Услуги «полиграфа» — аппарата, позволяющего на основании ритма сердца, дыхания и других физиологических параметров определить, врет ли человек — занимают свою нишу на рынке уникальных, но достаточно востребованных услуг.
В Казани работает более семи компаний, предлагающих проверку на полиграфе. Хуже ситуация в Набережных Челнах, где данную услугу предоставляют не более четырех компаний. Проверяют всех — от менеджеров среднего звена до нянь и партнеров по бизнесу.
Кто же больше всего не доверяет своим сотрудникам?
«Основные сферы деятельности наших клиентов -купля-продажа, там, где есть складирование. Дальше идет управленческий состав компаний среднего звена — менеджеры и заместители руководителей, снабженцы. Также использование полиграфа актуально для производства. Полиграф используется для расследований преступлений (краж, хищений, „откатов“), а также руководителями при приеме сотрудников на работу. Соискателей проверяют на злоупотребление наркотиками, алкоголя, клептоманию, склонность к экономическим преступления», — рассказал порталу TatCenter.ru директор челнинского ООО «Юридический центр «Ваше право» Руслан Шаймухаметов.
Кроме того, он отметил, что в последнее время большой популярностью пользуется проверка супругов на измену. По словам бизнесмена, у супругов есть желание проверить верность своего спутника жизни, причем «обострение» по этому запросу происходит весной и осенью. Также бывали случаи, когда клиенты проверяли своих любовников и любовниц.
Можно ли доверять полиграфу?
В криминалистике устройства, подобные полиграфу, начали применять ещё в конце XIX века. В 40-х годах прошлого века «детекторы лжи» стали проникать в частные компании. Почти век назад в Америке по заказу магазина подобному аппарату удалось найти преступника — из 38 исследуемых человек впоследствии одна девушка призналась в краже 500 долларов.
В России история полиграфа развивалась в обратном направлении — в 30-х годах все исследования по детекции лжи были запрещены под предлогом «лженаучности» и, естественно, ни о каком частном использовании техники речи не шло. Лишь в 80-х КГБ решил более подробно изучить американский аппарат, однако после развала СССР работы вновь были заморожены.
Первыми пользователями полиграфа в стране в начале 90-х годов стали крупные банки и охранные предприятия — то есть те организации, в которые уходили сотрудники МВД, имеющих опыт использования аппарата. Воспользовавшись «дырой» в законах, сфера предоставления «услуг полиграфа» и «детекции лжи» начала идти по России семимильными шагами.
Однако к полиграфу до сих пор относятся неравнозначно — в судах показания аппарата, хотя и могут рассматриваться по ходатайству, но не являются доказательствами вины и невиновности (В ноябре 2013 года были внесены изменения в УПК РФ, согласно которым отчёты по проверкам на полиграфе могут служить доказательством в суде — ред.). Частные компании не брезгуют выявлять скрытые факты биографий сотрудников и вычислять корпоративных преступников при помощи техники. По словам Шаймухаметова, важна не только техника, но и полиграфолог:
«Полиграф есть и в следственном комитете, и, в принципе, это такой же полиграф, наш даже поновее. Я считаю, что полиграфу доверять можно при наличии хорошего аппарата и полиграфолога, имеющего опыт в оперативной работе — это психология, школа общения с преступниками».
Мнение Шаймухаметова поддержал и исполнительный директор агентства кадрового аудита «Lie-to-me» Адель Галеев. По его мнению, полиграф — это бездушная машина, которой все равно, лжет или нет человек, и его обмануть невозможно. Полиграф просто фиксирует реакции человека. И конечный результат зависит именно от того на сколько грамотно эти реакции расшифрует специалист-полиграфолог. «Все зависит от того, насколько грамотно полиграфолог оценивает действия проверяемого, поэтому важно проверять его документы и квалификацию», считает Галеев.
По его словам, на рынке Татарстана всего две крупных компаний и около семи «середняков», однако есть много компаний, не афиширующих услуги. «Есть компании, которые проверяют человека за полчаса, однако
среднее время обследования — два часа. Что можно сделать за полчаса?» — спрашивает руководитель компании. Кроме того, цена за такие услуги находится в пределах пятисот рублей, что совершенно выбивается из среднего прайса на услуги. Также Адель Галеев рассказал, что помимо «странных» цен на услуги, бывают и нестандартные случаи среди обратившихся клиентов — некоторые приходят проверять не своего супруга, а самого себя, чтобы доказать свою невиновность и верность перед спутниками жизни. В ответ агентство предлагает «дуэль» полиграфа и клиента — за обман прибора искусный «врун» может получить 200 евро.
По мнению генерального директора агентства кадрового аудита и консалтинга «Визави» Эльвины Хайруллиной, рынок услуг детекции лжи в Татарстане развивается. Разброс цен на услугу от 500 рублей до 200 тыс. рублей (!) позволяет выбрать компанию, но в то же время может и смутить клиента качеством предоставляемых услуг.
По её словам, некоторые полиграфологи даже не знают, как правильно подсоединять датчики прибора. Кроме того, имеет место и недоверие клиентов к технике — по словам Хайруллиной, «те, кому есть что скрывать, не доверяют полиграфу». Однако сейчас клиентов как среди юридических, так и физических лиц становится больше, а конкуренция на рынке усиливается.
Сейчас в России детектор лжи является не только орудием бизнеса, но и настоящим «ньюсмейкером»: так, в 2007 году ряд чиновников мэрии Казани был отправлен в отставку после после проверки на честность.
Имея полиграф, который, кстати, стоит небольших, по меркам бизнеса, денег (от 50 тыс. рублей) и полиграфолога, обученного примерного за такую же цену, довольно легко создать рентабельный бизнес: конкуренция не самая острая, а заинтересованные клиенты среди юридических лиц и супругов всегда найдутся. Руслан Шаймухаметов считает, что правда все же дороже денег:
«Конечно же, у меня цель, как у любого бизнесмена, заработать деньги. Но были случаи, когда люди приходили и говорили „вот вам 50 тысяч рублей, сделайте, пожалуйста заключение, чтобы оно нормальное было“. Порядочность и нравственность должны присутствовать в таких ситуациях. Смысл тогда добиваться правды?»
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: