Новости
26 Января 2009, 06:00

Завод-универсал

ОАО «Нижнекамский механический завод», отметивший в декабре 2007 года 35-летие, обязан своим рождением интенсивному развитию в Татарстане новой отрасли индустрии — шинной промышленности.

Ее успешное развитие во многом зависит от надежности ремонтно-механической базы, поскольку шинное производство насыщено сложнейшим оборудованием. О создании такой базы в республике, ее задачах и перспективах рассказал исполнительный директор ОАО «Нижнекамский механический завод» Александр Макаров.

 — Александр Вадимович, немного об истории предприятия…

 — Еще на стадии проектирования в Нижнекамске крупнейшего для тех лет в Советском Союзе комплекса по производству шин объектом номер один значился прообраз нынешнего завода — блок механических производств. Во время его строительства временно организовали небольшой участок, возглавляемый М. Михайловым, где на четырех станках уже трудились специалисты.

Сам блок механических производств, руководить которым доверили Е. Журавлеву, вступил в строй 29 декабря 1972 года. Эта дата и стала днем основания нашего завода. Первым его директором назначили энергичного руководителя и талантливого организатора производства Ю. Косенкова, дело которого затем продолжил В. Ларионов, от которого эстафета перешла уже ко мне. В истории завода остались также имена первого начальника ремонтно-механического цеха Я. Кадырова, главного инженера завода А. Степанова, начальника планово-экономического отдела А. Карташова, слесаря механосборочных работ А. Новичкова, других специалистов.

Большую помощь молодому предприятию в решении многочисленных проблем, возникших на этапе развития нового производства, оказал родоначальник шинной промышленности республики Н. Зеленов, на протяжении четверти века возглавлявший «Нижнекамскшину». Николай Александрович справедливо считал, что развитие механического производства только поспособствует росту шинного.

Становлению нового предприятия содействовали также руководители республики, города и, конечно, сами квалифицированные заводские кадры, преданные делу люди. В 1973 году был изготовлен первый станок СПК-8, предназначенный для сборки легковых покрышек. Надежные и удобные в эксплуатации агрегаты этой марки до сих пор используются в шинном производстве.

 — Начиная с середины 1970-х «НМЗ» претерпел ряд реорганизаций…

—  Действительно, в 1975 году блок механических производств был преобразован в ремонтно-механический завод («РМЗ») «Нижнекамскшины». Это был период профессионального становления трудового коллектива, внедрения в производство новых технологических процессов — термообработки, гальванопокрытия, литья, без которых просто невозможно представить себе современное машиностроение.

В 1983 году «РМЗ» вывели из состава «Нижнекамскшины». На его базе организовали Нижнекамский механический завод («НМЗ»), производящий нестандартизированное оборудование и запасные части для шинной промышленности. С середины 1980-х наш завод входил в состав НПО «Прогресс». А в начале 90-х перешел под юрисдикцию Татарстана, что позволило ему обрести экономическую и хозяйственную самостоятельность. «НМЗ» выделили дополнительные средства, за счет которых удалось освоить новые технологические процессы, позволившие приступить к выпуску более сложных изделий. Соответственно увеличился и объем производства.

Предприятие стало выпускать практически весь ассортимент запчастей к импортному оборудованию, избавив от валютных расходов не только Нижнекамский, но и Московский, Воронежский, да и другие шинные заводы страны. В ноябре 2001 года мы зарегистрировались как ОАО «Нижнекамский механический завод». А в марте 2002 года, когда ОАО «Татнефть» приобрело полный пакет акций предприятия, «НМЗ» вошел в состав нефтяного холдинга на правах его структурного подразделения. Руководить им стала управляющая компания «Татнефть-Нефтехим».

 — Что изменилось с тех пор?

 — Многое, и в лучшую сторону. Сегодня основное направление деятельности предприятия связано с ремонтом технологического оборудования действующих мощностей ОАО «Нижнекамскшина». Для этого были объединены механическая и ремонтная службы шинного и механического заводов.

Располагая мощным станочным парком, квалифицированными кадрами, а также полным технологическим циклом производства, «НМЗ» производит сегодня самый широкий ассортимент машиностроительной продукции, в том числе и уникальной даже в масштабах России. Такой, например, как камеры резиносмешения для ряда предприятий резинотехнической промышленности. Мы же выполняем и капитальный ремон
т подобных камер.

В результате у «Нижнекамскшины», работающей с нами на одной промышленной площадке, практически не существует проблем ни с изготовлением, ни с ремонтом важнейшего и быстро изнашиваемого оборудования для подготовительных производств. Опыт наших специалистов широко востребован и при монтаже нового оборудования, поступающего на «Нижнекамскшину». На заводе грузовых шин, например, мы смонтировали для «двухмиллионника» 10 форматоров-вулканизаторов не только ярославского, но и тамбовского производства. Монтаж линии раскроя металлокордов на заводе массовых шин — также дело рук наших профессионалов.

 — Нижнекамский механический завод работает не только для нефтехимических предприятий «Татнефти»?

 — Конечно. Широкая номенклатура запчастей, узлов и деталей с маркой «НМЗ» поставляется на шинные заводы Омска, Кирова, Ярославля, Екатеринбурга, Барнаула. Впрочем, заказы у нас охотно размещают и предприятия, не связанные с нефтехимией. Причем расположены они не только в Нижнекамске, но и в других районах республики. Для агропромышленного комплекса, например, мы изготавливаем плуги и запасные части к сельхозмашинам.

Да и вообще заводские умельцы делают все — от парковых скамеек, ограждений и комплектов уличного освещения с элементами художественного литья до куполов церквей и минаретов мечетей. Расширение сферы деятельности увеличивает загрузку производственных мощностей, является неплохим подспорьем для улучшения финансового положения предприятия. Позитивно отражается на показателях. Так, в 2007 году мы существенно перевыполнили план по выпуску товарной продукции. Значительно нарастили объемы производства по сравнению с 2006 годом. Причем численность работающих за это время сократилась чуть ли не на 20%.

 — Как решается на предприятии проблема обновления основных производственных фондов?

 — В рамках инвестиционной программы, реализуемой за счет средств на амортизацию оборудования. Сумма эта составляет около 5−6 млн рублей ежегодно. В 2007 году, например, в соответствии с программой, мы приобрели современную лакокрасочную камеру. На очереди — ленточнопильный и продольно-фрезерный станки, отличающиеся высокой производительностью и точностью обработки.

 — Какие задачи стоят перед коллективом в ближайшее время?

 — На новом подготовительном производстве предстоит освоить выпуск запчастей для ремонта и обслуживания импортного оборудования, которое установлено на «двухмиллионнике» и которым будет оснащен строящийся завод ЦМК-шин. Кроме того, собираемся расширить непрофильную сферу деятельности с выходом на новых заказчиков.

Новости
13 Декабря 2024, 17:29

Из Казани запустили авиарейсы в Гоа

Они будут осуществляться каждые 10 дней.

Из Казани возобновили авиарейсы в Гоа. Они будут выполняться до конца марта 2025 года. В прошлом зимнем сезоне перелеты в Гоа не осуществлялись.

По данным пресс-службы международного аэропорта Казани, загрузка первого рейса составила 100%, что говорит о высоком спросе на направление среди жителей Татарстана и близлежащих регионов. Рейсы будут выполняться раз в 10 дней на самолетах Boeing 757−200, рассчитанных на 238 пассажиров.

Ранее TatCenter писал, что Калмыкия запустит прямые рейсы в Казань, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Улан-Удэ уже в 2025 году.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: