Анализ эффективности реализации государственных программ в Татарстане в 2015 году показал, что из 29 программ 16 реализованы с высоким уровнем эффективности. К их числу относятся, к примеру, программы по развитию здравоохранения, юстиции, транспорта. На «тройку» (выполнено 80−95% показателей) реализованы программы по сельском хозяйству, борьбе с преступностью, культуре (всего — девять). Неэффективными признали 4 программы — по развитию рынка газомоторного топлива, туризма, управлению талантами и энергосбережению.
В 2015 году доля расходов бюджета Татарстана на реализацию госпрограмм составила 89%. Это 238 млрд рублей, 61% из которых — средства бюджета РТ, 17,6% — пришли из федерального бюджета, 20,4% — из внебюджетных источников.
Анализ эффективности программ РТ в 2016 году представят в первой половине 2017 года, но уже сейчас известно, что доля программных расходов выросла с 89% до 96%, а объем финансирования увеличился на 11 млрд рублей.
На начало 2017 года в Татарстане насчитывалось уже 32 госпрограммы, на которые в минувшем году израсходовали 249,2 млрд рублей. Основной источник их финансирования — 187,9 млрд рублей или 75,4% — бюджет Татарстана.
«Достижение целей и показателей результативности не всегда рассматривается в качестве критерия для принятия решения по финансированию целевых программ. Ряд госпрограмм финансируется не по целевому принципу, а за счет текущего финансирования в рамках реализации полномочий министерств и ведомств республики», — говорится в докладе премьер-министра РТ Ильдара Халикова о работе в правительства в 2016 году, который будет представлен в Госсовете РТ 21 марта.
Накануне вопрос эффективности реализации госпрограмм обсуждался в правительстве РФ. Федеральные целевые программы (ФЦП) в стране в 2016 году были исполнены на уровне 93,9%, их эффективность осталась такой же, как и годом ранее, рассказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По его словам, всего на реализацию 38 целевых программ в открытой части бюджета направлено почти 900 млрд рублей, половину их которых составили капитальные вложения, еще более 150 млрд инвестированы в научные исследования и разработки.
«Помимо федеральных средств для выполнения программ привлекаются средства регионов и организаций. В прошлом году это примерно 700 млрд рублей, что неплохо, хотя несколько меньше плана», — отметил премьер.
При этом в российском правительстве из 38 целевых программ высокоэффективными признали только четыре. Как пишет Коммерсант, ими стали «Уничтожение запасов химоружия», «Русский язык», «Повышение безопасности дорожного движения» и «Развитие транспортной системы России».
Эффективность 15 программ признали «выше среднего», реализацию еще 17 программ — удовлетворительной, недостаточно эффективной — двух ФЦП («Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома „Восточный“» и ФЦП «Охрана озера Байкал»).
Также на заседании рассмотрели реализацию ФАИП — федеральной адресной инвестиционной программы, предусматривающей строительство и реконструкцию 1,5 тыс. объектов. В 2016 году на нее было направлено 770 млрд рублей.
«В целом показатели ввода в эксплуатацию построенных объектов чуть лучше предыдущего периода, однако проблем здесь тоже хватает», — заявил Медведев, обратив внимание главных распорядителей бюджетных средств на необходимость более тщательного планирования инвестиций и своевременное утверждение проектной документации.
Добавим, что минфин и минэкономразвития в настоящее время проводят масштабную проверку ФЦП, по ее итогам от части госпрограмм могут отказаться. Но еще в октябре прошлого года глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, выступая в Госдуме, отмечала низкую эффективность ФЦП.
«Цели многих программ, к сожалению, продолжают оставаться неконкретными, содержат нечеткие формулировки, недостаточно согласованы их цели и задачи. Значения отдельных показателей программ на период реализации неизменны или имеют слабовыраженную динамику изменений, не учитывают необходимость реализации всех показателей указов президента, а также стратегических программ, которые приняты», — говорила Голикова.
По оценкам ее ведомства, средний уровень эффективности имеют 13 госпрограмм из 38, низкий — 7, а 18 не подлежат оценке. Интересно, но, по словам Голиковой, оценке не подлежат в том числе и те программы, которые признаны правительством эффективными. Среди нарушений Голикова отмечала отход от правил предоставления субсидий и критериев отбора регионов для участия в ФЦП, отсутствие контроля со стороны распорядителя средств.
«Данные свидетельствуют о недостаточном качестве работы по планированию показателей и, самое главное, отбору приоритетов, управлению ресурсами, неготовности к работе, связанной с проектным планированием», — сделала вывод Голикова.
О проблемах при реализации госпрограмм глава Счетной палаты недавно докладывала и президенту РФ Владимиру Путину. «Имеют место случаи, когда средства бюджета перечисляются без наличия проектно-сметной документации, без отвода земельных участков», — сообщила она президенту. По ее словам, деньги уходят из казны и дальше используются уже либо по известной схеме — путём размещения на депозитных счетах, или бывают случаи, когда в принципе они используются на другие цели.
Бюджет-2016 состоял из 40 госпрограмм. На них потратили 8,2 трлн рублей Это 62% расходов федеральной казны.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: