Новости
05 Июня 2013, 07:57

Казань назвали закрытой для бизнеса

Казань посчитали довольно закрытой для предпринимателей из других регионов. Как следует из ежегодного рейтинга Forbes самых удобных городов для ведения бизнеса в России, иногородним компаниям здесь досталось только 7% госконтрактов. В результате город опустился в рейтинге до девятого места. Ряд экспертов считает логичным, что госзаказы получают бизнесмены, «которые здесь живут». Другие говорят о наличии некого «закрытого круга лиц, принимающих решения».

Журнал Forbes опубликовал пятый ежегодный рейтинг «Лучшие города для бизнеса в России». Опираясь на исследования Strategy Partners Group, Российской экономической школы и Всемирного банка, эксперты проранжировали крупнейшие мегаполисы в стране в зависимости от того, насколько в них «легко преодолеть главные препятствия для бизнеса». Это налоговый произвол, недостаток квалифицированных кадров, проблемы с финансированием и слабая инфраструктура. В этом году авторы рейтинга добавили еще один критерий — «закрытость» городских бюджетов и «недопущение бизнесменов со стороны к госзаказам». В результате Казань по итогам исследования оказалась лишь на девятой (из 30) строчке рейтинга, опустившись на одну позицию по сравнению с прошлым годом.

Напомним, что в 2008—2009 годах Казань, по мнению Forbes, была в тройке самых удобных для ведения бизнеса городов за счет развития инфраструктуры и притоку инвестиций в основной капитал. Однако за последние годы позиции Казани в рейтинге ухудшились. По итогам 2012 года лидерами оказались Калининград, Уфа, Краснодар. Удобнее, чем в Казани, вести бизнес в Томске, Омске, Тольятти, Иркутске и даже Кемерове, считает Forbes.

«Весь прошлый год, готовясь к Всемирной универсиаде, Казань раздавала строительные подряды. Правда, иногородним компаниям досталось только 7\% из бюджетных заказов Казани и Республики Татарстан», — говорится в исследовании. По этому показателю столица Татарстана оказалась в конце тридцатки, наравне с Москвой, Нижним Новгородом и Воронежем, в то время как лидер рейтинга Калининград отдает «на сторону» 40\% контрактов (в денежном выражении). «Если бы не это обстоятельство, Казань заняла бы более заметную позицию в нашем рейтинге», — отмечает Forbes.

Как писал «Ъ» 21 марта, весь объем инвестиций на подготовку к Универсиаде составляет 228 млрд руб., из которых 148 млрд. — средства бюджета. Бюджетные расходы в первую очередь связаны с дорожной сетью города и со строительством центрального стадиона Игр — Казань-Арены. Генеральный подряд на последнем получило ООО ПСО «Казань», которое возглавляет депутат Госсовета Татарстана Равиль Зиганшин. По данным Kartoteka.ru, в 2011 и 2012 годах ООО получило серию контрактов на строительство спортивных сооружений общей стоимостью почти 7 млрд руб. Помимо этого, город заказал компании господина Зиганшина «строительство под ключ автомагистралей, улиц, шоссейных дорог» на 3,3 млрд руб. и «реконструкцию автоматизированной системы управления дорожным движением» на 1,7 млрд руб.

Казанское ООО «Стройхимсервис» в декабре прошлого года получило несколько контрактов на «выполнение работ по ремонту дорог города Казани, необходимых для проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года» на сумму почти 2 млрд руб. В мае текущего года компания пополнила портфель госзаказов контрактом на реконструкцию двух участков Большого казанского кольца — на 531 млн руб. ОАО «Татавтодор», возглавляемое Айратом Шаймиевым, в мае достались контракты на ремонт дорог к Универсиаде на 286 млн руб., в том числе дороги, ведущей к аэропорту Казань (112,4 млн руб.).

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал назвал выводы Forbes «удивительными», сказав, что не представляет, «как можно сделать дискриминацию» для иногородних компаний, поскольку «система госзаказов абсолютна открыта». «Другое дело, что требуется внести обеспечение заявки на участие в конкурсе. А в Казани развита система кредитования — кредиты здесь получить проще», — подчеркнул господин Сигал. Он считает «логичным» и «объективным», что в случае Универсиады генеральный подрядчик, выигравший конкурс, отдал подряды местным компаниям, так как с ними «проще коммутировать». «Вы думаете, много татарстанских компаний участвуют в строительстве в Сочи или Санкт-Петербурге? Там строят краснодарские и петербургские компании», — заявил господин Сигал.

Однако генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев считает, что в ряде национальных республик действует «непрописанная установка: отдавать госзаказы только местным компаниям, деньги должны оставаться в республиках». «В этом плане есть некая закрытость», — соглашается господин Барышев с данными рейтинга. Он отмечает, что в Татарстане есть «закрытый круг лиц, принимающих решения», и «без доступа к нему, в принципе, сторонним компаниям в бизнесе делать нечего» — это «наследие клановой экономики». «Сейчас это немножко рассосется. У нынешнего руководства республики более открытое отношение к инвесторам. Хотя шлейф, может быть, даже психологический, еще остался», — полагает предприниматель.

Источник: Коммерсантъ

Новости
21 Ноября 2024, 19:43

Татарстан стал одним из лидеров по реализации дорожного нацпроекта В 2024 году

Награду за высокие достижения в этой области республике вручил зампредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин.

Татарстан вошел в число регионов-лидеров по реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2024 году. Награду за высокие достижения в этой области республике вручил зампредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин на мероприятии «Транспортная неделя» в Москве.

В текущем году на реализацию проекта «Безопасные качественные дороги» в Татарстане выделили 8,2 млрд рублей, из них 2,4 млрд — из федерального бюджета, а 5,83 млрд — из республиканского. Благодаря этим средствам были проведены работы на автомобильных дорогах регионального и местного значения общей протяженностью более 100 км.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: