Новости
10 Марта 2005, 09:56

Мировая торговля сжиженным природным газом

Первые экспортные поставки датируются 1969 г., когда СПГ с Аляски был доставлен в Японию. Хотя с тех пор прошло 35 лет, две позитивные тенденции, доказывающие привлекательность нового рынка наметились в последние 10−12 лет.

История зарождения рынка СПГ

Первый экспериментальный завод по сжижению природного газа был построен в 1912 г. и начал функционировать спустя 5 лет, но он не подходил для коммерческих целей. Только в 1941 г. в Огайо был построен завод СПГ для коммерческого использования, что стало началом развития мирового рынка СПГ. В 1959 г. в Луизиане был построен первый танкер, способный транспортировать СПГ, что сделало возможным доставку СПГ потребителям за пределы США. Первые экспортные поставки датируются 1969 г., когда СПГ с Аляски был доставлен в Японию. Хотя с тех пор прошло 35 лет, две позитивные тенденции, доказывающие привлекательность нового рынка наметились в последние 10−12 лет.

Стоимость производства СПГ

Одна из основных причин ожиданий роста рынка СПГ лежит в тенденции снижения стоимости его производства, при этом стоимость производства танкеров для транспортировки СПГ также падает. Хотя стоимость традиционного газа пока ниже, возможно, в скором времени ситуация изменится.

Себестоимость природного газа состоит из трех компонентов:

  • разведка и добыча;
  • транспортировка;
  • хранение.

По сравнению с производственной цепочкой традиционного газа в себестоимость СПГ еще включаются дорогостоящие процессы сжижения и регазификации. Самое «дорогое» — сжижение, занимает до 40\% себестоимости СПГ, что вызвано необходимостью строительства завода по сжижению газа стоимостью не менее 1−1,5 млрд долл. (инвестиции в строительство такого завода мощностью 9,6 млн тонн в год в рамках проекта «Сахалин-2» планируются от 1 до 2 млрд долл.). Таким образом, процесс состоит из четырех этапов:

  • разведка и добыча;
  • сжижение природного газа;
  • транспортировка;
  • хранение и регазификация.

Структура затрат на производство СПГ, доставку его потребителям и регазификацию показывает, что себестоимость СПГ по сравнению с трубопроводным газом пока еще высока.

Себестоимость производства СПГ

Источник: Institute for Energy, Law & Enterprise, January 2003

Стоит также заметить, что это текущая стоимость производства. При учете капитальных затрат на строительство дорогостоящей инфрастуктуры себестоимость СПГ возрастает до 250 долл. за тонну (1 тонна СПГ эквивалентна 1,38 тыс. м3 традиционного газа). Несмотря на это, как показывают ретроспективные данные, за последние 30−40 лет стоимость производства СПГ снизилась вдвое.

Удельная себестоимость производства СПГ

Источник: «Совкомфлот»

Соответственно снизилась стоимость производства газовозов (в настоящее время — около 160−200 млн долл.). Стоимость танкера варьируется в зависимости от вместимости.

Зависимость стоимости и вместимости танкера

Источник: «Совкомфлот»

На ноябрь 2004 г. мировой флот газовозов насчитывал порядка 170 танкеров, из них только 3 вместимостью свыше 140 тыс. м3. Большинство газовозов вмещают не более 135−137 тыс. м3, однако в 2005 г. основное количество построенных танкеров будет вместимостью более 140 тыс. м3. Отсутствие танкеров большой вместимости, вероятно, обусловлено относительно близким расположением поставщиков и потребителей СПГ, что делает производство танкеров большой вместимости нерентабельным. Если газовоз вместимостью до 140 тыс. м3 рентабелен при транспортировке на расстояние не более 5500 км, то на расстояние до 14 500 км танкер с дедвейтом 200 тыс. м3 на 20\% рентабельнее, чем газовоз с дедвейтом 140 тыс. м3. При транспортировке на расстояние до 20 000 км на 25\% рентабельнее танкер с вместимостью 250 тыс. м3. Стоимость производства газовозов дедвейтом до 140 тыс. м3 с 1993 г. снизилась более чем на 40\%.

Стоимость строительства танкеров дедвейтом до 140 тыс. м3

Источник: «Совкомфлот»

Кривая транспортных расходов с использованием СПГ и газовозов показывает, что при увеличении расстояния транспортировки расходы увеличиваются гораздо более низкими темпами, подтверждая привлекательность нового рынка сжиженного природного газа. Напротив, прокладка как наземных, так и подводных трубопроводов с ростом расстояний увеличивает себестоимость традиционного природного газа гораздо быстрее.

Увеличение транспортных расходов при увеличении расстояния транспортировки

Источник: «Совкомфлот»

Потребительский спрос

Ожидаемый рост потребления природного газа также оказывает стимулирующее воздействие на рынок СПГ. Если развитые страны увеличивают долю природного газа в энергобалансе по причинам экологической безопасности и диверсификации поставок, то страны на стадии индустриального развития будут наращивать потребление газа вследствие роста потребности растущих экономик. К регионам с наибольшим прогнозным ростом спроса на СПГ относятся США и страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китай и Южная Корея.

США, уже являясь крупнейшим импортером природного газа (11,6\% в мировой торговле в 2003 г.), в перспективе до 2020 г. существенно увеличат импорт СПГ. Кривая импорта уже сегодня показывает твердую положительную динамику, что подтверждает прогнозируемый рост поставок из-за рубежа. В период 2002—2003 гг. объем импорта СПГ в США увеличился почти в 2,5 раза: с 4,8 млн тонн (6,6 млрд м3) до 11 млн тонн (15,2 млрд м3).

Импортные поставки СПГ в США в период 1993—2003 гг.

Источник: Energy Information Administration

Импортные цены поставляемого в США традиционного и сжиженного газа

Источник: Energy Information Administration

Уже к 2010 г. прогнозируемый импорт в США может составить не менее 47 млн тонн (64,8 млрд м3). Сегодня четыре терминала в США способны принимать до 26,1 млн тонн (36 млрд м3), однако в связи с прогнозируемым увеличением потребления СПГ известно 44 проекта строительства терминалов, в том числе оффшорных.

Крупнейшим импортером СПГ является Азиатский регион (около 67\% в мировой торговле) во главе с Японией (около 47,8\%). Вследствие географического расположения Япония вынуждена развивать инфраструктуру СПГ. В Японии действуют 23 терминала приема СПГ общей мощностью 188,3 млн тонн (260 млрд м3), в Южной Корее — 3 терминала СПГ мощностью 40,7 млн тонн (56,1 млрд м3), на Тайване — 1 терминал, способный принимать до 7,5 млн тонн (10,3 млрд м3). Страны региона за последние 10 лет также увеличили объемы импорта СПГ, но если Тайвань несущественно, то Япония в 2003 г. импортировала на 35\% больше, чем 10 лет назад.

Поставки СПГ в Японию в период 1993—2003 гг.

Источник: Energy Information Administration

Скорее всего, Япония останется лидером вплоть до 2020 г., после чего по потреблению на первое место выйдут США и, возможно, Китай, который уже к 2020 г. может превзойти Японию. Южная Корея и Тайвань также будут наращивать объемы импорта СПГ.

Поставки в Южную Корею и Тайвань в период 1993—2003 гг.

Источник: Energy Information Administration

Несмотря на существенное снижение поставок СПГ во Францию, которое было впервые за 10 лет, другие крупные потребители существенно увеличили импорт. В период 1993—2003 гг. Испания увеличила импорт почти в три раза, Италия в 24 раза, Турция более чем в 13 раз.

Поставки СПГ в страны Западной Европы в период 1993—2003 гг.

Источник: Energy Information Administration

Вместе с ростом объемов импорта цены на поставляемый СПГ также растут, но не такими быстрыми темпами, как в США.

Цены на поставляемый в Японию и Европу СПГ

Источник: The Institute of Energy Economics, Japan

В итоге основной прирост спроса на СПГ стоит ожидать со стороны США и стран АТР. Страны АТР не обладают значительными запасами сырья. Япония находится на островах, что делает строительство газопровода еще более дорогим мероприятием. США, обладая ресурсами, не смогут покрыть собственное потребление, что приведет к росту импорта. Именно в силу географического расположения страны-импортера или неспособности соседних государств покрыть ее потребление (как это происходит с США и Канадой) СПГ благодаря способу транспортировки является выгодным альтернативным энергоносителем.

Мировая торговля СПГ

Вследствие первых двух факторов, за прошедшие 10 лет объем мировой торговли вырос вдвое, причем число экспортеров увеличилось на четыре поставщика. В настоящее время СПГ экспортируют 12 стран. Географическое расположение экспортеров позволяет избежать чрезмерно больших расстояний транспортировки.

Объем поставок стран-экспортеров СПГ в 2003 г.

Источник: Energy Information Administration

Очевидно, что потребности стран АТР удовлетворяют экспортеры из Малайзии и Индонезии. Основной поставщик СПГ в Европу — Алжир, в США — островное государство Тринидад и Тобаго. Фактор расположения поставщиков и экспортеров обусловил структуру флота газовозов, в котором доминируют танкеры дедвейтом до 140 тыс. м3, рентабельные на расстояниях до 5500 тыс. км.

Динамика мировой торговли СПГ и темпов ее прироста стала еще одним поводом сделать прогноз бурного роста рынка СПГ. В период 1993—2003 гг. объем мировой торговли СПГ вырос вдвое, что при стремлении многих стран диверсифицировать импортируемые виды энергоносителей позволяет судить о перспективах дальнейшего роста рынка СПГ.

Динамика мировой торговли СПГ в период 1993—2003 гг.

Источник: Energy Information Administration

Хотя объемы мировой торговли традиционным газом с 1998 г. в натуральном выражении увеличились в большей степени, чем СПГ (180 и 54,37 млрд м3 соответственно), темпы роста мировой торговли СПГ выше как по отношению к базовому году (1998 г.), так и к предыдущему, что отчасти связано с эффектом меньшей базы. Однако сохранение темпов роста может привести в будущем в конкуренции между двумя видами энергоносителей.

Динамика мировой торговли традиционным газом и СПГ

Источники: Energy Information Administration, OPEC Organization

Темпы роста мировой торговли СПГ и традиционным газом

Источник: Расчеты автора

Пока же, даже более высокие темпы роста рынка не позволяют СПГ увеличить собственную долю в мировой торговле газом, что говорит о привлекательности рынка традиционного газа, который также растет и ожидать скорой конкуренции на газовом рынке преждевременно.

Доля СПГ в мировой торговле газом 1999−2003 гг.

Источник: OPEC Organization: Annual Statistical Bulletin 2003

Европейские страны располагают пока лишь девятью терминалами по приему СПГ с совокупной мощностью 40,2 млн тонн в год (54,6 млрд м3), в частности, в Бельгии, Италии, Греции и Турции — по 1, во Франции — 2, в Испании — 3. Рост потребления Европы будет увеличиваться, что потребует в первую очередь импорта больших объемов традиционного газа. Таким образом, прогнозы бурных темпов роста рынка СПГ пока выглядят слишком смелыми, тем более что в период 1999—2003 гг. доля СПГ в объеме мировой торговли природным газом не показывала твердой тенденции к росту.

Вне зависимости от темпов роста мирового рынка СПГ создание собственной инфраструктуры производства, приема и транспортировки СПГ необходимо «Газпрому» в силу тенденций снижения стоимости его производства, строительства терминалов по приему СПГ как в Европе, так и в США, а также намерений монополии присутствовать на рынках США и стран АТР. Географическое положение этих стран с растущими рынками сбыта энергоносителей подталкивает к развитию технологий сжижения в России, которые начнут реально функционировать уже в 2008 г. после окончания строительства завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». В настоящее время «Газпром» также ведет переговоры с ведущими нефтегазовыми компаниями мира, некоторые из которых, видимо, станут его партнерами в разработке Штокмановского ГКМ, ориентированного на рынок США.

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Что нового в мае 2024  10:17

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: