Почти 60% предпринимателей в Татарстане считают, что в 2015 году интенсивность конкурентной борьбы в республике выросла: 45% респондентов отметили ее увеличение, еще 12% — «существенное» увеличение. Об этом свидетельствуют данные ежегодного доклада о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Татарстана, подготовленного минэкономики РТ.
Интересно, что 37% предпринимателей не почувствовали изменений, еще 10% — считают, что интенсивность конкурентной борьбы в республике за последний год снизилась.
Если смотреть на рынок в количественном выражении, то число экономически активных субъектов МСП в Татарстане неуклонно снижается. Если в 2011 году в республике работало 163,3 тыс. предпринимателей из числа МСБ, то к началу 2015 года их осталось 137,8 тыс. Больше всего поредели ряды индивидуальных предпринимателей — из 116,8 тыс. человек в 2011 году к 2015 их осталось 88,5 тыс.
В 2015 году татарстанцы продолжили уходить из бизнеса. Если сравнивать данные за три квартала 2015 года с АППГ, то микропредприятий в республике стало меньше почти на одну тысячу, число средних предприятий сократилось на три единицы, а ИП — на 856. В докладе минэкономики РТ снижение названо «незначительным», а объясняется оно «общей экономической ситуацией».
Предприниматели, опрошенные порталом TatCenter.ru, интенсивность конкурентной борьбы в Татарстане оценили разнопланово. Одни считают, что места на рынке хватит всем, другие говорят, что ситуация в зависимости от сегмента бизнеса очень отличается.
«За последний год количество отелей в РТ увеличилось. Это напрямую откладывает отпечатки на финансовые модели и ожидания на предприятия и инвесторов, которые входят в гостиничный бизнес. Несмотря на кризис, конкуренция в гостиничной отрасли живая, здоровая. Отельеры, в целом, друг друга знают, и как бы это не казалось странным, все несколько сотен отелей тесно друг с другом взаимодействуют», — рассказал корреспонденту TatCenter.ru предприниматель-отельер Айрат Сунгатуллин.
По словам Сунгатуллина, развиваться помогает «очень правильная политика» республики, направленная на достижение предприятиями отрасли главного критерия — рост туррынка. Татарстан ежегодно привлекает огромное количество инвесторов и туристов, что положительно сказывается на развитии сети отелей и хостелов.
«Впереди Кубок нации и Чемпионат мира по футболу. В нашей сфере нет смысла ставить друг другу подножки, когда у каждого есть возможность развиваться в одинаковых условиях», — говорит Сунгатуллин.
Свое «место под солнцем» находят и предприятия смежных с туризмом отраслей. Предприниматель мексикано-китайского ресторана фастфуда «Джек и Чанг» Раиль Шакуров рассказал, что не побоялся в кризис выйти на конкурентный рынок и предложить избалованным казанцам экзотическую кухню. Между тем, Шакуров признается: в начале пути приходилось тяжело, однако связано это, как полагает предприниматель, скорее с гастрономическими предпочтениями жителей столицы.
«Люди боялись пробовать новое. В Татарстане существует множество альтернатив фастфуда, но люди почему-то отдают предпочтение западному. Только в последнее время казанцы стали активнее знакомиться с мексиканской и китайской кухней», — рассказал Шакуров, добавив, что, несмотря на то, что его бизнес находится «в тяжелой конкурирующей среде», мысль о расширении его посещала не раз.
Конкурентная среда заставляет во всех смыслах двигаться и компании из сегмента таксомоторных перевозок. Как рассказывае
т директор компании корпоративного такси «Прогресс» Александр Алексеев, на рынке корпоративного такси конкуренция в РТ очень слабая, а вот в рознице, среди диспетчерских служб — крайне высокая.
Чтобы предприятие было конкурентоспособным в Татарстане, предпринимателям приходится демпинговать и снижать цены на товары и услуги, чтобы привлечь клиентов. В этом признались 62% опрошенных минэкономики РТ респондентов. Еще 66% респондентов указали на то, что их компании стали больше рекламировать свои товары и услуги, 62% компаний — увеличили объем производимой продукции, а 56% респондентов отметили, что им в течение последнего года пришлось расширять ассортимент производимой продукции.
Мария Андреева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: