Владимир Сыченков, директор по развитию рекламного агентства Larisa Projects:
— Актуальность «круглого стола», на наш взгляд, продиктована пониманием, что мы в Татарстане играем за одну команду. Республику всегда отличали здоровая амбициозность и зрелый прагматизм. Без них мы не были бы лидерами в IT-индустрии России. При этом наблюдаем «цифровой разрыв» между, например, динамично развивающимся электронным правительством и b2b сектором, представленным в основном молодыми предпринимателями. Считаем, что Татарстан находится на пороге создания социальной сети для малого и среднего бизнеса, в которой будет коллективно производиться экспертный контент, жизненно необходимый современной деловой журналистике. (Однако, по словам Алексея Коннова, генерального директора «Центра аналитических разработок и исследований», был заказ на проведение исследования об эффективности подобной сети. Согласно исследованию, из 500 респондентов 70\% высказались против создания подобного рода сети, аргументируя тем, что уже есть налаженные системы коммуникаций и нет надобности в новой.) Если говорить о том, чего не хватает именно мне, то это сравнительной информации. Не хватает сравнения с другими регионами, областями; мы как будто варимся в отдельном котле и оторваны от мира. Хочется экспертного сравнения.
Александр Салагаев, председатель совета директоров Центра аналитических разработок:
— Сегодня деловые СМИ в Татарстане представлены довольно хорошо. Это уже зарекомендовавшие себя издания — такие, как «Время и Деньги», «Где Деньги», «Деловой Квартал». Однако я вижу одну четкую проблему — это нехватка экспертного мнения в деловой журналистике. У нас нет профессиональных и подкованных журналистов (могу перечислить лишь единицы), которые бы обладали уникальной информацией, и в итоге все подается «недожаренным и сырым».
Артур Курцев, пресс-секретарь Инвестиционно-венчурного фонда РТ:
— Деловая пресса, если она хочет соответствовать современной действительности, должна перестать нести чисто информативную функцию. Она нужна для поиска партнеров, инвесторов, для общего развития бизнеса. Обществу должны быть преподнесены истории успеха. Необходимо начать работать на идеологическом уровне. Могу привести в качестве успешного примера подобной работы прессы проект ТНВ с Тимуром Бикмурзиным — в его передаче затрагивался очень широкий спектр тем, он был интересен значительной части аудитории канала.
Юрий Алаев, генеральный директор ЗАО «Время и Деньги»:
— На мой взгляд, не стоит упускать один немаловажный момент, который имеет место. Это конфликт интересов. Есть определенные несовпадения в том, о чем должна говорить пресса, и то, что удобоваримо видеть и слышать представителям государственных органов и управленцам. Если быть утопистом, то пресса могла бы быть хорошим подспорьем в доведении информации, но ведь любое государство, даже на таком региональном (республиканском) уровне, абсолютно не заинтересовано в том, чтобы отражались некоторые моменты. Более правильным и эффективным будет тот ход событий, при котором бизнес-сообщество начнет ощущать и представлять себя как единую бизнес-страту, выделять для себя «нужные» им СМИ и тесно сотрудничать с ними, предоставляя качественную информацию.
Владимир Сыченков:
— С финансовой точки зрения не стоит забывать, что деловая пресса — это тоже бизнес, на процесс которого влияют четыре активные группы: исполнительная власть, рекламодатель, учредители (у них тоже есть свой определенный интерес) и сама целевая аудитория. И если рассматривать сами по себе деловые СМИ как бизнес, то он далеко не высокоприбыльный.
Юрий Алаев:
— Существуют известные всем обывателям респектабельные издания: «Коммерсант», «Ведомости», «Известия». Но даже среди них нет изданий с плюсовой рентабельностью, везде учредители субсидируют свой бизнес. 7−10\% — это возможная масса прибыли онлайн-представительств деловых печатных СМИ от всей прибыли.
Азат Газизов, председатель совета Татарстанского РО общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
— На территории Приволжского Федерального округа от силы в шести регионах есть кластер деловой журналистики. О чем это говорит? Недостаточно смотреть на проблему под одним углом, нужно прежде всего понять, что такое «деловое издание» и что мы от него хотим.
Эльмира Гайнутдинова, директор Делового Центра РТ- интернет-портала TatCenter.ru:
— К вопросу о финансировании. Я была бы очень рада, если бы все компании, про которые мы пишем, заплатили за освещение их бизнеса, мы были бы «в шоколаде». Но этого не произойдет, потому что у нас своя, деловая направленность. Да, действительно, организация подобных «круглых столов» — это реклама самих себя, мы же в свою очередь готовы информационно поддерживать компании, но все делать бесплатно мы тоже не можем. Если говорить об успешном взаимодействии СМИ с бизнес-средой, то я бы поставила в пример «Бизнес Онлайн». Это удивительное издание, которое за короткий срок смогло найти свою нишу и стать информационной платформой, собирающей в одном месте республиканских предпринимателей, менеджеров, маркетологов и предоставляющей для них место для диалога и налаживания связей. Наша ниша немного отлична, мы предоставляем информацию не в формате «скорой помощи», а проверенную и правдивую. На мой взгляд, цель делового издания — помочь предпринимателям в создании и развитии их бизнеса, предоставляя качественную и своевременную информацию.
Ильнур Мутыков, начальник отдела перспективных разработок Инвестиционно-венчурного фонда РТ:
— Сегодня на «круглом столе» некоторые участники высказались об отсутствии активности компаний в предоставлении СМИ информационных поводов и материалов для публикаций. Вы просите «истории успеха», которые бы идеологически вдохновляли аудиторию делового издания на открытие своего дела. Мы можем дать несколько таких успешных примеров, но они скучны сами по себе, так как связаны с наукой (это научные разработки в области химии и физики) и скорее более интересны для узкоспециализированного издания, нежели для деловой прессы. Хороший вопрос — это 90\% ответа, и если мы знаем, что вам интересно, то сможем рассказать об этом.
Закия Шафикова, генеральный директор ООО «Инвестиционная компания «Элемтэ»:
— Наши СМИ должны пропагандировать идею того, что «предприниматель — это хорошо»! А кто из присутствующих знает о том, когда будет День предпринимателя? Я сама узнала об этом год назад.
Юрий Алаев:
— Государство так сконструировало свою политику, что все общество твердо убеждено в другой идее — «госуправленец — это хорошо»! Люди не дураки, и молодежь рвется туда, где ей будет обеспечена зрелость, старость и множество привилегий, квот и льгот. Но, согласно всяческим исследованиям, лишь 3−4\% населения приспособлено к предпринимательской деятельности. Зачем заставлять всех делать то, к чему нет призвания? Некоторые вещи журналисты игнорируют вполне сознательно, ведь сотрясать воздух в стиле «государство такое у нас хорошее, и столько делается для народа» можно бесконечно. Нас постоянно приглашают на «круглые столы» по борьбе с коррупцией, контрафактом
Ильдар Аблаев, генеральный директор АНО «Татарстанская Академия управления инновационной экономикой»:
— Один известный всем и очень уважаемый политик Равиль Муратов как-то поделился со мной информацией, касающейся статистики малого и среднего бизнеса. Она противоположна официальной статистике, хотя я думаю, что человеку такого статуса все-таки стоит доверить. Так, согласно данным Равиля Фатыховича, количество малого бизнеса в республике не увеличивается, а уменьшается! Чем здесь могут помочь СМИ? Предоставлением всех видов информации, всех трех слоев. 1-й слой — это событийная информация. Статьи о том, кто посетил республику, с кем встретился президент, итоги встреч политиков и так далее. 2-й слой — это познавательная информация. Обзор и рассмотрение того спектра тем, которые позволили бы предпринимателю чувствовать себя в «своей тарелке» и развиваться дальше. 3-й слой — образовательная информация. К созданию информации этого слоя необходимо привлекать представителей науки, экспертов бизнеса. Если предприниматель будет «правильно образован», то он потенциальный клиент для меня! Я считаю, что бизнесменам надо помогать именно такой информацией. А еще было бы интересно читать о бизнесменах-мошенниках. Я считаю что, деловая пресса не в достаточном объеме предоставляет такую информацию, хотя первые шаги уже видны: «Деловой Квартал» дает сводку о делах Арбитражного суда.
Согласно результатам социологического опроса, проведенного недавно на портале tatcenter.ru, лишь 5\% респондентов отметили, что «СМИ дают информацию в полном объеме». Большая часть проголосовавших (34\%) выбрали ответ «необходимую информацию можно найти только в специализированных изданиях и на сайтах ведомств», еще 28\% считают, что «в СМИ нет ничего, кроме рекламы». 19\% отмечают, что «информация есть, но порой ее сложно найти» и 14\% — что «в СМИ практически ничего нет о работе организаций, деятельность которых направлена на малый и средний бизнес».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: