Новости
21 Мая 2015, 14:35

Контролеров госзакупок убирают из муниципалитетов

Федеральный закон о контрактной системе «как минимум, не помешал» проведению госзакупкам — количество неконкурентных закупок сократилось в 2,5 раза, а весь объем торгов составил одну пятую от ВВП России. Тем не менее, обнаружены и проблемы — цены банковских гарантий выросли до 15% от контракта, а работа муниципальных органов по контролю за закупками признана неэффективной.

Сегодня в Казани начался всероссийский форум в сфере госзакупок. Замминистра экономического развития РФ Евгений Елин в приветственном слове сразу же сказал, что «мы разговариваем с равными профессионалами», отмечая лидирующие позиции Татарстана по закупкам.

Так, по словам врио президента РТ Рустама Минниханова, в 2014 году в Татарстане заключено более 280 тыс. контрактов и договоров, объем закупок составил 86,1 млрд рублей, а РТ занимает первое место в ПФО по стоимостью «конкурентных» контрактов.

«Это свидетельствует о высокой эффективности контрактной системы, которая действует в республике более года. Мы с уверенностью говорим, федеральный закон (касающийся системы — ред.) позволяет решать основные задачи — повышение эффективности госзакупок, борьба с коррупцией, повышение эффективности использования бюджетных средств», — заявил Минниханов.

СПРАВКА

Напомним, в России с первого января 2014 года вступили в силу основные положения закона о контрактной системе в сфере госзакупок, который заменяет действовавший до сих пор в этой сфере федеральный закон 94-ФЗ. С этого времени госзакупки проводятся заказчиками с использованием конкурентных способов определения поставщиков или путем закупки у единственного поставщика через открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

При этом при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн рублей, должны создать у себя контрактные службы.

«Если из телефона слышится „Вы там что, совсем идиоты?“ — мы понимаем, что звонит ФАС», — нестандартно отметил замминистра Елин, обозначив антомонопольную службу в системе госзакупок как «самого жесткого критика». Также он заявил, что годовой объём закупок в России составляет одну пятую от ВВП (28 трлн рублей), а после введения закона о контрактной системе неконкурентных закупок стало в 2,5 раза меньше и уменьшилось количество «липовых» банковских гарантий.

Тем не менее, директор департамента развития контрактной системы МЭР Максим Черемисов заявил, что с началом ведения реестра банковских гарантий их цена стала расти — вплоть до 15\% от стоимости контракта. Поэтому нужно принимать меры по урегулированию и спроса, и предложений.

Не обошлось и без других громких заявлений. Так, в рамках антикризисного плана разрабатывается законопроект, стимулирующий долгосрочные отношения с локализованными в России поставщиками, и большой пакет изменений в контроле закупок. Не менее резонансным может оказаться и другое изменение: муниципальные контролирующие органы будут устранены, а их функции будут переданы ФАС и федеральным органам, поскольку в 40\% муниципалитетах «контролеров» нет вовсе, да и «качество их работы весьма сомнительно и система показала, что их работа неэффективна».

Также директор департамента рассказал, что антикризисные меры успокоили рынок, введение планирования закупок перенесено на год, потому что «свою бюджет-то не можем сверстать, а тут — определять закупки на три года», отмене двух форм статистического наблюдения и других прошедших и, возможно, будущих изменениях в законодательстве. Черемисов заинтересовался и татарстанским электронным каталогом услуг, поскольку аналогичную площадку планируется создать на федеральном уровне.

Электронный магазин был создан в РТ в 2014 году. По словам Минниханова, система предусматривает оперативную экспертизу бюджетных расходов на самой ранней стадии. Также он предложил рассмотреть возможность преференций для российских производителей, а регионам разрешить поддерживать их законодательно. Полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, передавший заявление на форум, заявил, что главное — обеспечить спрос:

«Необходимым условием для импортозамещения является инвестиции в производственный сектор и формирование устойчивого спроса на на товары. Значительную часть такого спроса может обеспечить государственными закупками, а контрактная система предусматривает гибкий инструментарий для российских производителей».

Форум продлится два дня. Завтра будут рассмотрены практики выявления правонарушений и их профилактика, а также опыт закупок в Москве. Рустам Минниханов покинул форум после представления изменений в законодательстве и отправился на соседнюю площадку — Казанскую ярмарку, где проходит финал чемпионата WorldSkills Russia.

Илья Иванов

Новости
24 Апреля 2025, 14:20

Доля столкнувшихся с коррупцией в РТ снизилась до 9,6% По данным опроса 2024 года

Это в два раза меньше, чем в 2010 году, когда этот показатель составлял 21,2%.

По данным опроса 2024 года, только 9,6% жителей Татарстана сталкивались с коррупцией. Это в два раза меньше, чем в 2010 году, когда этот показатель составлял 21,2%. Такие цифры привел замминистра экономики республики Роман Амирханов.

Также значительно снизилась готовность граждан участвовать в коррупционных схемах — с 64,7% в 2014 году до 41% в 2024 году. При этом 72,3% опрошенных знают о мерах противодействия коррупции, а 79,6% уверены, что эти меры действительно работают. По словам Амирханова, такая динамика подтверждает эффективность антикоррупционной политики в Татарстане.

Амирханов Роман Дамирович

Заместитель министра экономики РТ – начальник Департамента социально-экономического мониторинга Министерства экономики РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: