Новости
16 Марта 2005, 16:13

Лицензионные конфликты курьерских компаний

Приобрести почтовые лицензии рекомендовало Управление Госсвязьнадзора РФ по РТ ряду транспортно-экспедиционных компаний республики. Последние с такой постановкой вопроса не согласны, так как считают, что почтовых услуг они не оказывают. В ближайшее время спор между Госсвязьнадзором и транспортно-экспедиционными компаниями будет рассматриваться в суде.

Каждый из нас когда-либо пользовался почтовыми пересылками. По данным Министерства связи РФ, основным пользователем услуг по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции является население. Такое положение отличается от мировой практики, где основными пользователями услуг по пересылке письменной корреспонденции являются компании, осуществляющие периодическую рассылку адресной информации.

Одна из основных причин низкого уровня развития услуг по пересылке письменной корреспонденции в России — отсутствие массового корпоративного спроса на эти услуги из-за их низкого качества. Отправляя письмо, клиент нередко сомневается — «дойдет» или «не дойдет», а если дойдет, то когда. Сроки доставки и целостность корреспонденции при отправке по почте никем не застрахованы; кроме того, на почте не принимают для пересылки важные документы, например, паспорт. Транспортно-экспедиционные же компании ни в чем не отказывают клиенту. Именно поэтому корпоративные клиенты предпочитают пользоваться их услугами пусть и за большие деньги, но с гарантией осуществить доставку письменной корреспонденции в короткие сроки по принципу «от двери — до двери».

В Управлении Государственного надзора за связью и информатизацией РФ по РТ зарегистрировано 11 частных транспортно-экспедиционных компаний. Однако, по оценке экспертов, компаний, работающих в этой нише, гораздо больше — порядка 30. Лидерами на рынке являются четыре международных оператора: DHL, UPS, TNT Express Worldwide, Federal Express.

Именно доставка письменной корреспонденции стала причиной проверок транспортно-экспедиционных компаний Госсвязьнадзором для определения принадлежности услуг, оказываемых предприятиями, к почтовым. Суть претензий к транспортно-экспедиционным компаниям заключается в том, что в тарифных справочниках есть ссылка на такое понятие, как «конверт», в накладной есть графа «объявленная стоимость» и присутствует такая графа, как «индекс». Эти факты дали основание Госсвязьнадзору сделать вывод, что некоторые транспортно-экспедиционные компании оказывают почтовые услуги, которые должны соответствующим образом лицензироваться.

Почтовая лицензия, согласно ст. 6 Федерального закона «О связи», стоит 15 000 рублей, умноженных на количество субъектов Российской Федерации, на территории (части территорий) которых согласно этой лицензии будут оказываться услуги.

Салават Садретдинов, заместитель начальника Управления Государственного надзора за связью и информатизацией РФ по РТ:

— Предвзятого отношения к каким-либо компаниям у нас нет. Прежде чем начать проверку, мы проводим контрольные пересылки, по их результатам определяем такие критерии, как размер и вес почтовой корреспонденции, которые определяются Правилами оказания услуг почтовой связи. В результате проверок были выявлены факты, говорящие о том, что ряд транспортно-экспедиционных компаний применяет почтовые пересылки.

На первый взгляд разница между почтовыми и транспортно-экспедиционными услугами настолько размыта, что разобраться в тонкостях человеку, далекому от этой сферы, сложно, ведь внешне деятельность транспортно-экспедиторских компаний выглядят именно как почтовые пересылки. Однако разница существует.

Транспортно-экспедиционные компании убеждены, что почтовых услуг они не оказывают, а потому отказываются получать соответствующую лицензию. Они апеллируют тем, что в соответствии с Законом о почтовой связи под «услугами почтовой связи» понимаются «действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств», а лицо, предоставляющее «услуги почтовой связи», является «оператором» почтовой связи" и должно осуществлять свою деятельность на основании соответствующей лицензии.

Таким образом, транспортно-экспедиционные компании осуществляют приём, обработку, перевозку и доставку грузов. Однако основной вопрос заключается в том, являются ли эти грузы «почтовыми отправлениями» в юридическом смысле. Для целей Закона о почтовой связ
и под «почтовыми отправлениями» понимается «адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые контейнеры». Из этих трёх видов «почтовых отправлений» закон определяет только «письменную корреспонденцию», под которой понимаются «простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, бандероли и мелкие пакеты». Это определение не содержит критериев для причисления отдельных видов отправлений к категории «письменной корреспонденции»; вместо этого оно перечисляет субкатегории, образующие более широкую категорию «письменная корреспонденция». Таким образом, определение «почтового отправления» по Закону о почтовой связи является, по сути дела, ссылкой на ряд категорий, которые, в свою очередь, сами нуждаются в определении.

Эти определения, содержащиеся в Правилах оказания услуг почтовой связи, указывают, в большинстве случаев, на размер, вес, и способ упаковки. Таким образом, предмет может считаться «почтовым отправлением» (и, соответственно, доставляться с использованием почтовой связи) только в том случае, если его размер и другие характеристики отвечают требованиям Правил (или, при международных отправлениях требованиям международных договоров). Международные конвенции, участником которых является Россия, основываются на этом же принципе: почтовое отправление может быть признано таковым, если оно отвечает соответствующим требованиям.

Грузы, отправляемые и доставляемые транспортно-экспедиционными компаниями, не могут считаться «почтовыми отправлениями» в юридическом смысле, а деятельность по их доставке не может рассматриваться как предоставление «почтовых услуг». Кстати, такого же мнения придерживается и компания DHL, которой международный аудитор «Прайсватерхаус Куперс» дал четкое определение того, что компания не оказывает почтовые услуги.

Кроме того, транспортно-экспедиторские компании отмечают — закона о том, что индекс — прерогатива почтовой службы и что он не может использоваться в работе транспортных компаний при определении адреса грузополучателя, нигде нет. Объявление же стоимости груза при перевозке предусмотрено для транспортных организаций в Гражданском Кодексе РФ, в международных конвенциях о перевозке грузов и транспортных уставах.

Основная суть различий между транспортно-экспедиционными и почтовыми услугами заключается в том, что ряд транспортно-экспедиторских компаний (есть исключения, например, ЕМС Гарантпост) не пользуются почтовыми сервировочными центрами (которые, по сути, являются окологосударственными структурами). Транспортно-экспедиционные компании пользуются исключительно собственной инфраструктурой. Кроме того, почта должна быть доставлена по конкретному адресу, который может быть деперсонифицирован (например, почтовый ящик), тогда как экспедитор должен обеспечить доставку груза конкретному получателю. Операторы почтовой связи имеют дело с адресами, тогда как экспедиторы — с получателями, что и называется доставкой «от двери — до двери».

Даже не вдаваясь в юридические подробности, просто логически расставить все по местам, то очевидно, что почта имеет социальную направленность — ее главный принцип: доступность для всего населения. За услуги транспортно-экспедиторских услуг нужно будет заплатить гораздо дороже, поэтому этими услугами простое население воспользуется лишь в исключительных случаях.

Спор между транспортно-экспедиционными компаниями и Госсвязьнадзором начался не вчера. Еще в 2001 году вопрос о том, являются ли услуги компании UPS почтовыми, рассматривался Арбитражным судом Москвы. Тогда суд решил, что деятельность UPS заключается в предоставлении транспортно-экспедиционных, а не почтовых услуг.

Если в этот раз решение суда окажется в пользу Госсвязьнадзора, то транспортно-экспедиторским компаниям придется выплатить административный штраф, приобрести почтовую лицензию и отчислять сотни тысяч долларов в бюджет. Пока же все участники тяжбы достаточно осторожно говорят о сложившейся ситуации — ждут решения суда.

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Что нового в мае 2024  10:17

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: