«Зима близко»
«Кто-нибудь смотрел „Игру престолов“? Там есть один лозунг — „зима близко“. Такое же ощущение складывается в отношении российской экономики. На какой мы стадии на подступе к зиме, мы не знаем. Мы продолжаем играть в любовь, в бизнес, но прекрасно понимаем, что когда придет зима, все накроется медным тазом», — именно с этой фразы начал свое выступление на казанском экономическом форуме гендиректор ЗАО «Эссен Продакшн АГ», депутат Госсовета РТ Леонид Барышев.
Россия, по его словам, быстро отскочила в кризис образца 1998 года, когда спрос финансировался инфляцией. Это же страна проходила в кризис образца 2008 года.
Сегодня конъюнктура в реальном секторе экономики такова, что спокойное отношение к деньгам порождает эффект накапливания и, как следствие, снижение оборота.
«Если не узнать потребительский спрос и не увеличить инвестиции, то в следующем году следует ожидать падения ВВП на 10%, — считает Барышев, а текущие, относительно неплохие показатели в экономике Татарстана он связывает с достижениями республиканской „нефтянки“ и вводом новых объектов. — Только „Аммоний“ добавляет в статистику миллиард долларов. Все остальное падает и будет падать. Например, в этом году застройщики прекратили строить. Как следствие, в следующем году сократятся показатели по объемам ввода жилья».
На фоне ухудшения прогнозов в отношении экономики эксперты говорят и о дальнейшем ослаблении рубля.
Напомним, ранее главный экономист Альфа Банка, эксперт TatCenter.ru по вопросам экономики и финансов Наталия Орлова заявляла, что правительство и ЦБ вряд ли предотвратят ослабление рубля, в связи с чем она не исключает, что к концу года курс нацвалюты может составить 75 руб./$.
Несколько более сдержанный ориентир у аналитиков Сбербанка — как говорит начальник управления продаж малому бизнесу реготделения Сбербанка России Ляля Зарипова, аналитики банка прогнозируют, что к первому января 2016 года и доллар, и евро могут стоить 65 рублей.
Между тем, несмотря на охлаждение в экономике, ни одна отрасль не получила ограничений по льготному кредитованию, говорит Зарипова. Другое дело, что бизнес кредитуется весьма неохотно.
«Я пережила три кризиса с банком… Дам одну рекомендацию — не надо гоняться за дешевыми кредитами. Есть золотое правило: срок кредита должен быть больше срока окупаемости. Тогда у предпринимателя не возникает проблем», — заявила Зарипова на форуме, добавив, что проблем ликвидностью у банков нет, поэтому малому и среднему бизнесу в кризис можно «кредитоваться без опаски».
Доверять, по ее словам, можно и малым региональным банкам — с 1998 года в Татарстане не исчез ни один банк, напомнила Ляла Зарипова.
В России производителю нужны условия
Эксперты уверены: чтобы выжить, бизнесу необходимо ориентироваться в ситуации экономической стагнации. Однако одной ориентации мало, необходимы условия. На примере пищевой промышленности, которая в кризис падает меньше остальных, но в то же время обличает все трудности импортозамещения и ориентации на запад, Леонид Барышев рассказал, с какими трудностями столкнулся бизнес.
«Мы обречены покупать технологии на западе. Сейчас говорят — делайте „конкурентоспособную экспортную продукцию“. Мы берем в Сбербанке кредиты по 9,5%, возьмем оборудование за миллиарды. Все это будет монетизироваться, и я буду вынужден бороться с импортными производителями — теми, кто брал кредиты под 1%, с их уровнем инфраструктуры и поддержки. Ничего я там не продам, остается продавать только здесь, в России. Но для этого здесь нужны условия», — заявил с позиции бизнеса Барышев.
Потребление населения в РФ пока что ориентировано на западный продукт, и местные производители не могут просить ту же цену, что и за импортный аналог, соглашается гендиректор BrightConsulting Мария Яшенкова, по словам которой, 60% молочного, 50% мясного и кондитерского рынков в России являются международными.
Ситуацию могло бы исправить наличие производств оборудование в стране, однако ни машин, ни сырья, которые бы отвечали современным стандартам качества и могли бы конкурировать с западными аналогами, в России по-прежн
ему нет.
«Встать в позицию продавца»
Между тем, опускать руки и сдаваться эксперты бизнесу не советуют — напротив, кризис — неплохое время для качественного «рывка».
«Потребители терпят повышения цен на продукты питания до 25%. Предпринимателям остается только узнавать и прогнозировать предпочтения покупателей и менять собственную линейку, — говорит Леонид Барышев. — Начинающим предпринимателям рекомендую искать локальные рынки (вроде Дальнего Востока), но сначала встать в „позицию продавца“, оценить рынок, и только потом производить».
В целом, по оценкам экспертов, у бизнеса в кризис есть как минимум два ситуационных поведения — пойти инновационным путем и найти новую нишу или «искать жертв» и гнать с рынка неэффективных игроков, которые не готовы перестраиваться под изменившиеся условия.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: