Партнёрский материал
28 Декабря 2020, 10:45

«30 лет у доски стояла, а тут кино надо снимать»: как в КНИТУ-КАИ создают онлайн-курсы и выигрывают гранты

Пандемия COVID-19 в 2020 году бросила новые вызовы системе образования. Изменения, связанные с режимом самоизоляции и переходом на онлайн-обучение, затронули 1,6 млрд учащихся в 190 странах мира, а закрытие учебных заведений повлияло на 94% студентов. Поэтому в этом году как никогда встал вопрос об онлайн-курсах. В КНИТУ-КАИ их разрабатывают с прошлого года, а курсы слушают тысячи людей по всей стране. Разработчики одного из онлайн-курсов о тонкостях создания проектов и как вуз поддерживает создателей курса.

Светлана Новикова, профессор кафедры прикладной математики и информатики КНИТУ-КАИ, ведет курс «Компьютерное моделирование» уже шесть лет. На этом курсе студенты третьих курсов по направлениям «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника» узнают способы построения компьютерных моделей в любой предметной области — будь это конструирование летательных аппаратов или экологические проекты. При этом большая часть материала посвящена вопросам практического использования программных пакетов для построения моделей и решения задач.

От лекций в аудитории к видео в открытом поле

Когда в 2019 году ректорат КНИТУ-КАИ объявил внутри вуза конкурс на создание массовых открытых онлайн-курсов (МООК), Светлана Новикова вместе со своей командой решила поучаствовать в нем.

«Я ознакомилась с другими курсами по схожей тематике: выяснилось, что каждый преподаватель фокусируется на каком-то одном разделе моделирования, тем самым сужая представление студентов о возможностях компьютерного моделирования. Поэтому я решила сделать обзорный курс: в нем имеются блоки „Аналитическое моделирование“, „Регрессионный анализ“, „Имитационное моделирование“, в конце — блоки по искусственному интеллекту и нейронным сетям. Проходя курс, студент получает широкие базовые навыки, и все это подкрепляется практическими работами, где он может изученные на лекциях модели реализовывать на практике», — рассказывает Светлана Новикова.

Всего на конкурс заявились несколько участников, и к концу 2019 года были подведены итоги. Среди победителей оказались работы по материаловедению, технологии интегральных конструкций композитов, гуманитарный курс «Личностное развитие», а также проект Светланы Новиковой. Каждый из победителей конкурса получил грант от ректора — 400 000 рублей на создание МООК.

Началась разработка программы онлайн-курса, написание сценариев видеолекций, и уже в феврале команда приступила к съемкам.

Скриншот видеолекции о построении модели по вербальному описанию

«Курс очень интересный, емкий, там много составляющих, и из-за этого он может быть очень ярко представлен. Он не монотонный, не тяжелый, в свои лекции мы вставляли игровые сюжеты: чтобы наглядно объяснить тему, мы, например, некоторые лекции снимали в ресторане, магазине, в открытом поле. Конечно, этого в аудитории не устроишь, и студентам нравится такая наглядность. Возможности, которые открываются при создании МООК, — это бесценное дополнение к очному курсу», — рассказывает Светлана Новикова.

КНИТУ-КАИ вошел в современную цифровую среду образования

В 2020 году онлайн-курс «Компьютерное моделирование» стал одним из 57 проектов, получивших грант министерства науки и высшего образования РФ в рамках нацпроекта «Образование».

Сейчас курс Светланы Новиковой и ее коллег размещен на федеральных платформах «Cовременная цифровая образовательная среда РФ» и Stepik.

Курс проходят не только студенты КНИТУ-КАИ, но также КНИТУ-КХТИ и КГАСУ. Кроме того, среди слушателей программы — студенты вузов из других регионов. Среди них — Московский авиационный институт, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МГУ им. Огарева, Алтайский государственный университет и другие. Обсуждается возможность запуска программы в МИФИ и МЭИ. Всего с сентября 2020 года на курс записался 1671 слушатель (треть студентов — из других вузов), а 458 слушателей уже получили сертификаты.

Новый импульс развития электронного обучения и онлайн-образования

Нужно отметить, что применение технологий электронного обучения в классическом очном образовании в КНИТУ-КАИ началось еще в конце прошлого века. В конце 90-х профессор Юрий Кожевников создал электронный учебник по математической статистике. Как вспоминает советник по электронному образованию Галина Ившина, в то время еще не было площадок для публичного размещения, однако курс был фундаментальный — в нем было многое, что есть в МООК сегодня.

Новый этап развития электронного образования в вузе начался в 2015 году, с принятием стратегии. Сегодня в КНИТУ-КАИ активно развивается электронная информационно-образовательная среда, некоторыми компонентами которой являются:

система электронного обучения на платформе LMS Blackboard;

система электронного обучения по программам дополнительного образования КНИТУ-КАИ (LMS MOODLE);

электронные информационные и образовательные ресурсы НТБ им. Н. Г. Четаева: электронный каталог, электронно-библиотечная система КНИТУ-КАИ, внешние электронно-библиотечные системы и базы и многое другое.

Преподаватели сегодня проявляют инициативу и самостоятельно запускают онлайн-курсы. Например, в 2020 году Ринат Минязев, доцент кафедры компьютерных систем, лучший преподаватель КНИТУ-КАИ 2019 года, запустил на площадке Stepik курс «Программирование мобильных платформ», а Игорь Сидоров с физико-математического факультета, подготовил и апробировал со своими студентами онлайн-курс «Математическое моделирование вибросостояний технических систем» на той же площадке. Заметим, что в этом году преподаватели вуза разработали и разместили на площадке Stepik шесть онлайн-курсов (МООК).

По словам Светланы Новиковой, преимущество КНИТУ-КАИ в том, что университет имеет мощную научно-техническую базу и хорошую связь с промышленностью: «Мы больше заточены на развитие практических компетенций, на создание практических онлайн-курсов». Однако сотрудники вуза отмечают, что по инженерным направлениям необходимо смешанное обучение: с помощью онлайн-курса удаленно можно давать теоретическую базу, но также очень важно иметь виртуальную лабораторию.

Сейчас в КНИТУ-КАИ действуют две студии видеозаписи, студия самозаписи Jalinga TouchBoard и постпродакшн. Отдел электронных технологий в образовании под руководством проректора Алексея Лопатина прививает среди преподавателей культуру создания и применения онлайн-курсов.

Разработаны и внедрены две программы дополнительного образования в Корпоративном институте КНИТУ-КАИ, на которых преподаватели знакомятся с опытом создания и применения онлайн-курсов в обучении, сами создают по преподаваемым дисциплинам контент для своего будущего онлайн-курса. Многим опытным преподавателям, десятилетиями читавшим лекции у доски, сложно перейти на онлайн-формат, поэтому сейчас вуз помогает им освоить лучшие практики, используя методические рекомендации по созданию онлайн-курсов.

«КНИТУ-КАИ стремится развивать направление создания МООК и, конечно, одним курсом все не ограничится. Сейчас организуются курсы для самих преподавателей, чтобы они могли создавать полноценные программы с лекциями, упражнениями и видео. И сейчас наш вуз стремится создать целый блок предметов совершенно по различным направлениям, которые бы также продвигались вслед за нашим МООК», — отмечает Светлана Новикова.

Новости
22 Ноября 2024, 19:12

По улице Батыршина в Казани частично ограничат движение

Это связано со строительством магистрального тепловода № 11.

В Казани на улице Батыршина временно ограничат движение транспорта на шесть месяцев из-за строительства магистрального тепловода № 11.

По информации комитета внешнего благоустройства, с 30 ноября 2024 года по 31 мая 2025 года проезд, разделительная полоса и тротуар на участке улицы Батыршина от улицы Кулахметова до дома № 18/20 будут закрыты.

Ранее TatCenter писал, что в Казани ограничат движение на нескольких улицах.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: