Пользователей сети интернет также волнует вопрос размера стипендий, круг обязанностей школьных учителей и двухуровневая система образования. Обсуждение законопроекта продлится два месяца.
Оставить свое мнение по поводу законодательства в области образования в России можно на сайте zakonoproekt2010.ru. По этому адресу раньше обсуждался закон «О полиции», тогда его прокомментировало более 20 тысяч человек. Чтобы оставить свое сообщение, надо зарегистрироваться.
Первая редакция законопроекта «Об образовании» была размещена на сайте минобрнауки РФ в мае этого года. Над ней работали представители всех профильных министерств, члены Совета федерации, депутаты Госдумы, а также ведущие ректоры и представители регионов. До появления законопроекта сфера образования регулировалась в России посредством двух основных законов — «Об образовании», принятом в 1992 году и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года, а также различными подзаконными актами и приказами. Новый законопроект должен свести все нормативно-правовые акты в единое целое.
Исчезло «обязательное дошкольное образование»
Он прошел четыре этапа обсуждения. На широкое общественное обсуждение выложена вторая редакция проекта закона «Об образовании» — в ней учтены некоторые из уже предложенных поправок. Прежде всего, законопроект сократили почти на половину, но изменения в содержании оказались не столь радикальны. В новой редакции исчезло только «обязательное дошкольное образование».
За это него ратовала межрегиональная общественная организация «За права семьи». Она считает, что необходимо предусмотреть выплаты родителям, которые занимаются семейным образованием детей, «в объеме нормативов финансирования на ребенка в школе, как это было до 1994 года. В некоторых субъектах федерации это сделано — но правильно было бы зафиксировать в законе единый принцип». Один из пользователей предлагает конкретизировать тип учреждения особенно «начальная школа-детский сад». По ее мнению эти учреждения очень актуальны и востребованы родителями, и если их не внести, то они будут закрыты, как в Иркутской области.
В законопроекте появилось право на индивидуальный учебный план, а также прямо оговорено право родителей на знакомство с результатами любых обследований и на отказ от них.
Двухуровневое среднее профессиональное вместо системы ПТУ
Законопроект регулирует нормы всех уровней образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Он исключает начальное профессиональное образование и предлагает ввести двухуровневое среднее профессиональное образование, в рамках которого будут готовить как рабочих, так и специалистов среднего звена. Против этих нововведений выступает ряд комментаторов. Один из них считает, что необходимо «вернуть в систему образования начальное профессиональное, как гарант социальной защиты детей из малообеспеченных семей».
Зачем двухуровневой системе обучения специалисты?
Не менее серьезные изменения коснулись сферы высшего образования. Новая структура вузов предполагает колледжи, реализующие программу бакалавриата, институты, которые будут готовить и бакалавров, и специалистов, и университеты, которые будут предоставлять программы высшего образования всех уровней, а также осуществлять подготовку научных кадров.
Пользователь сети интернет Юлия М. в главе закона о высшем образовании отмечает неточности: «П.4 противоречит п. 5! Бакалавр не может поступать в магистратуру без освоения программы специалиста» Она также интересуется для чего вводить программу подготовки специалиста, если обучение будет осуществляться двухуровневой системой образования.
Другой пользователь annet не согласен с тем, что специалисты не имеют права участвовать в конкурсе на бюджетные места в магистратуру. По его мнению «система высшего образования находится в переходном периоде и не все ВУЗы успели перейти на систему бакалавриат-магистратура, многие студенты вынуждены обучаться по системе специалитета, не имея возможности идти в бакалавриат. Нужно предусмотреть разумный переходный период, в течение которого специалисты смогут участвовать в общем конкурсе на бюджетные места в магистратуре».
Олег Михайленко также не лестно отзывается о бакалавриате. Он замечает, что институт
бакалавра подразумевает высшее образование без профессионального аттестата. «Бакалавр должен быть по двум направлениям — естественных наук и гуманитарных наук. Бакалавр может специализироваться на литературе, истории, химии, философии, но это не специальность — это базовое высшее образование, которое дает ему возможность получить высшее профессиональное образование или остаться с таким, но университетским образованием. И никак не может быть бакалавра юриспруденции», — пишет комментатор.
Россияне активно включились в обсуждение законопроекта «Об образовании»
То, что пользователи сети интернет активно включились в обсуждение законопроекта не удивительно, ведь он затрагивает каждого человека и каждую семь. Например, их мнения разделились о том, кто должен преподавать основы религиоведения в школе, и насколько необходим этот предмет. Пользователь Teodor настаивает на том, что законом должно быть «запрещено введение в программу уроков религиозного характера и проведение любых уроков представителями религиозных течений, так как данные действия ущемляют право обучающегося на свободу вероисповедания, предоставленную нам ст. 28 Конституции РФ». Ему противостоит Вуйма Антон Юрьевич вопросом: «Почему бы вопрос светскости характера образования в России не выставить на всенародный референдум? Ведь многие жители России хотели бы, чтобы их детям давали бы религиозное образование».
Пользователь Людмила предлагает «четко обозначить платность второго образования после первого бесплатного. Из-за отсутствия бюджетных мест на выбранной специальности или из-за того, что все бюджетные места заняты социальными льготниками, молодые люди вынуждены получать первое образование платно. Нужно дать им возможность получить одно, пусть и второе по счету образование, бесплатно». По количеству оставленных за два дня комментариев заметно, что россиян волнует и размер стипендии, и оплата работы учителей, и состав учебных программ, и часть закона, касающаяся несовершеннолетних преступников, и пятибалльная система оценки знаний.
По словам Ивана Лобанова, статс-секретаря, заместителя министра образования и науки РФ обсуждение идет активно и интерес к законопроекту есть. Но пользователям не надо забывать о правилах обсуждения, которым необходимо следовать.
Иван Лобанов:
— Администраторы сайта рассматривают и помещают в общий доступ только те комментарии и замечания, которые касаются законопроекта. Очень многие высказывания не содержат конкретных предложений, люди пишут о своих эмоциях на тему российского образования. Поэтому просьба к тем, кто хочет эффективно участвовать в обсуждении: давать конкретные замечания по тексту законопроекта или его концепции.
Точный срок принятия документа в министерстве образования и науки РФ пока не называют. Сначала планировалось, что проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» будет рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года. Глава министерства Андрей Фурсенко считает, что смысл и значение этого закона настолько велики, что стоит пожертвовать сроками, чем выпустить сырой или содержащий внутренние противоречия документ, сообщает ИА «Интерфакс».
Андрей Фурсенко:
— Я считаю очень важным максимально широкое участие граждан в обсуждении проекта нового единого закона об образовании. Уверен, что будут высказаны конструктивные предложения и совместными усилиями государства и общества удастся выработать текст, отвечающий интересам граждан, направленный в будущее.
Первое заседание Комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, которые поступят в ходе обсуждения законопроекта, состоится 9 декабря.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: