Остыв от знойного казанского солнца, накануне в местном офисе «Яндекса» Дмитрий Соколов-Митрич делился историей создания биографии крупнейшего российского поисковика и IT-индустрии в стране в целом. Книга дебютировала 5 июня в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», её успели распродать тиражом 10 тысяч экземпляров. Вскоре выйдет второй тираж, а за ним стартует рекламная кампания в самом «Яндексе».
Задумка книги родилась в 2011 году, когда компания объявила о планах IPO. Первый год автору приходилось выискивать инвесторов и знакомых Ильи Сегаловича и Аркадия Воложа, основателей поисковика. Всё это он делал, не отрываясь от работы в редакции журнала. Но как только он отправил первые главы в компанию, абсолютно не надеясь на отклик, «Яндекс» решил продолжать работу вместе.
Как говорит Соколов-Митрич, уйма временем ушла на то, чтобы убедить «Яндекс» в том, что ничего плохого в создании книги нет. Самим руководителям уже надоело рассказывать об одном и том же всем журналистам. Зато теперь, когда в очередной раз будут спрашивать об истории компании, можно смело ссылаться на «Яндекс.Книгу».
«Идея не в том, чтобы прославить компанию „Яндекс“, а в том, чтобы сделать книгу об истории IT-бизнеса в России, как он может изменить страну, человечество», — уверяет журналист.
В связи с этим автор постарался взять интервью у представителей и других известных отечественных компаний, в том числе, Дмитрия Мариничева из RadiusGroup и Сергея Белоусова, директора Parallels и основателя Acronis. Они попадают в рубрику «Яндекс.Люди», хотя в книге также можно найти «новости», «время» и иные частички истории.
«Я даже не знал, что означает писать код», — вспоминает себя автор до написания книги. — Для меня было откровением, что в России столько успехов в IT-сфере, в том числе, огромная доля рынка у отечественного поисковика. После написания книги я стал оптимистом. Сейчас мне гораздо легче живётся".
Главным драматическим моментом произведения автор считает те неправильные вещи, которые совершали люди наперекор эпохе. Когда все воровали программное обеспечение, они зачем-то купили легальную версию словаря. Когда все компании продавали контрольные пакеты акций, и по стране прокатился пузырь доткомов, «Яндекс» крепко стоял на ногах. В том числе и потому, что сохранял традиции советской инженерной культуры.
Историю 2008 года и поиск дружественного инвестора Дмитрий Соколов-Митрич черпает из воспоминаний собеседников:
«Была долгая возня. Если „Яндекс“ купят, они понимали, что компания погибнет. Это капризный цветок, который может расти только в руках тех, у кого вырос».
Автор хотел сделать доступную для широкого круга лиц книгу, — видимо, поэтому её первым читателем стал 10-летний мальчик, которому перед сном прочитали первую главу, а он попросил вторую. Остаётся надеяться, что мальчику не достался вариант книги, разделённый на «мафиозные» главы: «Формирование умысла», «Поиск сообщников», «Раздел сфер влияния» и другие. Такая структура не дошла до конечного читателя.
Как создать эффективную организацию в России? Книг написано немало, но одна из них теперь посвящена «Яндексу». Возможно, это как раз пример для ответа на непростой вопрос.
Станислав Романов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: