Согласно отчету за первый квартал по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), группа компаний «Татнефть» увеличила выручку по сравнению с таким же периодом 2013 года на 9,6%, до 116,74 млрд рублей. Тем временем прибыль нефтяной группы выросла еще внушительнее — на 42% и составила 24,4 млрд руб.
Два основных внешних параметра, от которых зависит работа татарстанской нефтяной компании, сыграли ей на руку.
1) Экспортная цена на нефть. Как видим, последние 4 года цены на нефть устойчиво находятся на очень высоком уровне, превышающим сложившиеся цены до мирового финансового кризиса. Небольшое снижение (-4%) средней нефтяной цены в 1 квартале 2014 года по сравнению с прошлогодним периодом не оказало негативного эффекта, так как было компенсировано небольшой девальвацией.
2) Курс базовой валюты. Благодаря проведенной девальвации средний курс доллара в 1 квартале 2014 года был выше на 15%, чем в том же периоде прошлого года. Это с лихвой компенсировало небольшое снижение нефтяных цен и дало существенную прибавку к прибыльности экспортной деятельности.
ОАО «Татнефть» — это, в первую очередь, экспорториентированная компания, у которой доля поступлений из-за рубежа в выручке по данным 2013 года находилась на уровне 75%. Исходя из этого, правильнее было бы оценивать финансы компании, исходя из долларовых показателей. Это позволяет устранить «эффект девальвации» и оценивать компанию как глобального экономического игрока.
В новейшей истории Татнефти как вертикально интегрированной компании, можно выделить 3 важных этапа:
1) Жизнь до начала наличия собственной масштабной нефтепереработки. В этом режиме часть нефти перерабатывалась на НПЗ сторонних компаний. Собственно говоря, называть компанию вертикально-интегрированной было тогда нельзя.
2) Появление собственной первичной нефтепереработки — начало работы в декабре 2011 года установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-7 производительностью 7 млн тонн в год. Завод начал выпускать: котельное топливо, топливо печное бытовое, прямогонный бензин, вакуумный газойль, топливо технологическое экспортное, нафту висбрекинга, ШФЛУ, керосин технический, топливо маловязкое судовое, серу.
3) Ввод гидрокрекинга в эксплуатацию, что теоретически позволит ТАНЕКО выпускать 1,16 млн тонн дизельного топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5», 380 тыс. тонн авиационного керосина марки Jet, 600 тыс. тонн прямогонного бензина и гидроочищенного газойля. Но это при наличии 2,9 млн тонн вакуумного газойля, который относится к темным нефтепродуктам.
Пока установка работает примерно на одну треть от заявленных мощностей (перерабатывает около 1 млн вакуумного газойля в год — такова мощность существующей установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-7). Так что постройка второй ЭЛОУ-АВТ-7 не за горами.
Вторая очередь комплекса гидрокрекинга предполагает создание завода масел — на их производство будет направляться часть гидроочищенного газойля, производимого на установке гидрокрекинга. Производство планируется ввести в эксплуатацию к концу года.
Дополнительные положительные результаты от работы установки гидрокрекинга в полную мощь покажутся только во 2 квартале текущего года. АК «Транснефть» в конце марта начала прием от НПЗ «Танеко» в систему магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) дизельного топлива «Евро».
Именно поэтому показатели выручки 1 квартала 2014 года находятся почти на прошлогоднем уровне. И нет сомнений, что показатели по 2 кварталу 2014 года будут гораздо лучше.
ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» в 2014 году планирует принимать от «Танеко» до 20 тыс. тонн нефтепродукта в месяц для сдачи на внутренний рынок РФ: преимущественно на нефтебазы на территории Татарстана, а также на ЛПДС «Володарская» (Московская область), «Красный Бор» (Ленинградская область), Бавлинская НБ (Башкирия). В 2015 году планируемые объемы транспортировки на внутренний рынок в тех же направлениях возрастут до 30 тыс. тонн в месяц. В 2017 году «Танеко» планирует начать поставлять дизтопливо на экспорт — от этого НПЗ в систему МНПП в направлении порта Приморск ожидается прием топлива в объеме 120 тыс. тонн в месяц.
Чистая квартальная прибыль в долларах оказалась гораздо выше прошлогодней — на 25%.
Это объясняется не только заработавшим гидрокрекингом, но и тем, что удельные затраты на добываемую нефть формируются в рублях, а, значит, в результате девальвации они значительно снизились (на 7,6%).
Кроме того, из-за увеличения производства высокомаржинальных нефтепродуктов собственного производства внутренняя структура реализации значительно улучшилась при стабильной выручке.
Из таблицы наглядно видно, что при стабильном текущем уровне добычи именно прибавка по производству и реализации нефтепродуктов позволила не только преодолеть спад выручки на 1 млрд руб. от производства и продажи шин (из-за тяжелой ситуации на авторынке), но и улучшить конечный финансовый результат.
Альберт Бикбов
руководитель аналитического портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: