВИЛОН (ул. Декабристов, 85) — 172
14−15. ПОКУПАЙ ДЕШЕВЛЕ (ул. Ямашева, 92а) — 172
16. SUBCONTINENT (ул. Пушкина, 17) — 170
17. ЛЯЙСАН (ул. Мавлютова, 29) — 168
18. СМАК (ул. Батыршина, 20а) — 164
19. УНИВЕРСАМ (супермаркет ЦУМа) — 164
20. РАЙДЭН (ул. Мира, 33) — 162
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: