На прошлой неделе делегация из Татарстана во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым находилась с рабочим визитом в Дании. На прошедшем сегодня в кабмине РТ брифинге чиновники рассказали, о чем удалось договориться с датскими коллегами, а также о том, как их опыт может изменить не только промышленность Татарстана, но и жизнь рядовых граждан, прежде всего, автомобилистов.
Нефть, химия и катализаторы…
В Копенгагене чиновники встретились с представителями сразу нескольких компаний.
Как пояснил министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Ирек Файзуллин, вопросы обсуждались различные — от внедрения новых технологий на нефтеперерабатывающих предприятиях республики и строительства в Менделеевске комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида [см. пятую строчку рейтинга: 10 самых дорогих инвестиций в Татарстане] до реализации программ по энерго- и теплоснабжению.
Так, с компанией «ХальдорТопсе», которая, как выразился Файзуллин, «помогает» Татарстану в строительстве в Менделеевске комбината ОАО «Аммоний», а также участвовала в разработке проекта реконструкции установки производства формальдегида на ОАО «Нижнекамскнефтехим» и сотрудничала с ОАО «ТАНЕКО», практически удалось договориться о стажировках в ее учебных центрах студентов из Татарстана. Датчане, в свою очередь, не прочь поучаствовать в расширении мощностей нефтепереработки на ОАО «ТАНЕКО».
Нефтяники республики не скрывают, что заинтересованы в сотрудничестве и выбрали частную датскую компанию из множества других по ряду причин. Прежде всего, это мировое лидерство, качество продукции и нахождение компании «на острие современной науки».
«ХальдорТопсе» — это частная компания, производящая катализаторы по производству метанола, получению водорода. У нас их катализаторы стоят на «ТАНЕКО» — два производства уже сегодня работают. Эти производства очень интересны, так как любая нефтепереработка без водорода дальше не движется. Все тяжелые остатки, которые есть, обязательно необходимо обрабатывать водородом", — пояснил гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин.
Встретились чиновники Татарстана и с представителями компаний «Роквул» и «Данфосс».
Первая, напомним, в апреле 2012 года открыла на территории ОЭЗ «Алабуга» крупнейший в Европе завод по производству негорючих материалов с инвестициями более 5 млрд рублей и выпущенной с момента открытия продукции на сумму 3,6 млрд рублей. Вторая — реализует в Татарстане программы по энерго- и теплоснабжению. За три года в республике, по словам Ирека Файзуллина, реализовано программ на сумму более 500 млн рублей — более 363 млн рублей освоено в Казани, остальные деньги ушли в районы республики.
Добавим, что «Данфосс», инвестиции которого в РФ уже превысили 80 млн евро, заинтересован в дальнейшем размещении производства в России. Сейчас идет работа по проекту строительства нового завода в Нижнем Новгороде и производственно-административного комплекса в Нахабино. Свои площадки предлагает и Татарстан.
«В январе этого года было подписано соглашение с „Данфосс“ по реализации проекта строительства их производства в ОЭЗ „Алабуга“, которое мы планируем начать уже в 2015 году. Направления сотрудничества с компанией нам очень интересны», — не стал скрывать Файзуллин.
По его словам, Казанским энергосервисным центром совместно с «Данфосс» уже проработана возможность установки на 320 объектах узлов погодного регулирования.
«Основная задача проекта — снизить затраты населения и бюджетных структур по теплоснабжению городов и территорий», — пояснил Ирек Файзуллин.
Отдать предпочтение пешеходам…
В Дании татарстанских чиновников впечатлила и «трансформация городов» — они удивились «массе интересных вещей», обилию велосипедистов, парков и скверов, и пообещали «все это сделать в наших городах» — Казани, Набережных Челнах, Иннополисе. Правда признались, что в Копенгагене работа над городской средой длится уже более 40 лет. Отсюда и ее грамотная реализация.
«Огромная работа по благоустройству городской среды Копенгагена должна быть перенята нами и реализована, — заявила помощник президента РТ Олеся Балтусова. — Но все мы должны понимать, что это дело не быстрое. В первую очередь, надо сформировать городские и экспертные сообщества, которые будут над этим работать».
Сомнений нет: городская среда Татарстана рано или поздно адаптируется к пешеходам и маломобильной части населения и отвернется от автомобилистов. Работать чиновники намерены над общим благоустройством республиканских городов и, как пояснила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, трансформировать городскую среду «с точки зрения отдать предпочтение пешеходам, а не машинам».
«Наличие хорошего благоустройства, скверов и парков значительно улучшает социальный климат в городе», — считает Прокофьева, по словам которой, очень значимо разделение пешеходного, автомобильного и велосипедного движения.
Власти готовы к тому, что, трансформируя знакомую и привычную татарстанцам среду, им придется столкнуться с негативом и скепсисом горожан, а также с претензиями бизнеса, который может нести убытки из-за ограничения автомобильного движения. Но в будущем это принесет плоды, уверены чиновники.
«Развитие зеленых зон, пешеходной инфраструктуры можно и нужно делать уже сейчас и везде. Это повышает и качество жизни, и уровень счастья жителей. Это очень важно», — резюмировала Татьяна Прокофьева.
Юлия Амочаева
Фото: instagram.com/rusminnikhanov
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: