— Ленар Наилович, нужно ли существенно дальше ослаблять рубль, чтобы уменьшить дефицит бюджета РФ?
Резервов для уменьшения бюджетного дефицита более чем достаточно, поэтому целенаправленная девальвация рубля не требуется.
Главный резерв в вышеуказанном контексте — это активизация усилий, в том числе, ОНФ — по сокращению неоправданных расходов, например, на «аренду» служебных импортных автомобилей, и замена их автомобилями российского производства средней ценовой категории. Отмечу также неоднократные заявления и президента, и правительства о недопустимости невыполнения социальных обязательств.
Реализация вышеуказанных резервов в полной мере позволит исполнить бюджет в условиях девальвации рубля.
— Советник президента РФ Сергей Глазьев заявил, что Центробанк в нынешней ситуации должен принять меры по поддержке курса рубля. Считаете ли Вы, что регулятору стоит вмешиваться?
— Регулирование курса национальной валюты есть одна из главных задач Банка России. Однако в ряде случаев классические валютные интервенции не только неэффективны, но и чреваты истощением золотовалютных резервов, особенно в условиях валютного-депозитного арбитража.
Обязать Банк России отвечать на серию атак маркет-мейкеров — значит потерять контроль на валютном рынке.
Спекулянт зарабатывает не от длительного удорожания или удешевления валюты, а от волатильности курса.
— Как Вам кажется, каким должен быть курс рубля против доллара и евро, чтобы населению стало психологически дискомфортно и началась паника? По аналогии с декабрем 2014 года…
— Населению сегодня уже дискомфортно, поскольку только сформировалась здоровая тенденция использовать в качестве средства накопления не иностранные валюты, а рубль.
Резкая девальвация рубля вновь поставила россиян перед выбором относительно валюты, в которой следует хранить свои сбережения.
Тем не менее, считаю, что дискомфорт не вызвал паники по причине активизации проектов импортозамещения и развития внешнеторговых связей с теми странами, торговля с которыми осуществляется в национальных валютах, в том числе в рамках валютного свопа.
— Можно ли ожидать дальнейшего ослабления рубля или у него есть перспективы к стабилизации?
— На протяжении нескольких десятилетий валютный курс в странах, подверженных «голландской болезни», определяется нефтяными котировками.
Сегодня крайне трудно прогнозировать стоимость нефти марки WTI и Brent ввиду множественности факторов и динамичности их развития.
Действительно, в современных условиях мировой рынок нефти — это стремление развивать добычу сланцевой нефти, особенно в Северной Америке, и, как следствие, демпинг саудитов, ориентированных на сохранение лидирующих позиций в картеле ОПЕК.
Заявление Ирана о готовности увеличить добычу и экспорт нефти после снятия санкций лишь усиливает спекулятивные настроения на сырьевых, валютных и фондовых рынках.
Таким образом, прогнозирование валютного курса в настоящее время есть либо безответственные заявления, либо стремление ослабить или усилить спекулятивные настроения.
— Существует ли альтернатива прогнозам?
Достойная альтернатива традиционным представлениям о прогнозе — это сценарное прогнозирование.
В частности, разработка оптимистичного, пессимистичного и наиболее вероятного сценариев ценообразования на валютном рынке в зависимости от ситуации на нефтяном рынке.
Обывателя закономерно интересует будущая динамика валютного курса, однако, логика рассуждений государства иная.
Если прогнозирование неэффективно, то необходимо страхование и иные меры по нейтрализации валютных рисков. Как следствие, правительство России следует курсу диверсификации российской экономики и увеличения, таким образом, ненефтегазовых доходов.
Однако вышеуказанный
комплекс мер реализуется в условиях отсутствия прозрачной и научной обоснованной концепции, что неизбежно приводит к субъективной оценке потенциала тех или иных инвестиционных проектов в контексте их конкурентоспособности на мировом рынке и требует личного вмешательства президента страны.
Взамен концепции используется принцип «сохранить все», что неприемлемо в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.
В качестве резюме отмечу следующее: в математической науке есть правило сокращать количество переменных в целях упрощения и, как следствие, решения сложного уравнения.
Складывается ощущение, что правительство России избрало путь в краткосрочной перспективе ослабить влияние валютного курса на экономические интересы не только отечественных товаропроизводителей, но и населения.
В частности, на смену традиции россиян отдыхать в ряде стран правительство настойчиво «рекомендует» отдыхать в России. Что касается реакции самих россиян на девальвацию рубля, то по личному наблюдению отмечаю тенденцию в части либо осознанного выбора будущего места работы, либо организации своего малого бизнеса, в том числе стартапа.
Беседовала Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: