Помимо публикации основного индекса потребительской уверенности наш регулярный обзор включает в себя анализ опережающих показателей, дающих представление об основных тенденциях в секторах российской экономики, ориентированных на потребителя и отличающихся высокими темпами роста, в том числе в розничной торговле, банковской сфере, телекоммуникациях, медиа, ИТ, недвижимости и транспорте.
Данное исследование по поручению Sberbank Investment Research каждые два месяца проводит агентство рыночных исследований Cint. По методологии оно близко к квартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах ЕС. Наше исследование, однако, охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. Обзор основан на итогах опроса 2 300 граждан в возрасте 18−65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 000 человек. Погрешность наших оценок ниже 2%.
Результаты четвертого исследования указывают на отсутствие изменений в индексе доверия потребителей. В целом в июле он оставался на уровне минус 8% (после снижения с минус 4% в январе 2013 года до минус 8% в марте и мае 2013 года). Значение индекса не меняется, так как снижение уровня безработицы помогает нивелировать усиливающие опасения по поводу инфляции.
Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:
- Инфляционные опасения достигли максимума за период, прошедший с момента запуска нашего индекса: 63% респондентов отмечают это обстоятельство в качестве основной макроэкономической проблемы.
- Это начинает влиять на поведение потребителей: увеличиваются расходы на ЖКХ, продукты питания и процентные платежи, что вынуждает граждан сокращать расходы на потребительскую электронику, одежду, кафе и рестораны.
- Только 18% респондентов считают, что сейчас подходящее время для крупных приобретений, но, что удивительно, 40% все равно планируют сменить автомобиль в ближайшие два года.
- Около 9% компаний, в которых работают респонденты, нанимают новых сотрудников, а 52% сокращают численность персонала. Около 35% респондентов беспокоятся, что могут быть уволены. Также 29% Ивановых ожидают, что бизнес их работодателя расширится в ближайшие 12 месяцев, а 20% полагают, что работодатели столкнутся со снижением активности или даже с банкротством (3%).
- Доля сбережений (определяется как доля ежемесячно откладываемого в целях сбережения дохода) снизилась с 10,4% в мае до 9,4% в июле, но она выше у респондентов с высоким доходом. В такой же зависимости от уровня дохода находится сравнительная доля накопленных сбережений.
- Около 55% респондентов считают цену очень важным фактором при принятии решения о покупке (против 57% в мае). При этом качество продукции отметили 61%. С учетом растущих опасений по поводу инфляции мы склонны интерпретировать этот ответ как показатель того, что цены в крупных торговых точках сопоставимы, так что основным фактором выбора становится качество ассортимента.
- Наш анализ показывает, что потребители не отмечают существенной разницы в ценах ведущих розничных сетей («Магнита», «Пятерочки» и «ДИКСИ») и по-прежнему считают их цены более привлекательными, чем в несетевых магазинах. Естественно, цены в «Перекрестке» и «Виктории» несколько выше, а «Ашан» Ивановы считают самым привлекательным по уровню цен.
- По мнению Ивановых, цены в продуктовых магазинах выросли в среднем на 12% в годовом выражении, что сопоставимо с нашими оценками (10−11%). Это выше, чем утверждает Росстат (8%) и сами ритейлеры (7−8%), а также опережает рост цен производителей продуктов питания (6,5%, по нашим оценкам). Таким образом, подтверждается наше предположение о том, что рост цен способствует повышению рентабельности в отрасли.
Мы отмечаем возможность дальнейшего повышения цен: Ивановы считают, что могут выдержать рост цен еще на 8% без необходимости сокращать расходы на продукты питания и (или) выбирать более дешевые товары, хотя высокие темпы инфляции уже сдерживают рост потребительских расходов.
На правах рекламы
ОАО «Сбербанк России»
Генеральная лицензия Банка России
№ 1481 от 08.08.2012
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: