Стабильная потребительская уверенность и рост кредитования населения в 2013 году привели к тому, что в Казани выросла посещаемость торговых центров. Как следствие, увеличился оборот розничной торговли. А по обеспеченности торговыми площадями на тысячу жителей Казани удалось обогнать Москву и прочно закрепиться на шестом месте среди крупнейших российских городов.
Такие данные озвучила старший консультант департамента Региональные проекты компании Cushman&Wakefield Елена Стрюкова на прошедшем в Казани Рождественском саммите недвижимости, где помимо торговой и складской обсуждались и сегменты жилой, офисной и гостиничной недвижимости столицы Татарстана.
В ТЦ Казани кипит жизнь
Казанцы практически живут в торговых центрах. В преддверии Нового года эта тенденция становится особенно заметной — любой ТЦ забит под завязку с утра до вечера. В целом, тенденция стала характерной для всего 2013 года. Посещаемость растет, а средний чек — практически нет: едим, «выгуливаем» детей, ходим, смотрим, порой, что-нибудь покупаем.
Подтверждением особой привязанности казанцев к ТЦ служит тот факт, что электронная коммерция в городе развивается по общероссийским меркам чуть менее агрессивно: если в России на продажи через интернет приходится 3−5\%, то в Татарстане этот показатель значительно ниже.
«Электронная коммерция в стране прибавляет ежегодно 30−40\%, а в Казани — лишь 25\%», — констатирует Стрюкова.
Общий фонд качественных торговых центров в Казани составил 622 тысячи кв.м. Из них 22,5 тысячи метров будет введено в эксплуатацию до конца года, включая ТЦ «Олимп» и третью очередь ТРК «Тандем» — Тандем-Галерею. Также планируется к вводу и объект «без названия» — бывший Детский мир на пересечении улиц Пушкина и Островского. Всего же в сегменте торговой недвижимости Казани на ближайшие годы заявлено почти 340 тысяч кв. м нового строительства, из них 150 тысяч кв. м будут введены в ближайшие три года.
Уровень вакантных помещений в ТЦ и ТРЦ Казани составляет всего 2,7\%. Цифра «кричит» о том, что спрос на торговые площади в городе превышает предложение. И это при действующих-то арендных ставках: за год собственники проиндексировали платежи на 3−10\%.
При аренде менее 100 кв. м, а это самая востребованная бизнесом площадь, максимальная аренда в ТЦ сегодня для киосков — $ 3,5 тыс. за кв. м в год. Далее идут сотовики ($ 1,7 тыс. за кв. м в год), оптика ($ 1,6 тыс. за кв. м в год) и электроника ($ 1,5 тыс. за кв. м в год). Ювелирка и продавцы нижнего белья платят примерно по $ 1,2 тыс., а одежда и обувь — $ 940 — 980. Дешевле всего квадратные метры обходятся косметике — $ 785 за кв. м в год. И это без учета эксплуатационных расходов, «коммуналки» и НДС.
На освободившиеся площади сразу приходит новый арендатор. Так что фраза «свято место пусто не бывает» для Казани особенно актуальна.
«Вакантные площади — из-под местных операторов или из-под сетевых „федералов“, которые в целом покинули регион», — констатирует Елена Стрюкова.
Агропромкомплекс, Leroy Merlin и самая большая ZARA в РФ
Рынок торговой недвижимости в Казани переживает интересный период: год был настолько насыщен событиями, что выделить одно-два, не упомянув остальные, нельзя.
Из открытий года можно выделить Leroy Merlin (18 тыс. кв. м), запомнившийся казанцам громким скандалом с участием семьи экс-министра юстиции РТ Мидхата Курманова, который был вынужден уйти в отставку. Отметим также открытие Агропромышленного парка (54 тыс. кв. м), распределительного центра «Магнит» в Зеленодольске (22,5 тыс. кв. м), самого большого в России магазина Zara в Меге (3 тыс. кв. м) и второй очереди «Новой Туры».
Открытия года
Список брендов, пришедших в Казань, в этом году не такой внушительный, как в 2012. По словам Елены Стрюковой, Казань «взяли»: Weill, Daniela Drei, Evona&Nysence, Dibreza, Laurel, Dondup, Contradiction, Togas, PrimoRosso, Парк бабочек, Freddy, Party 21!, Climber, Paul Bakery, а также пельменная «Дюжина».
Вот-вот в Казани откроется второй магазин «Декатлон» и, таким образом, столица Татарстана станет единственным российским городом, в котором открыты более одного магазина спортивного ритейлера. Расширяются в Татарстане и такие марки, как Fissman, Pelican Kids и еще с десяток брендов, которые открывают новые магазины.
К закрытиям года можно отнести «Старик Хоттабыч», «Евроинтерьер» и «Мой дом». С улицы Баумана в 2013 году ушли сразу три магазина — Mango, Bennetton и Tervollina, окончательно превратив ее в туристическую пешеходную улицу. В целом, ослабление street-retail, по словам Стрюковой, характерно для Казани, что в очередной раз доказывает прочность позиций ТЦ.
Если говорить о перспективе, то очевидно, что иностранные торговые марки проявляют к Казани особый интерес.
Так, в кошельки потребители третей столицы намереваются «залезть» питерский DIY «Метрика», а также немцы — KARE (интерьеры и мебель), которые выходят на рынок в формате 500−700 кв.м. Открыться в Казани не прочь французский Kiabi (одежда фаст-фешн) и польский LPP Brands с пятью магазинами.
События года
Сделками года, по мнению Елены Стрюковой, стали продажи сразу двух действующих торговых центров.
Так, «Галс Девелопмент» после тщетной попытки переформатировать ТЦ на ул. Петербургской, 9 из Детского мира в ТЦ «Бульвар» продал этот объект новому девелоперу — российской компании Imagine Estate.
«Они первым делом также взялись за переформатирование этого комплекса, и сейчас этот проект позиционируется как „Детская республика“. Арендуемую площадь они увеличили с 19,5 тысяч кв. м до 31 тысячи», — рассказывает Стрюкова.
Вторая сделка — покупка «Барс Синтезом» у банка «Зенит» залогового ТЦ «XL». Пока информации по замене состава арендаторов или изменении концепции ТЦ нет.
Логистика в Казани «зашла» в тупик
Переходя от ритейла к логистике, упомянем, что по данным Елены Стрюковой, крупнейший продуктовый ритейлер X5 Retail Group давно рыщет по рынку Казани в поисках площадки для строительства складского комплекса площадью 35 тысяч кв.м. Пока тщетно.
В 2013 году российский рынок складской недвижимости вырос более чем на 25\%. Однако рост произошел благодаря Москве и Санкт-Петербургу, на них приходится примерно 80\% объема качественных складов.
«В Казани общий объем предложения качественных площадей составил порядка 320 тысяч кв.м. Из них 12\% вакантны. В 2012 году было закрыто несколько крупных сделок. В частности, торговый оператор Fix Price арендовал около 12 тыс. кв. м в ЛК „Биек Тау“», — рассказывает руководитель отдела корпоративных клиентов Knight Frank ZAO Максим Загоруйко.
На сегодняшний день, по словам эксперта, в Казани нет нового проекта, готового к въезду.
«Если вы хотите арендовать в городе качественное современное складское помещение, вы этого сделать не сможете. То, что в городе сейчас реализуются, это объекты, которые в кризис были заморожены. Например, в том же ЛК „Биек Тау“, который прошел сквозь смену учредителей, вы можете прийти и арендовать площади, но эти площади будут под вас доводиться, и срок въезда будет занимать до полугода», — констатирует Загоруйко.
Несмотря на то, что казанский рынок прирастает качественными торговыми площадями, крупные игроки складской недвижимости Казань для строительства логистических комплексов пока не рассматривают. «Боятся рисков, связанных с потенциальным спросом», — поясняет Максим Загоруйко, между тем, прогнозируя, что рано или поздно этот спрос в Казани все равно появится.
«Татарстан развивается достаточно активными темпами — растет потенциальный платежеспособный спрос населения, соответственно, увеличится потребление, увеличится объем продаж у основных игроков, а вслед за ним придут федеральные девелоперы. Рынок складской недвижимости региона обладает потенциалом развития, и в долгосрочной перспективе можно ожидать, что низкая доля вакантных площадей и относительно высокий спрос на качественные площади со стороны производственных компаний и торговых операторов будут способствовать росту предложения новых складских площадей», — резюмирует эксперт.
Ранее на эту тему: Гостеприимная Казань: от хостела до супер-люкса
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: