Классически ясная драматургия фильма касается актуальных проблем общественной психологии и содержит в себе ее исчерпывающий анализ. Режиссер привязал действие к нашим дням и к конкретному городу Москве, в котором оссуществуют два мира. Первый представлен Владимиром, героем Андрея Смирнова. Богатая квартира, отрегулированный, прагматично разумный образ жизни — бизнесмен-трудоголик или крупный чиновник старой школы. Года два назад он снова женился — на медсестре, которая ухаживала за ним в больнице. А второй мир — подмосковный городок, где живет с семьей ее сын от первого брака Сергей. Контраст обстановки и стиля жизни заставит предположить в фильме социальные мотивы, но авторов интересует психологический уклад двух миров.
Елена упрекает мужа в том, что его интересуют только деньги — он действительно ценит заработанное. Сына Елены Сергея тоже интересуют деньги: они нужны для быстро растущего семейства и для того, чтобы отмазать старшенького от армии. Но зарабатывать он не умеет. Поэтому Сергея интересуют деньги не свои, а Владимира. Это и есть главная тема фильма.
…Чем запомнится 64-й Канн? Как всегда, он до предела обострил споры идейные и эстетические. Были две персоны, мнения о которых разлетелись по крайностям, — датчанин Триер и американец Малик: по их поводу звучали определения «гений», «великий». Половина фестиваля это яростно утверждала, другая — яростно отрицала. Разгорались споры: все ли позволено гению? Шутки Триера по поводу Гитлера, Израиля и наци сделали ему рекламу, приковали к фильму интерес, но обошлись ему дорого: фильм отказались покупать немцы, и самый большой кинорынок мира — американский — закрыл для Триера двери. Мировая печать в основном поддерживает решение Канна объявить Триера «персоной нон грата».
Часто звучало слово «провокация», адресованное наиболее вызывающим лентам «Без сатаны» Брюно Дюмона, «Меланхолия» Ларса фон Триера. Провоцировать эмоции и споры,
Если считать, что кино отражает круг тревог современного мира, то темой года становится педофилия: насилию над подростками, нерадивым отцам и брошенным детям посвящено как никогда много лент: «Polisse», «Михаэль», «Спящая красавица», «Моя маленькая принцесса»… Канн явил также ностальгию по «золотому веку» кино с его ясно прописанной драматургией, ритмическим богатством и яркими актерскими работами. Фильмов, играющих в старые киножанры, было немного, но они встретили самый горячий отклик зала: «Гавр» Каурисмяки, «Артист» Хазанавичюса, «Кожа, в которой мы обитаем» Альмодовара.
Много нареканий вызвал отбор лент в конкурс. В самом престижном соревновании мира было так много рядовых картин («Спящая красавица», «Михаэль», «Драйв», «Источник»…) что возникал вопрос — почему на Олимп не пустили таких сильных режиссеров, как Гас Ван Сэнт, Ким Ки-дук и Андрей Звягинцев: их фильмы, показанные в «Особом взгляде», на голову выше иных конкурсных. При таком изобилии посредственных лент жюри поставлено в условия, когда лауреатов за него кто-то уже выбрал и расчистил им дорогу к фестивальным призам.
Призы 64-го Каннского международного кинофестиваля
Главный конкурс:
«Золотая пальмовая ветвь» — «Древо жизни», режиссер — Терренс Малик (США);
Гран-при — «Однажды в Анатолии», режиссер — Нури Билге Джейлан; «Мальчик на велосипеде», режиссеры -братья Дарденн.
Приз за режиссуру — Николас Виндинг Рефн (фильм «Драйв», Дания);
Лучшая мужская роль — Жан Дюжарден (в фильме «Артист», Франция);
Лучшая женская роль — Кирстен Данст (в фильме «Меланхолия», режиссер — Ларс фон Триер, Дания);
Лучший сценарий — «Примечание», режиссер — Йоссеф Седар (Израиль);
Приз жюри — «Polisse», режиссер — Майвенн Ле Беско (Франция);
Премия ФИПРЕССИ — «Гавр», режиссер — Аки Каурисмяки (Финляндия).
«Особый взгляд»:
Приз «Особого взгляда» — «Ариранг» (реж. — Ким Ки-дук); «Остановка в пути» (реж. — Андреас Дрезен).
Приз жюри — «Елена» (реж. — Андрей Звягинцев)
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: