Ирек Файзуллин: «В этом году мы выходим на беспрецедентный объем ввода жилья»

О темпах строительства объектов Универсиады, восстановлении рынка ипотечного кредитования, промышленном строительстве республики, а также об успехах и проблемах отрасли накануне Дня строителя рассказал министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ирек Файзуллин.

— Строительная отрасль республики развивается очень динамично. В том числе растут объемы ввода площадей. Тем не менее не все так гладко — и по жилью, и по объектам социальной инфраструктуры. Это следствие завышенных планов или проблемы системного характера?

— Вы совершенно правы, говоря, что строительная отрасль республики растет — и по объемам, и по масштабам реализуемых проектов. Несколько лет назад представить, что татарстанский стройкомплекс самостоятельно сможет справиться с такими сложными задачами, которые стоят сегодня, было невозможно. Вы также правы в том, что не все идет так гладко, как хотелось бы. Особенно это заметно мне, министру, отвечающему за развитие комплекса. Стройка, в принципе, сложный процесс. Сегодня руководители и специалисты министерства в постоянном режиме координируют и ведут контроль всех основных строительных проектов, начиная с ввода проблемных объектов долевого строительства и заканчивая объектами, строящимися к Универсиаде 2013 года. Всякий раз нам приходится решать те или иные возникающие проблемы, и я не считаю, что это системные вопросы, возникающие раз от раза.

А теперь о том, что касается завышенных планов. В этом году мы намерены ввести 2 миллиона 390 тысяч квадратных метров жилья в республике. Это беспрецедентный объем. Те темпы, которые сегодня набраны, позволяют судить, что поставленная задача будет решена. Мы запланировали, что и в последующие годы объемы будут также увеличиваться. Завышены ли эти планы? Нет, не думаю. В вопросе обеспечения жильем не может быть завышенных планов. Другой вопрос, что жилье сегодня — это рынок, и нужно учитывать его реальный потенциал.

— Но, в таком случае, может быть, не имеет смысла повышать объемы вводимого жилья?

— Нет другого варианта в решении проблемы доступности жилья, кроме его активного строительства. Не случайно руководством республики принимается решение о том, что любые жилищные программы — в том числе и такие, где законодательством позволено приобретать жилье на вторичном рынке, реализовываются в Татарстане путем новой застройки. Анализ форм приобретения жилья показывает, что подавляющее число семей приобрели его в рамках реализуемых в республике жилищных программ. Кроме того, я должен отметить, что реализация государственной политики в сфере строительства жилья играет существенную роль на рынке недвижимости, в определенном смысле формирует и ценовую политику.

— В кризис отрасль во многом держалась за счет строительства крупных промышленных объектов. Какова ситуация с реализацией подобных проектов сейчас (ТАНЕКО, Аммоний, ОЭЗ «Алабуга»)?

— О дальнейшем развитии промышленного строительства в республике сегодня можно говорить с уверенностью. Реализация крупных проектов, таких как строительство Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО», Особой экономической зоны «Алабуга», Индустриального парка «Камские Поляны», строительство Технополиса «Химград» в Казани, в среднесрочной перспективе будет продолжено. Строительство Комплекса аммиака, метанола и гранулированного карбамида ОАО «Аммоний» в Менделеевске, электрометаллургического завода ЗАО «ТатСталь» в Лениногорске в дальнейшем позволит не только сохранить масштабы строительства промышленных объектов, но и увеличить их.

На сегодняшний день в строительство Комплекса нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске вложено более 202 миллиардов рублей. Строительство Комплекса выполняется в основном за счет ресурсов компании ОАО «Татнефть». Как вы помните, 10 октября 2010 года был пущен оптимизированный Комплекс этапа 1А1 Первого пускового комплекса, на установках которого планируется производство бензина, печного топлива, технического керосина, сжиженных газов, вакуумного газойля, топлива технологического экспортного мазута, серы. Сдача объектов Этапа 1А1 текущего года намечена на осень. В дальнейшем запланировано продолжение строительства объекта и поэтапный ввод производств более глубокой переработки нефти.

Что касается строительства объектов ОЭЗ ППТ «Алабуга», то на данный момент введены в эксплуатацию 46 объектов первой очереди ОЭЗ.

В настоящее время на ОЭЗ ППТ «Алабуга» зарегистрировано 14 резидентов. Двумя первыми резидентами — ООО «Соллерс-Елабуга» и ЗАО «Соллерс-ИСУЗУ» — начато производство микроавтобусов и грузовых автомобилей. ЗАО «Полиматиз» завершило строительство и начало производство нетканого полотна, ООО «П-Д-Татнефть-Алабуга стекловолокно» — производство стекловолокна, ООО «Эр Ликид Алабуга» — технических газов. ООО «Роквул-Волга» выполняет строительно-монтажные работы, запуск завода запланирован на первый квартал 2012 года. Остальными резидентами выполняются проектно-изыскательские и подготовительные работы. На текущий год запланирован ввод в эксплуатацию инженерных сетей, объектов энергетики, транспортной инфраструктуры.

Решение о строительстве на базе действующего завода ООО «Менделеевсказот» современного Комплекса по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида, соответствующего мировым нормам и стандартам, было принято Правительством Российской Федерации и Республики Татарстан. Широкий диапазон регулирования загрузки мощностей нового комплекса без остановки производства позволит выпускать в большом объеме тот продукт, который в настоящий момент наиболее востребован на рынке. Объем капитальных вложений в строительство данного комплекса составляет 1,6 миллиарда долларов. Стоимость привожу в долларах, так как основным генеральным подрядчиком строительства комплекса является Мицубиси Хэви Индастриз (Япония), соответствующий договор на строительство подписан по результатам проведенного конкурса.

Другой проект — индустриальный парк «Камские Поляны». Его целью является создание ряда эффективных производств по переработке полимеров. Инвестор и основной организатор проекта — ОАО «Нижнекамскнефтехим». Уникальность проекта состоит в том, что его реализация предполагает создание пяти самых современных и эффективных производств мирового уровня.

— Перспективы развития классической ипотеки связаны с ростом платежеспособного спроса. Ранее вы говорили о возможности снижения процентных ставок (даже ниже, чем по соципотеке, где 7% годовых), вы не изменили свое мнение?

— Не изменил, и мы продолжаем активную работу в этом направлении. Правительство республики Татарстан, ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК) и ОАО «Ипотечное агентство Республики Татарстан» заключили соглашение о сотрудничестве в рамках программы АИЖК «Стимул», направленной на стимулирование кредитования строительства жилья экономкласса.

В рамках соглашения АИЖК будет предоставлять займы под фиксированный процент банкам, кредитующим строительство доступного жилья в регионе, а также выкупать ипотечные кредиты граждан, выданные в рамках совместных проектов. С 1 июля Агентство снизило ставки на ипотеку в новостройках до 7,9%, а заемщикам, приобретающим жилье в строящихся по программе «Стимул» домах, дополнительно предоставляется вычет из ставки в размере 0,25%.

Согласно условиям подписанного соглашения правительство Татарстана будет обеспечивать содействие в информировании банков и населения об условиях программы «Стимул» и оказывать поддержку проектам нового строительства. Ипотечное агентство Республики Татарстан, в свою очередь, будет исполнять функции гаранта сбыта и выкупать, при необходимости, построенное, но не реализованное жилье.

Я считаю, вопрос стимулирования спроса на рынке жилья — одна из задач государства при реализации жилищной политики. Потому что, влияя на спрос и повышая доступность приобретения жилья, опосредованно стимулируется предложение на рынке жилья, активность строительных организаций.

Разразившийся в 2008 году кризис на рынке недвижимости в первую очередь ударил по ипотеке, которая только начала вставать на ноги. Многие банки свернули свои ипотечные программы. Банки, которые продолжали работать с ипотекой, существенно пересмотрели условия программ: были увеличены ставки и размеры первоначального взноса, ужесточены требования к заемщику…

Но в 2010 году ситуация стала меняться. По данным статистики, рост числа регистрационных действий по ипотеке составил более 121%. Сегодня ипотека — это не только кредиты на приобретение недвижимости, но и кредиты на строительство жилья, а также нецелевые кредиты, выдаваемые под залог объектов недвижимости.

В 2011 году банкиры снова снизили процентные ставки по ипотеке и увеличили объемы кредитования. Сегодня рынок максимально приблизился к докризисному уровню.

— Татарстанские застройщики и прежде участвовали в федеральных конкурсах на субсидирование процентной ставки по кредитам на строительство дорожной и коммунальной инфраструктуры, субсидирование строительства социальной инфраструктуры. Как в этом году?

— Федеральная целевая программа «Жилище» и ее подпрограммы предусматривают несколько мер государственной поддержки проектов. Прежде всего, возмещение затрат по уплате процентной ставки по кредитам, привлеченным на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и на реконструкцию или строительство новых энергоэффективных предприятий строительной индустрии, а также субсидии на строительство объектов социальной и дорожной инфраструктуры.

Данные меры предполагают государственно-частное партнерство в различных формах и не могут быть реализованы без участия инвесторов.

Опыт реализации этих подпрограмм в Татарстане подтвердил необходимость государственной поддержки в реализации проектов комплексного развития жилищного строительства. Ведь, к примеру, строительство объектов транспортной и социальной инфраструктуры (дороги, детские сады, школы) не под силу инвесторам. Это может привести к необоснованному росту стоимости реализуемого жилья. А выделение субсидии на возмещение затрат по уплате процентной ставки по кредитам создает мультипликативный эффект и стимулирует инвестиционную деятельность инвесторов-застройщиков.

По итогам четырех лет (с 2007-го по 2010-й) реализация вышеуказанных программ совместно с инвесторами позволила достичь существенных результатов: возмещены затраты инвесторов (195 миллионов рублей) на уплату процентной ставки по кредитам размером свыше 1 миллиарда рублей, привлеченным на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры; на обеспечение новых микрорайонов жилой застройки автомобильными дорогами выделено и освоено за счет бюджетов всех уровней 2,4 миллиарда рублей; на строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры выделено и освоено за счет бюджетов всех уровней 1,6 миллиарда рублей. По проектам жилищного строительства, участвующим в ФЦП «Жилище», обеспечен ввод жилья в размере свыше 800 тысяч квадратных метров.

В течение 2007−2010 годов в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» оказана господдержка по инфраструктурному развитию более 20 площадкам комплексной жилой застройки и потенциалом по вводу жилья до 2030 года почти 6 миллионов квадратных метров.

В этом году республикой сформирован перечень из 33 проектов комплексного освоения территорий.

— Срыв прошлогодних планов по соципотеке заставил скорректировать объемы программы на 2011 год. На ваш взгляд, каково будущее у программы, на каких принципах она должна действовать?

— Безусловно, при формировании и реализации программы Государственного жилищного фонда в этом году были учтены предыдущие ошибки и возникавшие сложности. Темпы реализации программы в этом году хорошие, и, я считаю, запланированные 600 тысяч квадратных метров удастся построить в срок. Больше половины этого объема уже введено. Планируется, что и в последующие годы объем жилья, вводимый по программам Государственного жилищного фонда, будет составлять 25−30 процентов от годового объема. Социальная ипотека будет насыщаться дополнительными программами, но, безусловно, останется. На мой взгляд, сегодня говорить о значимости этой программы нет необходимости. Тысячи семей ежегодно получают жилье благодаря ей, для них это подчас единственная возможность обрести приемлемые жилищные условия.

— Предлагаемое введение дифференциации цен за квадратный метр в зависимости от месторасположения соципотечного дома — как вы к этому относитесь?

— Это сложный вопрос именно потому, что программа носит социальный характер. С этой точки зрения говорить о дифференциации цен не совсем логично. Но как отраслевой министр я должен отметить, что сегодня строительство дома — это не только возведение самого объекта, это и подведение коммуникаций, и строительство инфраструктуры, включая социальную. Что касается недвижимости в историческом и географическом центре столицы республики — мы должны понимать, что к таким объектам предъявляются большие требования и по архитектурному облику, и по применяемым материалам. Этим социальность программы не ущемляется, ведь строятся дома и в других районах Казани и республики. Напротив, у участников есть возможность по социальной программе приобрести жилье более высокого класса.

Я еще хочу отметить, что проблема дифференциации цен характерна лишь для крупных городов республики, в районах об этом речь, конечно, не идет.

— Объекты Универсиады растут как на дрожжах. Это касается и спортивных сооружений, и объектов дорожного строительства. Довольны ли вы качеством? Несмотря на скорость строительства, не будет ли аврала в 2013 году?

— Отвечая на вопрос — доволен ли я качеством, скажу — нет, всегда есть проблемы. Именно поэтому мы занимаемся этими объектами в ежедневном режиме. Сегодня нам удалось создать эффективно функционирующий механизм контроля и в целом распределить нагрузки по всей программе.

Для Татарстана это важнейший мега-проект, и сегодня, на этом этапе, от строителей зависит то, насколько успешно пройдет это крупнейшее спортивное мероприятие.

Для проведения соревнований XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани планируется задействовать 65 спортивных объектов, 38 из которых объекты нового строительства и 27 объектов подлежат реконструкции в соответствии с требованиями FISU.

Основным объектом строительства является комплекс Деревня Универсиады. Он будет включать в себя жилье для размещения 13,5 тысячи участников (разделенное на 3 пусковых комплекса общей площадью 275 683 квадратных метров), международный информационный центр, медицинский центр, центр общественной безопасности, спортивно-тренировочный блок со стадионом.

На сегодняшний день уже построены 25 спортивных объектов, а также 1-й и 2-й пусковые комплексы Деревни Универсиады.

Напомню, что в 2009 году сданы Академия тенниса, Дворец единоборств, Комплекс стендовой стрельбы, спортивные комплексы «Ватан», «Триумф», «Форвард», «Тулпар», «Итиль», а также спортивный центр с плавательным бассейном «Ак Буре».

В 2010 году были построены спортивный комплекс «Олимпиец» Казанского училища олимпийского резерва, спортивные сооружения «Тезуче», «Мирас», «Ватан», «Москва», «Бустан», крытые плавательные бассейны «Акчарлак», «Буревестник» и «Олимп», стадионы «Олимп», «Мирас» и «Тулпар», 1-й и 2-й пусковые комплексы Деревни Универсиады, спортивный центр с плавательным бассейном «Бустан», Центр бокса, Центр волейбола «Санкт-Петербург».

В 2011 году завершится строительство центров гребных видов спорта и гимнастики. Продолжается строительство крупнейших уникальных спортивных объектов, таких как Дворец водных видов спорта, футбольный стадион на 45 тысяч зрителей, Деревня Универсиады.

На этот и следующий годы запланировано строительство и реконструкция еще 35 объектов, финансируемых из бюджета республики Татарстан.

Кроме того, проведение Универсиады потребует перемещения как ее участников (спортсменов, судей, журналистов, сотрудников международных и национальных спортивных организаций, персонала и волонтеров, сотрудников служб безопасности, партнеров, гостей и зрителей), так и значительных объемов грузов.

Программа развития транспортной инфраструктуры Казани включает в себя строительство объектов улично-дорожной сети, реконструкцию международного аэропорта «Казань» и речного вокзала, организацию интермодальных перевозок, развитие городского пассажирского транспорта, строительство новых станций метрополитена.

Программа по строительству объектов улично-дорожной сети предусматривает строительство и реконструкцию 155 объектов: 14 транспортных развязок, 23 городских дорог, 44 пешеходных переходов, капитальный ремонт 73 городских улиц, строительство автоматизированной системы управления дорожным движением.

— Москва выходит за прежние границы, для Казани эта тенденция тоже стала реальностью. Как, в каком направлении в первую очередь будет осуществляться застройка? Принцип комплексного освоения территорий будет являться решающим фактором?

— Комплексное освоение территории — это, прежде всего, работы по подготовке документации по планировке, строительству объектов социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры.

К концу 2012 года планируется завершить подготовку схем территориального планирования муниципальных районов республики. Идет разработка правил землепользования и застройки муниципальных образований. Эту работу координирует Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики Татарстан. Татарстанцы могут выразить мнение по поводу будущего своих городов и районов, принимая участие в публичных слушаниях.

Удачно осуществляется комплексная застройка на тех территориях, где органом местного самоуправления уже подготовлена и утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Проекты комплексной застройки реализуются в Казани, в пригородной зоне столицы (Верхнеуслонский и Зеленодольский районы), а также в Елабужском районе республики. Эти проекты включают в себя строительство жилья и сопутствующей инфраструктуры (автомобильные дороги, объекты социальной сферы — детские сады, школы, учреждения здравоохранения, а также объекты коммерческой недвижимости, физкультуры и спорта).

Самым крупным является проект «Зеленый Дол», расположенный в пригородной зоне Казани — на территории Зеленодольского муниципального района и сопредельного Кировского района Казани, который предполагает создание целого города-спутника.

— Как, на ваш взгляд, зарекомендовали себя за год с небольшим существования СРО в строительной отрасли?

— За это время проделана большая работа. Понятно, что полная смена системы не проходит быстро и безболезненно. Как мне думается, мы не смогли пока до конца избавиться от коммерческого подхода в выдаче допусков на строительство некоторыми СРО, новая система также лишила возможности выхода на рынок небольших компаний. Но все это поправимо. И практическая деятельность компаний, и законодательная база будут развиваться в этом направлении.

СРО — это не изобретение российского рынка. Переход строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию закономерен и оправдан. Экономика страны меняется, соответственно, должны меняться и методы контроля. Строительная отрасль сегодня в состоянии самостоятельно создать и поддерживать саморегулируемую систему, получить больше прав и взять на себя большую ответственность. Важно понимать, что саморегулирование — очередной этап развития системы обеспечения качества и безопасности строительства. Однако, создавая новое, не нужно забывать накопленный опыт, нужно использовать все лучшее, что дала нам система лицензирования, тем более что оценка строителей остается в основном прежней: это квалификационные требования и наличие материально-технической базы, достаточной для производства работ.

— Вы находитесь в должности министра менее года. Как вы сами считаете, вы продолжатель традиций, заложенных прежде, или новатор? Если да, то в чем это новаторство выражается?

— Руководство республики не изменило ни требований, ни задач, поставленных перед министерством. У нас появились проекты, которые мы ранее не курировали, нагрузка существенно возросла, но общий курс не изменился. Мы по-прежнему выполняем задачи, поставленные перед нами президентом и премьер-министром республики, выполняем обязательства, взятые при реализации федеральных проектов. Так что в этом смысле я продолжатель традиций.

Газета «Время и Деньги»

Новости
11 Декабря 2024, 13:15

Проекты учреждений молодежной политики в РТ получат гранты на ₽50 млн

Всего на конкурс было представлено более 90 инициатив.

По результатам грантового конкурса, проведенного минмолодежи РТ среди учреждений молодежной политики в регионах Татарстана, были отобраны 69 проектов из 37 городов и районов, которые будут реализованы в 2025 году. Общий объем финансирования составляет 50 млн рублей, как сообщает пресс-служба ведомства.

Грантовая поддержка нацелена на предоставление возможностей для молодежи, что соответствует задачам нацпроекта «Образование». Наибольшее количество проектов относится к «патриотическому направлению»: эти 24 инициативы получили более 14 млн рублей. Кроме того, поддержку получат проекты, связанные с отдыхом и оздоровлением, молодыми семьями, творческой самореализацией, волонтерством, аудитом, спортом, образованием и межэтническими отношениями. Всего на конкурс было представлено более 90 инициатив.

Напомним, в РТ предложили увеличить ставку налога на прибыль для участников инвестпроектов с 20 до 25%.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: