Коллекторы заявляют о назревании кризиса в системе автокредитования — общий объем задолженности вырос на треть по сравнению с прошлым годом и составил 41 млрд. рублей по стране. В Татарстане дела обстоят немного лучше — 790 млн. рублей просроченных кредитов в августе 2013 г. против 660 млн. рублей годом ранее. Однако прогноз просрочки к концу года гораздо пессимистичней: по оценке ЗАО «Секвойя кредит консолидейшн» в Татарстане «плохих автокредитов» будет на сумму 1 млрд. рублей.
Заместитель генерального директора по продажам и маркетингу «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Терехова связывает увеличение объемов просрочки с передачей банками долгов на более ранних сроках:
«Стоит отметить, что качество автокредитов несколько ниже, чем розничных ссуд в целом. Так, по нашим оценкам, на текущий момент просроченными являются около 6% от совокупного портфеля автокредитов. На фоне роста просрочки и понимания высоких рисков невозврата банки стали передавать такие долги на более ранних сроках, что спровоцировало увеличение их объема. Старые долги по-прежнему остаются в работе, но к ним добавляются и более молодые, поскольку при взыскании долгов на поздних стадиях доля погашения задолженности за счет реализации залога существенно ниже. При стандартном сроке передачи долгов по автокредитам (с просрочкой около года) за счет реализации залога удается вернуть не более половины кредита. При этом на таком этапе из общей суммы долга на штрафы и пени приходится около 30%, остальное — основной долг».
«Стоит отметить, что в последнее время происходит снижение темпов роста рынка, которое наблюдается во всех сегментах банковского дела. Во-первых, уже не имеет решающего влияния эффект низкой базы. Во-вторых, все большее влияние приобретает текущая динамика совокупного потребительского спроса в экономике, а он, конечно, растет, но темпами намного более низкими, чем до этого росло кредитование физических лиц. Еще одно ключевое отличие по сравнению с 2008—2009 годами — проникновение автокредитования намного выросло. Сейчас практически каждая вторая новая машина оформляется в кредит. В 2008 году данный показатель был значительно ниже. Программа субсидирования процентных ставок, конечно, будет позитивно сказываться на динамике данного рынка, но, все-таки, не будет играть ключевой роли в формировании среднесрочного тренда», — пояснил представитель «Финама».
Управляющий ВТБ24 в Татарстане Дамир Габдулхаков считает, что нужно учитывать более ранние показатели. Так, по его словам, рост просроченной задолженности начался ещё в 2012 году, в 2011 году рост был сдержанным, а ещё ранее, в 2010, вовсе снизился из-за кризиса. Габдулхаков связывает рост просрочки с ростом самого порфеля в секторе потребительского кредитования и отмечает, что доля просрочки по автокредитованию в общем объеме просроченной задолженности снизилась. В любом случае, он называет рост просроченной задолженности не критичным, а ужесточение требований к заемщикам — нормальной тенденцией:
«Банки вряд ли целенаправленно ужесточают требования к „автокредитным“ заемщикам. Во всяком случае, мы такие меры не предпринимаем. Некоторое ужесточение требований — это тенденция, актуальная для конца прошлого-начала этого года, но она касается в целом рынка розничных кредитов»
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: