Новости
09 Сентября 2013, 09:00

Как планирует развиваться татарстанская «оборонка»?

Руководство страны ставит амбициозные задачи — к 2020 году довести долю новых вооружений и техники в армии до 70%, причем в подавляющем большинстве они должны производиться на отечественных оборонных заводах. Справится ли с такой задачей сопутствующая «оборонке» боеприпасная отрасль и какие проблемы сегмента требуют незамедлительных решений?

Об этом наш разговор с Радиком Хасановым, руководителем Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России, генеральным директором ОАО «Производственное объединение «Завод имени Серго» (POZIS), которое является основным в России предприятием, специализирующимся на производстве малокалиберных боеприпасов для более чем 120 видов военной техники, и единственным в стране, выпускающим патроны катапультирования для спасения летчиков в аварийных ситуациях.

За прошлый год и первые шесть месяцев текущего на российских военных полигонах и складах произошло более 20 случаев взрывов снарядов. В чем дело — в некачественных боеприпасах, устаревших технологиях производства или безалаберности их хранения?

— Все перечисленные вами причины ЧП с боеприпасами — это и есть совокупность факторов, которая сейчас достигла критической точки, — говорит Радик Шавкятович. — Боеприпасы — такой продукт, который не терпит обращения на «ты». Если об этом забывают, он дает о себе знать — взрывается.

У этих небезопасных изделий есть гарантийный срок хранения. А, допустим, малокалиберные снаряды, которые сегодня находятся на военных складах, в основном все просрочены. К тому же они хранятся в неудовлетворительных условиях. Раньше этот арсенал охраняли и содержали военнослужащие, которые знали технологии складирования, разборки, обновления, транспортировки, утилизации боеприпасов. К сожалению, под предлогом реформирования Вооруженных сил этих военнослужащих уволили.

К тому же транспортируются снаряды со многими нарушениями техники безопасности. И малейшая оплошность может привести к трагедии.

— Что же делать с просроченными боеприпасами?

— Их необходимо грамотно утилизировать. Сейчас по­просту взрывают, чего делать ни в коем случае нельзя. Во-первых, при этом снаряды уничтожаются не полностью. Во-вторых, это наносит огромный вред окружающей среде. Наступило время для кардинального решения проблемы. Несколько лет назад госкорпорация «Ростех», в которую входит и наше предприятие, вышла в Министерство обороны с инициативой создания мобильных комплексов для безопасной, экологически чистой утилизации боеприпасов. Концепция этого проекта разработана, в том числе специалистами Инженерного центра машиностроения нашего завода. Нужно спроектировать и изготовить такие мобильные модули для каждого арсенала. Мы готовы к работе, внесли соответствующие предложения в Министерство обороны. Ждем ответа.

— 2012 год вы назвали годом борьбы за государственный оборонный заказ, объемы которого динамично снижались многие годы…

— Да, год для нас был чрезвычайно сложным. Началась реализация федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года», на которую предусмотрено крупное финансирование. Однако по отдельным видам военной техники тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков сократил, а то и вовсе обнулил госзаказы. В их число попала и целая подотрасль боеприпасов — а это более 60 заводов по всей стране!

Коллектив нашего предприятия обратился с письмом к Президенту России Владимиру Путину. К делу подключились Президент РТ Рустам Минниханов, вице-премьер — председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин, благодаря чему ранее обнуленный госзаказ был частично восстановлен, шаг за шагом стали возвращать гособоронзаказы проигнорированным ранее предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Наш завод получил госзаказ на 2013−2015 годы. Это беспрецедентно за последние 20 лет. Теперь мы можем прогнозировать и планировать свою работу на три года вперед.

И уже есть результат: если в прошлом году удельный вес специзделий в общем выпуске продукции у нас составил всего лишь 11 \%, то в первом полугодии 2013 года — более 30\%.

— Какие еще татарстанские предприятия «оборонки» вошли в ФЦП?

— Серьезные инвестиции будут вложены в Казанский завод точного машиностроения, Научно-исследовательский институт химических продуктов и Казанский государственный казенный пороховой завод. Но самый большой объем финансирования определен заводу имени Серго.

— В июле этого года Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу инициировали внезапную проверку войск Восточного военного округа. И остались недовольны ее итогами. Глава Минобороны прямо сказал: «Стреляем пока плохо и мало, в иностранных армиях стреляют в разы больше». К тому же, по мнению руководства страны, некоторые виды вооружений устарели.

— Согласен с этим. В соответствии с ФЦП мы реализуем крупномасштабный проект по реконструкции и техническому перевооружению производства военного назначения, где будет применено оборудование пятого и шестого технологических укладов. Проект оценивается в более чем три миллиарда рублей, средства отпущены в основном из федерального бюджета. Будем выпускать новые виды специзделий.

Согласно ФЦП работы по созданию новой производственной площадки должны завершиться в 2017 году. Но мы вышли с предложением в Минпромторг России и госкорпорацию «Ростех»: в целях эффективного использования бюджетных средств закончить проект на два года раньше, в результате будет создан Центр специального машиностроения. Перед нашими инженерами ставим амбициозную задачу — поднимать военную науку.

— Радик Шавкятович, вы неоднократно критиковали естественные монополии за необоснованные повышения цен на их услуги. Считаете ли вы, что нужно административным путем обязать те же Российские железные дороги снизить стоимость грузоперевозок?

— Безусловно. Одна из проблем российской экономики — это рост тарифов естественных монополий. Только за 2008−2012 годы тарифы на их услуги подскочили на 70 \%! Такие темпы роста недопустимы. Провели реформу энергетики для того, чтобы создать в этой сфере конкурентную среду с целью снижения тарифов. Но снижения не произошло — только рост. Одним словом, промышленность, особенно машиностроение, за динамикой цен на энергоресурсы и услуги не поспевает. Итог — снижение конкурентоспособности отечественных товаров, а это реальные риски для всей нашей экономики.

А расценки на услуги Российских железных дорог просто убивают. Представьте себе, рост тарифов на грузоперевозки в первом полугодии текущего года к аналогичном периоду прошлого года составил 139 \%! Если раньше промышленники платили только по железнодорожному тарифу, то сейчас — еще и за аренду вагонов. Главное — качество услуг абсолютно не улучшилось. Со станции Юдино, которая под боком у Зеленодольска, по двое-трое суток ждем вагоны, чтобы отгрузить продукцию, в том числе специального назначения. Все производители страдают, это сдерживает экспортный потенциал не только отдельно взятого предприятия, но и всей страны.

В общем, реформирование РЖД заключается только в повышении тарифов и усложнении системы управления в самой компании.

Ситуация с естественными монополиями очень тревожная. И абсолютно правильно Владимир Путин вмешался в процедуру их реформирования. Государство должно оптимизировать тарифы отечественных монополий, иначе российские промышленники потеряют рынки, объемы производства упадут. Допустим, в Китае рост промышленного производства на семь \% считается трагедией, а в России — за счастье.

Если бы руководство страны не вмешалось в эту процедуру, кризиса в экономике было бы не миновать. Ведь производство — это та сфера, где достигается максимальная добавленная стоимость и, как следствие, увеличивается валовой внутренний продукт.

СПРАВКА

На сегодня в состав оборонно-промышленного комплекса России входят 1,3 тысячи организаций, в которых работают около двух миллионов человек. В Татарстане — 13 крупных и средних предприятий, 20 НИИ и КБ, входящих в ОПК и функционирующих в сфере производства боеприпасов, спецхимии, авиастроения, судостроения, систем управления и обычного вооружения. Общая численность занятых — более 43 тысяч человек.

На реализацию федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период до 2020 года» предусмотрено свыше 23 трлн рублей, из них 20 трлн — на госзаказ и более трех триллионов — на модернизацию предприятий. В 2013—2015 годах темп развития отрасли прогнозируется на уровне 10\%, что существенно выше показателей в ряде других отраслей экономики. Рост производительности труда уже в этом году должен составить около 20 \%, а к 2020 году по отношению к 2007-му увеличиться в пять раз.

Источник: «Республика Татарстан»

Автор: Ирина ДЕМИНА

Новости
06 Мая 2024, 19:48

Таможня выявила 243 нарушения в казанском аэропорту За январь-апрель 2024 года

Из них 53 факта незаконного перемещения наличных денежных средств.

В период с января по апрель 2024 года таможенную границу в международном аэропорту Казани пересекли около 400 тыс. авиапассажиров. За это время таможенники обнаружили 243 нарушения, из которых 53 случая касались незаконного перемещения наличных денежных средств. Об этом пишет «Татар-информ» со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Таможенники зафиксировали три случая перемещения служебного и гражданского оружия, а также один случай перемещения видов дикой флоры и фауны, которые подпадают под действие Конвенции. Кроме того, сотрудники ведомства обнаружили 18 случаев незаконного ввоза товаров для личного пользования, 26 случаев касались товаров, которые подпадают под действующие запреты и ограничения, например, продукты питания, попадающие под ветеринарный контроль. Также были пресечены 66 случаев превышения норм ввоза табачных изделий и 76 случаев превышения норм ввоза алкогольной продукции.

Ранее TatCenter писал, что в 2023 году таможенные службы Татарстана предотвратили незаконное перемещение 25 млн рублей в наличной валюте со стороны авиапассажиров.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: