— Айрат Закиевич, модернизация здравоохранения в республике сосредоточена на создании крупных высокотехнологичных клиник. А когда дойдет очередь до «узких» специалистов в поликлиниках, до повышения их зарплат и квалификации? Ведь сейчас очередь на прием к некоторым из них — невропатологам, аллергологам, эндокринологам — до двух месяцев.
— Модернизация здравоохранения в Татарстане, действительно, ведется в двух основных направлениях. Первое — это создание высокотехнологичных центров, где пациенту могут оказать качественную помощь, к примеру, при необходимости сделать операцию по аортокоронарному шунтированию, о чем в недавнем прошлом мы могли только мечтать. Глобализация этих центров повысит производительность труда. Это значит, например, что благодаря новым технологиям пациенты получат необходимое лечение не за 10 дней, как прежде, а за 5. Для этого потребуется определенное количество врачей, медперсонала. Заметим, что более 30 процентов средств, выделенных на программу модернизации, направляется учреждениям родовспоможения — перинатальным центрам, роддомам, детским больницам.
Второе направление — это предупреждение заболеваний, для чего нужно научить жителей республики вовремя заботиться о своем здоровье. В нашей стране значительная часть населения к 45 годам имеет уже два-три хронических заболевания, между тем, в Европе такое происходит в 60−70 лет. Большинство «заработанных» нами болезней — это следствие неправильных образа жизни, питания, стрессов, вредных привычек, плохой охраны труда.
Однако врачи поликлиник тоже не забыты. В программе модернизации — укрепление материально-технической базы поликлиник, в том числе и повышение зарплаты «узких» специалистов, оно уже ведется. В рамках программы модернизации произойдет повышение оплаты труда медицинских работников. В перспективе этого будет недостаточно, и мы над этим работаем.
Однако с очередями в поликлиниках все не так однозначно. В 90\% случаях на прием к «узким» специалистам записываются те, кто имеет хронические заболевания, когда диагноз уже поставлен, лечение определено, им в состоянии помочь и врач общей практики. Такой подход — мировая тенденция, хотя — есть грех — не все участковые врачи стремятся расширять профессиональный кругозор, овладевать специальными знаниями и навыками. Сказывается и то, что работа в поликлинике — не самая высокооплачиваемая. Я уже сказал, что мы работаем над этим вопросом.
— Довольны ли вы подготовкой специалистов, которых выпускают наши медицинские вузы?
— Не вполне, поэтому и создаются образовательные центры, где занимаются повышением квалификации врачей. Медицинское образование сейчас в преддверии реформ. Материальная база вузов требует коррекции, здесь нужны инновационные подходы. Наши клиники сейчас оказывают настолько высокотехнологичную помощь, что выпускники вузов к этому не готовы. И еще — реформа образования должна включать в себя и проблему распределения: надо, чтобы выпускники приезжали на работу в районные центры, сельские территории. Необходимо решение проблемы врачей на селе. Сейчас мы создаем современные центры в районах, оснащенные согласно мировым стандартам, а работать в них приходят специалисты из стран бывшего Советского Союза, наши не идут.
— Правда ли, что сливают КГМУ и КГМА?
— Я об этом ничего не знаю. Никаких документов не видел, со мной этого не обсуждали. Их учредитель — Минздрав РФ. Это в его компетенции.
— С какими достижениями встречаете праздник?
— Продолжительность жизни в республике сейчас — 71 год (на два года больше, чем в среднем по РФ). Нашим потомкам, вероятно, эта цифра покажется скромной, но у каждого поколения свои проблемы, свои болезни. Хотя принято считать, что в старину люди были крепче и жили до мафусаиловых лет, в действительности это совсем не так. В нашей семье сохраняется рассказ о моем прапрадеде, жившем в позапрошлом веке, который в 41 год созвал своих сыновей, передал им все семейные дела, а сам ушел на покой. Не от того, что таким уж ленивым был тот Фаррахов, просто по меркам тех лет он и вправду считался пожилым человеком, которому пора думать о небесном. В наши дни 41 год — расцвет карьеры, вся жизнь впереди… Этот пример показывает, как далеко шагнула с тех пор медицина.
Среди достижений наших медиков — увеличение рождаемости, хорошая динамика по снижению ряда заболеваний, которые четко отражают эффективность работы здравоохранения — лечению и восстановлению после инсультов, инфарктов, других заболеваний. Многое делается и для того, чтобы предотвратить их, объяснить каждому человеку, что чудес не бывает. Если не заниматься своим здоровьем, проблемы могут быть очень большими.
Для того чтобы держать ситуацию под контролем, мы создали стратегическую карту здравоохранения РТ, выделили зону северо-востока и юго-востока республики. В каждой из них организовали суперсовременные медучреждения. Так, на лечение из Альметьевска в Казань теперь нужно отправляться лишь тем, кто страдает редкими заболеваниями, поскольку есть настолько «узкие» специалисты, которых нет в каждом районе. Например, в каждый районный роддом невозможно приглашать высокопрофессионального врача-неонатолога — специалиста по выхаживанию очень слабых новорожденных, в том числе пятисотграммовых. В остальном же в Альметьевске любую помощь может оказать медсанчасть ОАО «Татнефть», в Набережных Челнах — БСМП. Такие крупные центры обслуживают по несколько близлежащих районов, находясь от них в часовой доступности.
11 сосудистых центров, открытых в республике, позволили успешно бороться с инсультами, еще два таких центра будут открыты в этом году — в Елабуге и в Бугульме. К 2013 году планируем создать еще один сосудистый центр в казанском Заречье, на базе горбольницы № 7. Травмоцентры, которые позволяют оказывать эффективную помощь пострадавшим, в том числе и в ДТП на федеральных трассах, организованы в Казани, в Набережных Челнах, Елабуге, Бугульме. Современное оборудование дает возможность выхаживать самых тяжелых больных.
В 12 районах будут открыты приемные отделения, где также станут оказывать помощь уже в момент поступления пациента. Понятия о роли приемных отделений меняется. Раньше больница была больше «для лежания», теперь своевременные медицинские подходы сократят больничное лечение. Так, большое приемное отделение организуется в РКБ, что значительно расширит наши возможности.
— В чем выражается участие вашего ведомства в программе «Бэлэкэч»?
— Мы провели глобальную реформу детских молочных кухонь. Были закрыты все неэффективно работающие молочные кухни в районах. Сейчас всех детей в республике, за исключением части казанских малышей, едиными стандартизированными молочными продуктами обеспечивает Зеленодольский молкомбинат. Для Казани сделали исключение, поскольку здесь работает современная молочная кухня. В районах они были устаревшими, а в некоторых их и вообще не было. Благодаря такой реформе нам удалось сократить непроизводительные расходы, ведь закупать сырье маленькими партиями для разрозненных кухонь было невыгодно, так же, как и оплачивать труд сотни работавших на них сотрудников. Теперь с этим справляются 4−5 человек. Кстати, никто из попавших под сокращение не остался без работы, все трудоустроены. И главное — дети получают качественную стандартизированную пищу, отвечающую всем нормам, которая к тому же нравится детишкам. Каждый день шесть машин развозят по всей республике примерно 12 тонн продуктов. Специальная упаковка сохраняет их свежими до 5−6 дней. Диспетчерский центр Минздрава ежедневно контролирует доставку. Эта программа находится под постоянным контролем Президента республики, я считаю, что это один их лучших проектов в своей сфере в Татарстане.
— А как вы сами следите за своим здоровьем?
— Госслужба не оставляет для этого много времени. По правде говоря, о режиме питания речь вести не приходится — ем, когда получится. Времени для фитнеса тоже нет. Стараюсь компенсировать недостаток движения тем, что хожу пешком на работу и дома занимаюсь на тренажере. Хотя, повторюсь, в идеале каждый человек должен стремиться сохранять здоровье, а для этого нужны три вещи — здоровое питание, занятия физкультурой и оптимизм. Кстати, все это есть в программе «Пятилетка здоровья», которая проводится мэрией Казани. И если во всех муниципалитетах эта программа заработает именно так, мы будем иметь хорошее здоровье.
— Почему вы выбрали профессию медика и не разочаровались ли в ней со временем?
— Ни в коей мере не разочаровался, хотя, безусловно, везде есть проблемы, но я смотрю на это с оптимизмом. А врачом я стал, следуя семейной традиции. В нашем роду все — врачи или учителя, вот и моя мама — врач. Мне как-то и в голову не приходило, что можно заниматься чем-нибудь, кроме медицины. Я долгое время работал в клинике, где, по правде говоря, чувствовал себя комфортнее, чем сейчас, поскольку отвечал только за свои действия. Каждый человек, который успешно оперировал, не может об этом забыть, операции порой даже снятся. Хотелось бы и сейчас оперировать, у некоторых министров такое получалось, но разум подсказывает, что для пользы дела нужно сосредоточиться на своем участке. Всегда важно быть в тонусе, требуются инновационные, очень выверенные и точные решения, от которых зависит конкурентность больницы и отрасли. Сейчас в медицине много перспективных направлений.
Много усилий направлено на борьбу со старением, хочется подтолкнуть развитие медицинского туризма в нашей республике. К нам уже едут лечиться и оперироваться из дальнего и ближнего зарубежья. Этот поток нужно расширять. Понятно, что модернизация требует немалых средств, расходы на здравоохранение всегда будут расти. Появляются новые препараты, оборудование, стоящие больших денег. Например, США сейчас тратит 17\% бюджета на здравоохранение, а для того, чтобы внедрить уже существующие наработки ученых, им нужно тратить 25\%.
— Как вы считаете, в здравоохранении менеджер должен быть медиком?
— На мой взгляд, лучше, если у него есть медицинское образование, ведь легче врача научить разбираться в финансах, чем наоборот.
— В какой стране, на ваш взгляд, лучшая система здравоохранения?
— Оптимальной системы нет — в любой стране свои проблемы. Даже в США, где в здравоохранении тратится 8 тысяч долларов на человека в год, много недовольных. Наша задача — добиться, чтобы врачи из Татарстана владели всеми современными технологиями, которые существуют в мире, и чтобы у нас были возможности реализовать эти знания.
— Что вы пожелаете своим коллегам в преддверии профессионального праздника?
— Я уже говорил, что у нас работают замечательные люди. Каждый день врача — подвиг, ведь каждый раз принимаешь решение, от которого зависит жизнь и благополучие человека. Вот, скажем, доктор Исаев ночью приехал по вызову на «скорой», доставил женщину в больницу и вернулся в этот дом, потому что почувствовал что-то неладное. Когда он вернулся, вся эта семья уже была без сознания из-за воздействия угарного газа. Благодаря Исаеву эти люди остались жить. Или наш знаменитый детский кардиохирург Миролюбов, который в этом году будет получать премию «Призвание» Первого канала за удаление опухоли сердца. Эта опухоль была больше сердца ребенка, при этом пришлось удалить половинку сердечного желудочка. Миролюбов и его коллеги сделали уникальную шунтирующую операцию, чтобы его восстановить. Сегодня этот ребенок здоров и его ничего не беспокоит.
О благородстве и значимости миссии медика сказано много мудрых слов. Искусство врачевания почиталось с древнейших времен. Я хочу поблагодарить коллег за их самоотверженность, за верность профессии и за идеалы, которые нас объединяют. Желаю крепкого здоровья, благополучия им и их близким. И удачи во всем — для медицинских работников это особенно важно.
Газета «Время и Деньги»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: