Новости
26 Сентября 2014, 09:00

Михаил Казиник: «Моя задача — выхватить из толпы как можно большее количество людей»

В начале октября Казань с выступлениями посетит известный культуролог Михаил Казиник. Будучи музыкантом, он выбрал необычное амплуа: человека, говорящего о музыке, причем говорящего так, что каждая беседа превращается в произведение искусства. Михаил Казиник не любит, когда его называют «популяризатором», и определяет свою задачу как духовную настройку человека. [ИНТЕРВЬЮ]

Беседовала Нина Максимова

— Михаил Семенович, на вашем персональном сайте тезис: «Музыка — это великий договор с Творцом». Договор о чем?

— О том, что, сколько бы человечество ни творило ужасов, мерзостей, несправедливостей, войн, всегда будут гениальные композиторы, которые защитят это неразумное человечество перед Вселенной, Музыкой сфер, Гармонией Божественного мира. Они должны постоянно воспевать Структуру и Совершенство, Красоту и Логику.

Нам повезло с нашим Богом — он у нас меломан.

И каждое произведение Баха или Моцарта, Бетховена или Гайдна, Чайковского или Шопена — не что иное, как выражение подлинного человечества. А значит, совершенство Божественного замысла.

СПРАВКА

Михаил Семёнович Казиник — российско-шведский скрипач, профессор Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, эксперт Нобелевского концерта, автор и ведущий музыкальных программ на радио «Орфей» и «Серебряный дождь». На российском канале ТВЦ выходит цикл его передач под названием «Ad libitum, или В свободном полете». Концерты, мастер-классы и лекции этого деятеля культуры проходят как во многих городах России, так и за рубежом.

— Вы определяете своей задачей настраивание человека на восприятие великих произведений искусства. Настроить можно любого человека?

— Думаю, что процент людей, которых я не смогу настроить на восприятие классической музыки, не выше, чем процент дальтоников, т. е. людей с той или иной степенью цветовой слепоты. Эти люди никогда не оценят красоту живописных полотен импрессионистов, фовистов, не почувствуют колорита романтиков, художников Ренессанса в силу природной особенности. По данным врачей, к дальтоникам относится 2−8% мужчин и 0,2% женщин. Людей, которые не услышат невероятной красоты великих музыкальных вибраций, не больше. Я называю их совсем не научным термином «музыкальные дальтоники».

— Неспособность многих воспринимать искусство без специальной настройки была всегда, или это примета нашего времени?

— В течение столетий великая музыка принадлежала тем, кого в разные времена называли то людьми с «голубой кровью», то классом рабовладельцев, то патрициями, то господами.

У рабов, крепостных, плебса, «простого» люда всегда были свои песни-танцы, удовлетворявшие их уровень потребностей. И никто не собирался «открывать» для них глубины Высокого искусства. Для их работ не нужно было глубоко уходить в структуры бытия, философии утончённого мышления.

Я глубоко убеждён, что качество восприятия глубокого и великого не связано накрепко с происхождением.

И, поскольку я в этом уверен, то моя задача — встретить как можно большее количество людей и дать им ШАНС услышать. У меня нет большой масс-медийной поддержки, поскольку любой системе во все времена было удобнее иметь миллионы, как я их называю, «послушных попсовиков», чем глубоко и всесторонне чувствующих Личностей. А в первоначальной природе человека лежит потребность быть Личностью. И здесь интересы системы не совпадают с природными интересами каждого. И Личность покоряется системе. Кроме тех, у кого был Шанс. Например, родители, чья генетическая память из прошлого не сломана, или учителя, чья задача идёт вразрез с требованиями Системы. Или круг общения, где культивируются не попсовые, а высокие ценности.

Моя задача — выхватить из толпы как можно большее количество людей, для которых откроется невиданная глубина Культуры и её высшего проявления — Музыки Гениев.

— Когда вы выходите на сцену в роли исполнителя музыкального произведения, вы изучаете аудиторию, прислушиваетесь к ней? Каких реакций вы ждете от зрителей и слушателей, что вас огорчает?

— Среди большого количества моих поклонников в разных странах уже редко попадаются полные отрицатели ценностей, которые я предлагаю. За многие годы мне удалось сформировать большой отряд людей, которые ловят каждое слово, каждый звук. Которые глубоко и тонко реагируют на музыку стиха, гармонию мысли. Но каждый раз, выходя на сцену, я пытаюсь прочувствовать энергию зала, страны, города. Я жду потрясения. Я не хочу, чтобы мои слушатели разошлись после концерта и полностью вернулись к своим обычным делам, начисто забыв это состояние — контакта с Высшими силами Гениев музыки.

— В вашей биографии сказано, что вы начали лекторскую деятельность в 15 лет. Вы помните, почему тогда возникла такая потребность?

— Прекрасно помню. Я жил в доброй, интеллигентной семье. А мой сосед Витька не вылезал из детских тюрем. У него папа был алкоголиком, всё пропивал, бил жену и детей. Витька убегал из дома, пил, воровал, попадался, и… опять в колонию. Но я твёрдо знал — Витька не виноват. Виноват его отец, обстановка, в которой было невозможно находиться. Его мама, чтобы выжить, чтобы прокормить детей, обстирывала весь район. Получала за выстиранное бельё от каждого по 30 копеек. В их квартире была высочайшая влажность от испарения воды в корыте, от сохнущего белья, запах очередного грязного белья.

И я решил пойти в детские колонии, в детские тюрьмы и предложить выступать перед детьми с рассказами о музыке Моцарта и Чайковского. Получилось!!! После каждого выступления, после музыки колонисты и арестанты обступали меня и долго не хотели расходиться. Всю историю и приключения с Витькой я описал в последней главе первого тома моей книги «Тайны гениев». Прочитайте её!

— Как вы готовитесь к концертам? Нужен ли особый психологический настрой? Ваш внешний облик: костюм, прическа — вы придаете этому значение?

— Однажды перед выступлением в большом концертном зале я увидел, что забыл мои концертные туфли. На мне фрак и… старые стоптанные башмаки. Я выскочил на сцену и по пути начал говорить ТАК, чтобы ни у кого не было времени посмотреть вниз. И удалось!

А вообще, все эти годы я — во фраке. Не изменяю давнему символу одежды Маэстро. За пределами сцены я совершенно равнодушен к маркам, фирмам, престижности.

— Ваша скрипка: познакомьте нас с этим инструментом. Какой мастер ее сделал? Как давно вы на ней играете?

— Эта скрипка совсем «девчонка». Ей только 56 лет. Её сделал замечательный итальянский мастер Бруно Барбиери. Я её очень люблю и не поменяю ни на какую другую. Когда-то она принадлежала первой скрипке Пражской национальной оперы.

— Бывали в вашей жизни периоды, когда вы НЕ слушали музыку?

— Не было. Не слушал другую музыку только тогда, когда сам играл.

— Вы слушаете музыку дома, в машине?

-И там, и там. Дорога с симфонией Брамса или фортепианным концертом Бетховена совсем другая, чем без них. С музыкой понимаешь скрытые смыслы каждого дерева, каждого дома.

— Во время выступлений вы говорите о гениальных произведениях, ими иллюстрируете свои тезисы, а исполнением вызываете настоящий катарсис у слушателей. Но, возможно, придя домой, человек берет диск классической музыки, слушает, и ничего не чувствует: музыка не трогает, а значит, на следующий день в машине он снова будет слушать попсу. Что вы можете посоветовать: как человеку ориентироваться в море классических произведений? Как отыскать среди них именно те, которые жизненно необходимо послушать самому и включить детям?

— Есть такие, которые будут слушать попсу, а есть и те, кто УЖЕ не сможет. После первой же встречи.

«Попса» — это не приговор. Музыка — это принадлежность. Человек сам для себя выбирает круг и уровень общения. Нужно учиться слушать, формировать свой музыкальный вкус осознанно.

Если мой «взрыв» не подействовал… что ж, вернёмся к проценту дальтоников на Земле. (напомню, 2−8% мужчины, 0,2% женщины).

— Если можно, несколько слов о вашем детстве: как в вашу жизнь вошла музыку? Как и в каком возрасте вы стали слушателем, и почему решили стать музыкантом?

— Вокруг меня в городе с традициями старой русской интеллигенции всё жило музыкой. И ещё театром, живописью. И ещё — прекрасной русской речью. Так сложилось в Витебске исторически. Было время в детстве, когда я думал, что если какой-то знакомый не играет на скрипке или рояле, то это потому, что он уже художник или поэт. Мама и папа сделали всё, чтобы я жил в атмосфере Творчества.

Дети часто попадают в музыкальную школу, потому что туда приводят родители. Талантливых педагогов не так уж много, и ребенок идет на урок без желания, иногда даже со слезами. Правильно ли это: вести на занятия «через не хочу»?

— Ох, беда… Я столько писем получаю ежедневно о том, что когда-то музыкальная школа навсегда отбила желание заним
аться музыкой. И вопрос, «…можно ли теперь, когда мне 30, 40, 50, 60 (!) вновь заиграть». Стали слушать сотни моих радиовыступлений, фильмов, читать мои книги, и… по-настоящему захотели.

Насчёт ребёнка… если по-настоящему талантлив, одарён (а такой дар нельзя отбросить — грех!!!) — значит, нужно! И «через не хочу». Если одарён — поймёт предназначение. Но, опять же, педагог… Здесь уже проблема. Подлинных педагогов намного меньше, чем хотелось. Важное условие: ребёнок должен полюбить педагога, желать встречи с ним. Если нет, ищите другого. Шведы называют любовь совпадающей химией. Если не совпадает — берите ребёнка и… бегом от него. Ищите химию!

Михаил Семенович, вы можете дать универсальные советы учителям музыки: что они должны помнить всегда? Есть ли какие-то запреты для них? И наоборот, правила.

— Главный: музыка, как и всё великое искусство — это радостная игра. Не превращайте игру в бухгалтерский отчёт и скучную обязанность. Дайте ребёнку мои программы «Орфея», такие, например, как «Догонялки для пальцев, или этюды с удовольствием», и я клянусь, что дети побегут немедленно играть этюды Черни.

— Можно ли и нужно ли водить ребенка на взрослые концерты классической музыки? Что делать с детьми, которые там скучают?

— Это индивидуально (возраст, склад характера). На вечерние лучше не водить (до 13−15 лет). Иногда достаточно одного такого концерта, где ребёнок будет скучать, и вы можете потерять его тягу навсегда. Очень важна программа концерта.

— На ваш взгляд, существует разница в восприятии музыки мужчиной и женщиной?

— В большинстве своём женщины глубже слышат музыку. Ведь у них предназначение — сохранить Цивилизацию.

— Почему тогда большинство композиторов — мужчины?

— Так сложилось исторически. Сейчас, в период эмансипации, всё больше композиторов женщин. Софья Губайдуллина, Лера Ауэрбах, Алла Эллана Коэн, Маргарита Зелёная.

— Культурологические теории констатируют зависимость гениального творчества от серьезных недугов или ударов судьбы, которые приходится пережить творцу. О том же речь и в ваших лекциях (эффект Моцарта, эффект Бетховена). Хочу уточнить, это обязательная закономерность? Может ли писать гениальную музыку благополучный человек?

— Почти нет. Моя теория «поцелуя — удара» действует.

Задача Гения — преодолеть земную глупость, одиночество, болезни, непонимание и… воспарить над миром.

— Вы определили главной задачей нового тысячелетия найти единую теорию культуры. Речь идет о личном поиске, который должен совершить каждый, или кто-то может сделать это за всех и для всех? Как вы лично решаете эту задачу?

— Я понял, что существует единое поле культуры, довольно поздно. Сам не успею. По моим следам должны пойти те, кто поймут и найдут. Я постараюсь оставить как можно больше информации, идей, парадоксов. И книги, и радиопрограммы, и фильмы, и диски.

— У вас сейчас есть ученики?

Прежде всего, немузыканты. Ибо музыка в цеховом смысле умирает. В концертных залах на дорогих местах сидят седые состоятельные и состоявшиеся люди. Музыка — это вершина пирамиды. Путь к вершине лежит по склонам. Именно поэтому я создал свою школу. Она-то уж точно не умрёт. Уверен! Хотя и много крови попортят, даже при очевидности того, что моя школа ассоциативного, комплексно-волнового мышления — явное спасение.

— Вы сформулировали эффект Моцарта: страх смерти побежден гармонией. Чего боитесь вы?

— Умереть весь.

— Вы ощущаете себя свободным человеком?

— Абсолютно! Во все времена. И благодарю небо за это каждое утро!

— Есть вещи, явления, личные привычки, которые вам мешают?

— Нужно уйти от политики и не сокращать себе жизнь. И как-то бросить курить.

— Вы следите за развитием украинского кризиса, войны — по-разному называют эту ситуацию, которая развивается на наших глазах? Почему музы молчат, когда они так нужны людям?

— Музы не молчат, они кричат, поют, плачут, протестуют. Но они… далеко. Их не слышно. У них нет микрофона, усилителя, нет доступа. Только сейчас мыслящи
е люди понимают, как страшен был ГУЛАГ и каковы его последствия для генофонда.

— Чему будут посвящены ваши выступления в Казани?

— Господи! У меня в Казани маленький зал (кажется, 500 мест) и всего два разных концерта. Я попробую этим людям сказать самое важное. Может быть, они разнесут это ещё одной тысяче… И пойдёт, и пойдёт. Только ждать долго. Результата…

СПРАВКА

В Казани Михаил Казиник выступит впервые. Он представит две программы. На концерте «Это причудливое барокко» можно будет услышать «величайший антидепрессант» — музыку барокко. У аудитории программы «Разумные классики и безумные романтики» будет возможность вместе с автором поразмышлять о двух способах постижения мира — через Разум и через Чувства и, возможно, найти ответ на вопрос «Что спасёт Мир» — Мысли или Любовь? В концертах принимают участие: Борис Казиник, скрипка (Швеция), Вячеслав Зубков, фортепьяно.

Также запланированы бесплатные мастер-классы для педагогов музыкальных школ и встречи Михаила Казиника со всеми неравнодушными к его творчеству.

Портал TatCenter.ru является информационным партнером выступлений Михаила Казиника в Казани.

Что нового в мае 2024  10:17

Новости
27 Апреля 2024, 19:42

За выезд на красный в Казани оштрафовали более 200 водителей Во время рейда с 11 по 25 апреля

Еще 935 водителей — за нарушение требований дорожного знака «Стоп-линия».

С 11 по 25 апреля 2024 года в Казани проходило профилактическое мероприятие «Светофор», целью которого было предупреждение нарушений правил проезда на красный свет со стороны водителей. Об этом сообщила Алия Валиева, представитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Управления МВД России по Казани.

В ходе оперативно-профилактического мероприятия с 11 по 25 апреля к ответственности привлекли 204 водителя за проезд на красный свет и 935 водителей за нарушение требований знака «Стоп-линия».

Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: