Месяц назад в Ульяновске на международном форуме «Россия-спортивная держава» президент РФ Владимир Путин напомнил об одной из задач «майских указов» — увеличить долю занимающихся спортом в стране с 30% до 55%. Спустя месяц в Казани прошел второй отраслевой форум по государственно-частному партнерству «Инвестиции в индустрию спорта». Чиновники, представители инвестиционных агентств и предприниматели обсудили, в каком состоянии находится спортивная индустрия, как привлечь в нее больше людей, бизнес и увеличить прибыль.
На весь спорт в России выделят 750 млн рублей
По словам министра спорта России Павла Колобкова, объем национального рынка спортиндустрии в 2017 году оценивался в 600 млрд рублей, из которых только 60 млрд рублей приходится на отечественные товары. Растет объем государственного частного партнерства (ГЧП) в сфере спорта — сейчас в России реализуется 56 проектов, в которые из 96 млрд рублей 12 млрд инвестировали частные компании.
При этом, в индустрии спорта занято лишь 19 тыс. компаний, а на поддержку этой сферы в 2018—2020 гг. государство выделит 750 млн рублей всем регионам. Это позволит заранее спланировать бюджет, однако не хватит на покрытие всех расходов на спорт — региональным властям придется привлекать инвесторов.
Участники форума предложили три варианта привлечения инвестиций в спорт.
Защитить отечественных производителей
Руководитель комитета Госдумы по физкультуре и спорту Михаил Дегтярев обратил внимание на количество импорта среди спортивных товаров. Чтобы защитить отечественных производителей, он предложил перенять опыт из других отраслей. Например, в медицинской сфере государство ограничило иностранным производителям доступ к госзакупкам. В оборонной сфере существует ограничение по закупкам зарубежной техники. Эти же ограничения можно расширить на иностранный спортинвентарь, что поможет отечественным компаниям на местном рынке конкурировать с зарубежными производителями.
Больше бизнеса на стадионах
Рустам Минниханов привел в пример «Казань Арену» — ежегодно стадион зарабатывает 100 млн рублей, при этом государство финансирует его только на 50%. Все торговые площади полностью заняты, поэтому планировку стадиона изменят и добавят еще 8 тыс. кв. метров коммерческих площадей, которые отдадут в аренду бизнесу.
По мнению президента Клуба болельщиков сборной России Russia Unites Эдуарда Латыпова, спортивные объекты не обязательно должны быть монументальными — разборное помещение из каркасных балок дешевле и быстрее строится. Спорткомплекс должен включать в себя залы для разных дисциплин, а также фудкорты, кафе и даже музеи. Все это поможет привлечь больше посетителей и инвесторов. Латыпов заявил, что инвестиции в один комплекс Russia Unites составили в среднем 45 млн рублей. Всего организация привлекла более 500 млн рублей.
Построить бренд и привлечь массы
Основатель компании Timerman Вадим Янгиров предложил другую стратегию привлечения инвестиций — создавать события под одним брендом, а не инфраструктуру. Организовав, например, соревнования по бегу, велогонкам или плаванию, бренд становится узнаваемым и формирует лояльную аудиторию. После у аудитории появляются запросы на тренировки, экипировку или медицинскую помощь. В ответ бренд открывает спортклубы, магазины и медицинские центры при поддержке партнеров и инвесторов.
Следующий этап — собственное производство экипировки, к которому бренд привлекает крупный бизнес и госкорпорации. Так, Вадим Янгиров [см. Timerman — как строить бизнес на стремлении людей побеждать] заявил, что в Татарстане могут начать производство беговых лыж и покрышек для велосипедов. В дальнейшем бренд намерен повторить схему, реализованную в Татарстане — создать бренд под ним события, открывать производство и точки продаж экипировки — в других регионах страны, а затем — выходить на международный рынок.
Александр Токарев
Фотографии автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: