Ленар Назипов: «ТАГРАС» фокусируется на развитии стратегических бизнес-направлений

Генеральный директор — об инвестициях, конкурентных преимуществах и приоритетных направлениях развития крупнейшего в РФ нефтесервисного холдинга.

В приоритете — развитие стратегических направлений и эффективность инвестиций

— Ленар Лимович, «ТАГРАС» вошел в новый этап развития. Холдинг мультисервисный, в его составе 8 профильных дивизионов. Как вы оцениваете работу в прошедшем году и на чем фокусируетесь в 2022-м?

— Уже несколько лет нефтесервисным компаниям приходится развиваться в крайне нестабильных условиях, в т. ч. падения объемов работ по большинству заказчиков, ограничений сделки ОПЕК+ и пандемии коронавируса. Прошедший год для нас в целом был неплохим: мы нарастили производительность труда, объем инвестиций превысил 7,1 млрд рублей, выручка по Холдингу составила 77,4 млрд рублей. Год к году она сократилась, но это сокращение было прогнозируемым и обоснованным. При этом план по выручке нам удалось превысить на 3% — коллективы дивизионов сработали слаженно, наши ожидания оправдались.

В новый этап развития «ТАГРАС» входит на фоне стремительно меняющихся рыночных условий — геополитических, экономических, финансовых… Мы готовы и ставим перед собой амбициозные задачи, в т. ч. по проектам диверсификации бизнеса и повышения импортонезависимости. Сохраняем намерения наращивать инвестиции и сократить долговую нагрузку по уже реализуемым инвестиционным проектам.

— Какие ключевые направления деятельности будете развивать?

— Стратегически важными для Холдинга являются задачи по увеличению объема работ по геофизике, гидравлическому разрыву пласта и производству нефтепромыслового оборудования. Мы намерены усилить парк транспорта и специализированной техники, расширить ассортимент труб с антикоррозионным покрытием.

В дивизионах есть планы по реализации цифровых проектов, а также технологических решений в области «зеленой энергетики». Наши коллективы осознают важность диверсификации бизнеса. Приоритет мы отдаем проектам, в которых у нас уже имеются определенные компетенции. Или проектам, в которых наши компетенции могут быть быстро созданы и развиты. При этом не ограничиваемся исключительно нефтегазовым сервисом — изучаем возможности как в смежных отраслях, так и на абсолютно новых рынках.

— Вы сказали, что в 2021 году инвестиционная программа Холдинга превысила 7,1 млрд рублей…

— Да. И это на треть больше, чем годом ранее. В целом за 15 лет работы объем капиталовложений по Холдингу составил порядка 123 млрд рублей. Сейчас мы стремимся вернуться к показателям докризисного 2019 года (9,1 млрд рублей), запустили много интересных проектов. Отмечу инвестиционную активность дивизионов «ТНГ-Групп», «Система-Сервис», «ТаграС-РемСервис», «ТаграС-ТрансСервис». Они молодцы. Но из-за изменения экономических условий появились финансовые риски, а с ними и задача сокращения долговой нагрузки по уже реализуемым инвестпроектам. В марте выросла стоимость кредитов на фоне резкого повышения до 20% ключевой ставки ЦБ РФ. Да, в апреле регулятор перешел к снижению ставки. Но все эти факторы крайне негативно влияют на эффективность бизнеса. Так что сейчас очень важно искать высокорентабельные направления.

Мы и дальше готовы инвестировать в развитие. Но понимаем, что любая деятельность важна с точки зрения окупаемости, возврата вложенных средств и эффективности реализуемых проектов.

— Сроки реализации увеличились?

— Да. Есть плечо окупаемости, плечо реализации проекта. Есть понимание, что срок с момента инвестиций до окупаемости не короткий. Текущая ситуация привела к тому, что это плечо увеличилось: по локальным проектам — примерно на 2−3 месяца, по глобальным с большими вливаниями — минимум на полгода. Это рабочий процесс. Мы это осознаем и будем с этим работать.

— В связи с изменением экономических условий будете корректировать объем инвестиций, проекты для вложений и другие параметры программы этого года?

— Инвестиционная программа с точки зрения пула проектов, безусловно, претерпит изменения. С точки зрения суммы, полагаю, вырастет на 10−15 процентов. Также нам придется принять во внимание вопросы, связанные с курсовой разницей, с изменением логистических цепочек и обоснованным удорожанием проектов.

Импортозамещение: 2022 год становится годом поиска

— Ленар Лимович, что происходит с замещением импорта на рынке нефтегазового сервиса?

— Давайте так: задачи по повышению импортонезависимости в России в разных отраслях экономики были поставлены еще в 2014 году. Да, многие программу ругают. Многие говорят, что в полную меру она не реализуется. Но и условий для этого, признаем, не было, пока существовала более дешевая альтернатива — за счет поточности производства, монетизации и стандартизации.

Сейчас, когда вопрос по санкциям и ограничениям стоит достаточно жестко, считаю высокой вероятность того, что мы все же получим, например, достойное отечественное оборудование. Да, оно будет чуть дороже, но по факту станет полноценной заменой импорта.

— Дивизионы ищут альтернативы по компонентам и оборудованию для деятельности Холдинга?

— Конечно. Например, наши специалисты недавно посетили предприятие оборонного комплекса, которое наладило выпуск оборудования для проведения гидроразрыва пласта. Наработки неплохие. Практически все выработано и сделано, как нужно. Так что мы будем очень внимательно смотреть на испытания и опытную эксплуатацию этого оборудования.

— Какими сроками замещения можно оперировать, как считаете?

— Быстро все заместить, конечно, не получится. Понятно, что какие-то ключевые товары и элементы для сохранения производственных цепочек, которые нужны для оперативной деятельности, будут найдены. Предприятия поднимают наработки прошлых лет, которые по разным причинам откладывались или были невыгодными, неконкурентными. Сейчас такие наработки будут рассматриваться уже с точки зрения допустимости к применению. На замещение базовых элементов в виде химии, простейшего оборудования уйдет, думаю, 3−6 месяцев. Замещение по крупному технологическому оборудованию займет от полугода и дольше.

Для Холдинга весь 2022 год становится поисковым годом: «ТАГРАС» намерен активно предлагать рынку собственные разработки и технологии, и, конечно, мы сами будем постоянно искать новых партнеров и новые возможности.

— В свете решения зарубежных нефтесервисных предприятий приостановить деятельность в РФ, какие конкурентные преимущества Холдинга можете выделить?

— «ТАГРАС» занимает прочные позиции на рынке по ряду направлений, у нас есть опытные специалисты, собственные производственные мощности, инновационное оборудование и технологии. Наши дивизионы готовы комплексно оказывать услуги добывающим компаниям, усиливая эффект за счет синергии.

Мы много инвестируем в высокотехнологичные решения, развитие компетенций и производственных мощностей.

Например, за последние пару лет дивизион «Система-Сервис» построил полный цикл производства: своевременно было запущено литейное, штамповочное производство, есть хорошая металлообработка. Полный цикл позволяет предоставлять заказчикам качественное оборудование.

Большие наработки есть у «ТМС-ТрубопроводСервис» — это подразделение дивизиона «ТМС групп». Здесь своевременными оказались вложения в строительство новых технологических линий по нанесению порошкового, лакокрасочного, полимерного и других видов покрытий. Линии сформированы, функционируют, так что в этом направлении мы предлагаем конкурентоспособный товар.

Никаких сомнений нет по лидерству геофизиков Холдинга. «ТНГ-Групп» буквально в последний вагон запрыгнул и в ноябре прошлого года заключил соглашение по приобретению высокотехнологичного комплекса ГИС «Шлюмберже». Предмет сделки — не имеющее аналогов в России и мире оборудование для геофизических исследований нефтяных и газовых скважин. Это оборудование законтрактовано, оно очень интересно для добывающих компаний.

Заказчики ценят эффект от сотрудничества с Холдингом «ТАГРАС»

— Ленар Лимович, как и какие внешние факторы и условия меняют Холдинг изнутри?

— «ТАГРАС» — нефтесервисный холдинг, и мы продолжаем активно развиваться и работать в нефтегазовой отрасли. Но нефтегазовая отрасль не обособлена. Существуют тренды, например, ESG, цифровизация. Существуют требования, например, по безопасности труда и цифровой безопасности, по ресурсосбережению и охране окружающей среды. Мы не имеем права их игнорировать. Например, только в прошлом году экономия условного топлива в Холдинге превысила 8,5 тыс. тонн, экономия материальных и природных ресурсов составила 471 млн рублей, а затраты на экологическую безопасность — 217,5 млн рублей.

Мы работаем в соответствии с нашим стратегическим видением, концентрируемся на развитии ключевых направлений в области нефтегазового сервиса, на диверсификации бизнеса, расширении портфеля заказчиков и освоении перспективных рынков. Но и совокупность внешних факторов — трендов, требований, о которых я сказал, — оказывает определенное влияние на наше дальнейшее развитие.

Внешние изменения мотивируют нас меняться: находить и внедрять современные методы работы, смотреть на привычные вещи под новым углом, применять инструменты, которые позволяют быть быстрее и эффективнее.

— Каким вы видите «ТАГРАС» на горизонте 3−5 лет?

— «ТАГРАС» — высокоэффективный и интересный для нефтегазовых компаний Холдинг с видами нефтегазового сервиса и цифровых услуг, которые позволяют заказчикам получать определенный эффект.

Мы интересны заказчикам — с точки зрения нашей эффективности, наших возможностей, наших умений, наших знаний и нашего коллектива. Потому что коллектив — это главное.

Назипов Ленар Лимович

Генеральный директор ООО «ТаграС-Холдинг», председатель правления холдинга «ТАГРАС»

ТаграС-Холдинг

Российский нефтесервисный холдинг

Новости
21 Ноября 2024, 19:43

Татарстан стал одним из лидеров по реализации дорожного нацпроекта В 2024 году

Награду за высокие достижения в этой области республике вручил зампредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин.

Татарстан вошел в число регионов-лидеров по реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2024 году. Награду за высокие достижения в этой области республике вручил зампредседателя правительства РФ Марат Хуснуллин на мероприятии «Транспортная неделя» в Москве.

В текущем году на реализацию проекта «Безопасные качественные дороги» в Татарстане выделили 8,2 млрд рублей, из них 2,4 млрд — из федерального бюджета, а 5,83 млрд — из республиканского. Благодаря этим средствам были проведены работы на автомобильных дорогах регионального и местного значения общей протяженностью более 100 км.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: