Целью программы «Развитие обрабатывающих отраслей промышленности РТ на 2016−2020 гг.» является создание условий для развития промышленности, конкурентоспособной в глобальном масштабе, обладающей долгосрочным потенциалом динамического роста и обеспечивающей реализацию стратегических приоритетов республики.
Цели планируется достичь стимулированием технического перевооружения предприятий, инновационных технологий, бережливого производства, экспорта и кооперацией с крупными российскими и зарубежными компаниями.
Ожидаемый результат программы в 2020 году — рост промпроизводства на 20,8% по отношению к 2015 году, непосредственно в обрабатывающей промышленности — на 29,6%. Также рост ожидается и в плане доли обрабатывающих производств в структуре промышленности РТ до 72,8%.
В программе также указаны и точки роста.
Так, в химической промышленности, и, в частности, на НКНХ, ими могут стать наращение мощности изопрена и изопренового каучука, строительство производств ДССК, полиолефинов и нового олефинового комплекса; на КЗСК-Силикон — строительство производств метилхлорсиланов и пирогенного диоксида кремния; на Каматех — создание производства малеинового ангидрида.
Также новые производства планируют открыть и резиденты ОЭЗ «Алабуга» — «Амитек», «Уоллсейвинг», «Дизайн-Рус» и другие предприятия Татарстана.
В самой проблемной области сейчас — в машиностроении — также существуют инвестиционные проекты. У того же КАМАЗа — беспилотный грузовик, «Электробус», а ЕлАЗ планирует к 2018 году нарастить объемы за счет нового производства агрегатов для наклонного бурения и увеличения поставок для РЖД. Это всего два предприятия, в программе указаны перспективы развития еще для 18 предприятий машиностроительного комплекса.
В легкой промышленности основные приоритетные направления связаны с реструктуризацией предприятий и интеграцией с нефтехимическим комплексом.
«Состояние экономики РТ характеризуется наличием ряда проблем. Среди них стоит отметить высокую степень износа основных производственных фондов, недостаток собственных финансовых ресурсов предприятий и высокую стоимость заемных средств для реализации проектов по организации новых и модернизации существующих производств, ограниченные возможности платежеспособного спроса на внутреннем рынке, применение морально устаревших технологий, и, как следствие, низкую конкурентоспособность производимой продукции», — указано в программе.
В числе проблем авторы программы упоминают динамику курса рубля, усиление требований к национальной конкурентоспособности, недостаточное внедрение инноваций и повышенный импорт.
«Это во многом обусловлено отсутствием мотивации предприятий на повышение эффективности работы за счет разработки и внедрения инноваций и недостатком специалистов в сфере управлениям ими», — поясняют разработчики.
В качестве решений они называют повышение эффективности управления, реструктуризацию предприятий и расширение рынков, а также внедрение бережливого производства, подготовку кадров и обеспечение социальной направленности.
Общий объем финансирования программы составляет почти четыре миллиарда рублей (730−830 млн в год), республиканские вливания из которых — всего 500 млн. Из федерального бюджета планируется привлечь 1,15 млрд рублей, еще 2,3 млрд руб. — из внебюджетных источников.
Деньги пойдут на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам и займам для реализации конкурентоспособной продукции (1,295 млрд), на компенсацию затрат по модернизации и технологическому вооружению (1,365 млрд), на содействие НИОКР (441 млн), внедрение «бережливого производства» (348 млн) и стимулирование повышения эффективности (477 млн).
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: